14
15
IHAI±IE==>v ГЭКОНОМИЧЕСКИЙ)) 1ЛЕКТОРИЙ!^^ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН И АВТОТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯД евятый пятилетний план развития нар одного хозяйства предусматривает ряд важнейших мер по дальнейшему росту перевозокиулучшению работы автомоб ильного транспорта страны. Имеется в виду, в частности, значительно увеличить парк автомобилей, п режде всего больш ойгрузоподъемности , и автопоездов, у крупнить автохозяйства, расширить сеть дорог с твердым покрытием. В структуре автомобильных перевозок существенная роль принадлежит автотранспорту общего пользования, о бъемгрузооборотакоторогок 1975 годудол ­ ж ен возрасти в 1,6 раза. Д лясрокав пять лет это весьма высокий темп . Надо сказать, что прошедшая , восьмая пятилетка была для автотранспорта общегопользования не совсем обычной . Если проанализировать общийгрузооборотиобщийобъемперевозокгрузов , то выяснится, что и по тому, и по другомупо ­ казателю удельный вес автотранспорта общего пользования снизился. На первый взгляд, этот факт позволяет предположить , что автотранспортные предприятияобщего пользования не оправдали возлагавшихся на них над ежд , оказались недостаточно эффективными. Однако вэкономике , в ее сложных взаимосвязях нельзя ограничи ­ ваться простым сопоставлением двух цифр . Только глубокийи всесторонний анализ позволяет установить истинное положение дел. Такой анализ интересую щих нас итогов восьмой -пятилетки дает другие , п ротивоположные выводы. К акие же? П режде всего отметим , что в течение последних лет по ряду причин основные производственныефонды автотранспортных предприятийобщегопользования — п одвижной состав — обновлялись край ­ не недостаточно. Новых автомобилей поставлялось мало, а старые приходилось списывать. В результате паркгрузовых автомобилей предприятийобщего пользования значительно сократился и «постарел». Так, в системе Главмосавтотранса — о дного из крупнейшихв стране объединений — б ольше 52 процентов машин находится в эксллуатации свыше восьми лет. «Возраст» 38 процентовгрузовых автомобилей перевалил за де ­ сять лет, а пробег — за 300 тысяч кило ­ м етров . П римерно такая же картина вдругих транспортных объединениях об ­ щ его пользования. И все-таки, н есмотря на сокращениепаркаиухудшениеегоструктуры , автотранспорт общего пользования за пятилетие увеличил грузообо ­ рот на 27, а объем перевозок — на 16процентов. В 1970 году он доставил вобщей сложности 3821 миллионвсевоз ­ м ожныхгрузов . Это свидетельствует об эффективности работы автотранспорта общего пользования, его жизненностии народнохозяйственной значимости. За истекшее пятилетие суммарная грузоподъемностьсписочногопарка на предприятиях Министерства автомобильн ого транспорта РСФСР сократилась на 4 процента, а грузообороттем не ме ­ нее вырос на 25 процентов . П риэтом почти 80 процентов всех грузовв 1970 году пришлось на централизованные перевозки , то есть на самую прогрессивную форму транспортного обслуживания. Ц ифры эти вполне объяснимы . Успехи автотранспортных предприятий общего пользования предопределенытемиог ­ ромными принципиальными преимуществами, к оторыми они обладают. М аши ­ ны используются здесь наиболее эффективно, транспортный процесспостоянно совершенствуется, сфера иобъемцен ­ трализованных перевозокгод от года растут. П риведем хотя бы данныеовы ­ р аботке на среднесписочнуютоннугру ­ з оподъемностиподвижного состава. Как известно, это один из важнейшийпока ­ зателей использования основных фондов на транспорте. Так вот, за прошлую пятилетку вцелом по автотранспорту общего пользования выработка возросла на 20 процентовпообъемуперевозок (в тоннах) и на 30 про ­ центов по грузообороту (в тонно - к ило ­ метрах). Д остигнуто это благодаряпо ­ вышению коэффициента выпуска автом обилейи увеличению продолжительности их работы на линии, а такжеза счет сокращения порожних пробегов. Коэффициент использования пробега возрос на 8,5 процента иприблизилсяк 0,60, тогда «ак вцеломпо автотрансп орту страны (без транспорта общего пользования) он составляет 0,50. Эти цифры надо считать весьма красноречи ­ в ыми , если учесть, какими усилиями дается каждыйпроцентповышенияко ­ эффициента использования пробега в условиях, к огда происходит неуклонная специализация подвижного состава. В системе автотранспорта (с учетомпогрузочно - в ыгрузочных работ) занято около девяти миллионов человек — п ри ­ м ерно десятая часть общего числа ра ­ бочих и служащих страны. М еждутем производительность трудав течение ря ­ д а лет повышалась здесь крайне мед пенно. В 1966—1970 гг. п роизводствен ­ но-техническая база автохозяйств обще -РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ ПОХОДЕКонкурс на лучший маршрут продолжаетсяЛюбовь к путешествиям, стремление повидать новые, неизведанные еще места — вот что привело группу мототуристов, которую возглавлял В. Апостолов, на дороги далекого Памира. Часть пути от Москвы они, правда, преодолели по железной дороге, но зато больше времени получили для знакомства сТаджикистаном, замечательными успехами, которых достигла республика в братской семье советских народов. На снимке вы видите мототуристовучастников конкурса журнала «За рулем» на Памире, в момент, когда они остановились для того, чтобы уточнить маршрут. Тысячи авто- и мототуристов совершают увлекательные походы по родной стране. С каждым годом людей, которые проводят свой отпуск в путешествиях, становится все больше и больше. Редакция «За рулем» объявила конкурс на лучший маршрут. Он посвящен славному 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. В конкурсе, как уже сообщалось в журнале (1971, № 1), могут участвовать все авто- и мототуристы,14 го пользования несколько улучшилась, возросло количество большегрузных автомобилей и автопоездов, предприятия перешли на новую систему планирования и экономического стимулирования, больше внимания стало уделяться научной организации труда и производства. В результате темпы роста производительности труда значительно увеличились, За пять лет на автотранспорте общего пользования этот важнейший показатель повысился на 33 процента, рост объема перевозок впервые был достигнут без существенного увеличения численности работающих. Себестоимость грузовых автомобильных перевозок соответственно снизилась. В 1970 году она составила примерно 5 коп./ткм. Это на 30—35 процентов меньше, чем в среднем по ведомственному автотранспорту. Если взять крупные автохозяйства, технически хорошо оснащенные, себестоимость, конечно, еще ниже. А ведомственный автотранспорт, как известно, представлен в основном мелкими предприятиями. Простейшие расчеты показывают, что на каждом миллиарде "тонно-километров грузооборота, выполняемом этими мелкими автохозяйствами, мы теряем 10—15 миллионов рублей. Итак, преимущества автотранспорта общего пользования, что называется, налицо. Однако это отнюдь не означает, что все они в достаточной степени реализованы. XXIV съезд КПСС определил главную задачу девятой пятилетки — обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов роста социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда. Средства решения этой задачи многообразны. Они ив освоении новой техники, и в улучшении организации труда, и в укреплении трудовой дисциплины. Не меньшее значение имеют также уровень специализации отрасли, степень концентрации производства. Что касается автотранспорта, то дальнейшее развитие форм специализации, по-видимому, должно быть достигнуто двумя главными путями. Необходимо, eo-тшрвых, добиваться увеличения удельного веса транспорта общего пользования; во-вторых, всемерно развивать специализированные автотранспортные предприятия и, соответственно, расширять масштабы специализированных централизованных перевозок.Оптимальные размеры автотранспортных предприятий в определенной мере зависят от их местонахождения и характера деятельности. Вместе с тем следует помнить, что в принципе высокий уровень концентрации автотранспорта создает все необходимые предпосылки для успешного внедрения новой техники и прогрессивных транспортных процессов, для повышения производительности труда и эффективного использования всех производственных фондов. Вот результаты разработок, проведенных в ЦСУ СССР. Если принять за 100 процентов производительность (в тоннокилометрах) грузового парка автохоСписочное количество автомобилей Удельные капитальные вложениязяйств, насчитывающих от 10 до 24 автомобилей, то с ростом концентрации этот показатель изменяется следующим образом: при 25—49 автомобилях — 120 процентов, при 50—99 автомобилях — 143 процента, при 100 и более — 184 процента. Столь же показательны расчеты Гипроавтотранса, устанавливающие связь между удельными (на одно машино-место) капитальными затратами на строительство грузовых автотранспортных предприятий и списочным составом автомобилей на этих предприятиях (за 100 процентов приняты затраты при парке в 300 автомобилей):100 100 139 139200 200 115 115300 100500 82800 721000 67Таким образом, удельные первоначальные капитальные затраты при создании автотранспортных предприятий на 100 грузовых автомобилей почти на 40 процентов выше, чем при строительстве предприятий на 300 автомобилей. При действующих технических проектах и оптовых ценах разница в затратах составляет примерно 2000 рублей на машиноместо. В масштабах народного хозяйства это сотни миллионов рублей. Недаром в Постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 года подчеркивалась недопустимость создания мелких автомобильных хозяйств. Практика убедительно доказала, что крупные коллективы, где деятельность строится на основе научной организации труда и производства, лучше справляются с возложенными на них заданиями. В этом отношение весьма показательны итоги перевозки сельскохозяйственных продуктов урожая 1970 года в РСФСР, когда работа шла в отрыве от основной производственной базы. Удельный вес автомобилей, привлеченных из различных отраслей народного хозяйства на вывозку урожая, составлял 28,2 процента от общего количества автомобилей, используемых на этой работе. На них было выполнено 23,9 процента общего объема перевозок зерна и силосной массы. В то же время колонны автотранспортных предприятий общего пользования имели выработку на этих перевозках на 32 процента выше средней по всему занятому на них авто-транспорту и на 54 процента выше, чем по автотранспорту, привлеченному хз отраслей народного хозяйства. По расчетам, если бы на всем автотранспорте, занятом на этих перевозках, была достигнута такая выработка, как в колоннах транспорта общего пользования, то это позволило бы высвободить в период заготовок 150 тысяч автомобилей. Концентрация производства может быть осуществлена и путем организации хозрасчетных объединений. Во многих городах и районах создание производственных хозрасчетных объединений — важное условие успешного проведения комплекса мероприятий по совершенствованию транспортного процесса, укреплению производственно-технической базы автохозяйств и улучшению использования подвижного состава. Дальнейшее развитие автотранспорта общего пользования, улучшение его работы зависит от усилий огромного множества людей. Свой вклад в это дело вносит «аждый водитель. И каждый на нынешнем этапе должен понимать суть экономических процессов, с которыми связана его деятельность. В этой связи мы хотим напомнить ленинские слова о том, что чем глубже преобразование, которое .мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые миллионы и десятки миллионов людей, участвующих в этих действиях. А. ШУЛЬМАН, кандидат экономических наук не превышая объема). Вместе с описанием необходимо прислать в редакцию маршрутную книжку с отметками о пройденном пути (после подведения итогов конкурса она возвращается уча-. стникам похода). Последний срок отправления материалов — 20 декабря 1972 года (определяется по почтовому штемпелю). На конверте необходимо указывать «На туристский конкурс». Маршруты, признанные жюри наиболее удачными, будут отмечены памятными наградами. Для этого устанавливается 18 премий: три первых, три вторых, три третьих и девять поощрительных. Счастливых походов вам, друзья! Фого Б. Ларионовакоторые совершили поход в минувшем году или совершат его в нынешнем по комплексному или тематическому маршруту. Комплексный предполагает знакомство с достопримечательностями того или иного района (районов) страны. Тематический — одну из следующих тем: «Маршрутами новой пятилетки»; «Союз нерушимый республик свободных» (по городам двух и более республик); «Там, где гремели бои»; «По историческим местам нашей Родины» — или же другую, выбранную самими участниками. Походы могут быть индивидуальными или групповыми. Время начала, график и скорость движения выбирают сами участники на основе действующих «Правил организации самодеятельных 3 *туристских путешествий по территории СССР», утвержденных ЦС по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Маршрут должен быть составлен с таким расчетом, чтобы его можно было пройти в течение месячного отпуска. Предварительные заявки для участия в конкурсе присылать не надо. Участники похода после его завершения направляют в редакцию описание и схему пройденного маршрута с указанием расстояния между населенными пунктами, краткой характеристикой дорог, достопримечательностей, встретившихся в пути. Желательно также показать кемпинги, мотели, гостиницы, АЗС и станции технического обслуживания. Маршрут должен быть описан не более чем на пяти машинописных страницах. Можно сделать это и от руки (но15