ЗарулемЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ!ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ _ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ г-л Иu I СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ЯНВАРЬ ОРДЕНА 1972 КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОСААФ СССРИЗДАЕТСЯ С1928 ГОДАНаше делоН. А. Щ ЕЛОКОВ , Министр внутренних дел СССР Завершенпервыйгод пятилетки, год новых трудовыхпобеднашего народа, новых открытийв науке итехнике . Н ы ­ н ешнюю , д евятую пятилетку, к акуказы ­ валось на XXIV съезде Коммунистиче ­ с кой партии СоветскогоСоюза , отличают невиданные преждемасштабыраз ­ вития производства . Эта особенность ее отчетливо проступаетвдостижениях такой отрасли, как автомобилестроение, в расширении объема работы автомобильн оготранспорта . Выпуск автомобилейв 1975 году вырастет в два слишним раза по сравнениюс 1970 годом . Планы эти отражают ту важную роль, к оторая отведена автомобильномутранспортуввы ­ п олнении заданий девятой пятилетки, и влекут коренныеизмененияворганиза ­ ции егоработы . Д альнейший рост автомобильногопар ­ ка, его грузооборота, повышение скоростей и интенсивности транспортных потоков делают особенно актуальной проблему обеспечения безопасности движения, К безопасности движения предъявляются новые, более жесткие требования. Неотложный характер их очевиден , если « з многих аспектов проб ­ л емы рассматривать дажетолько два — социальный и экономический. В самом деле, б ессмысленная , случайная смерть человека подколесамиавтомобиля — это не только личная трагедия , но и невосполнимая потеря общества. К тому же весьма велик материальный ущерб от дорожных происшествий — почти миллиардрублейвгод . О дна эта цифраубеждаетвтом , что на мероприятия по повышению безопасности движения не надо жалеть ми сил, ни средств. Тщательный анализ создавшегося положения, изучение возможностей, которые открываются .нам на путях научно-технического прогресса , п риводятк (выводу, что такуюсложнуюмногоплановуюпро ­ б лему (решать прежними методами исредствамиуже нельзя, что нуженприн ­ ципиально « о вый подход к задаче, более глубокиенаучныеисследования , п о ­ иск 1и раз ' р аботка на их основе новых концепций. В чемже он долженпроявляться этот новыйподходкпроблеме ? П режде всего, как представляется, в значительном усилении роли технических средств ор ­ ганизации дорожного движения и контр олязаним . Отдавая приоритет этому участку работы , нельзя, вместе стем , умалять изначение водителя, е гопод ­ г отовки для безаварийнойезды , е гопо ­ ведения на дороге . В озможности человека не безграничны , а вкрайнеуслож ­ н ившейся за последниегодыобстановке движения порой близки к пределу, когда речь идет обуквальномгновеннойибе ­ з ошибочнойоценке ситуации, с пособнос ­ ти выбрать 1из множестварешенийопти ­ мальное. Темп и интенсивность дорожногодви ­ ж ениявозросли настолько, и это надо всем представлять, что малейшая неточность, чуть запоздалаяреакция , а иног ­ да обычнаянеосмотрительность водителя или пешехода , к оторые при невысокихскоростяхтранспортных средств еще оставляли возможности для исправления просчетов , сейчас сплошь ирядомчре ­ ваты опаснейшимипоследствиями . Значит, надо максимально " р азгрузить водителя, о свободивегомозгируки от всеготого , что должнаитеперь уже может сделать службаорганизациидви ­ жения, сосредоточив его внимание и силы непосредственно на управлениима ­ ш иной . Значит, надо максимально усовершенствовать систему информацииисветофорнойсигнализации на дорогах , ш ире внедрять вуправлениесредствами регулирования счетно-решающие устройства, п ереходить на телеавтоматику для координации движения в целом районе или на всей магистрали . М ногоевэтом направлении уже делается, Год назад была организованамеж ­ д ународная выставка «Интерсигналдортранс», « о торая позволила специалистам познакомиться с мировым уровнем втехникеорганизациидвижения , ее луч ­ шими образцами. Д о последнего времени у нас не былоединого плана разви ­ тия технических средств регулированиядвижения , о рганизации , к отораябы направляла эту деятельность. Сейчас такая работа начата. В системеГосавтоинспек ­ ции создаютсяспециализированныемон тажно-эксплуатэционные подразделения, к оторыебудут определять и потребности в такого рода технике.В НОМЕРЕ:Министр внутренних дел СССР о проблемах безопасности движения Оборонное Общество в дни своего VII съезда Пятилетка ДОСААФ Новогодние интервью 7, 19, 20, 31, 39Призы журнала Горьковскому му 40 лет автомобильноНа звание лучшего водителяiАвтотранспорт общего пользования — первая тема нашего экономического лектория Клуб «Автолюбитель» в гостях у владельца «Запорожца» Новости, события, факты О комиссионной торговле Новый минский мотоцикл Тему подсказала «Правда» «Зеленая волна» Достижения спортсменов съезду ДОСААФ Блестящий успех раллистов Завершаем серию «Жигулях» В мире моторов Справочная служба Спортивный глобус —советских статей оНа вкладке — советы бывалых схема электрооборудования «Жигулей» мотоцикл М-106 Первая страница обложки — композиция В. Корзинкина Четвертая страница обложки — композиция Ю. ГригорьеваФото В. Ширшова Наше• •делос половиной раза чаще, чем водители смноголетнимстажем . В ближайшее врем яв СССР за руль сядут миллионыво ­ дителей-новичков. По прогнозамк 1980 году только автолюбителей у нас будет около 18 миллионов, значительно попол ­ нится иармия профессиональных шофе ­ ров. Если сопоставить эти факты, станет ясным, почему специалисты считают про ­ блему подготовкии воспитания водителей проблемойномер один. Степень подготовленности водителей вызывает, и справедливо, м ного нареканий. Но здесь следут различать по крайней мере две стороны дела: отсутствие у водителя определенных личных качеств, м ногие из которыхмедики называют психофизиологическими , и недостатки его профессионального мастерства, п робелыа навыках и умении. Д о недавнего времени все наши усилия на ­ правлялись главным образом на совер ­ шенствование методики обучения шофе ­ ров. Здесь и сейчас широкоеполедея ­ тельности. В частности, по строительству тренировочныхавтодромов , на кото ­ рых можно было бы научить водителя тому, как выйти из «заноса», как избе ­ жать опрокидывания или тяжелыхпо ­ следствий вкритической ситуации, и многомудругому , без чего нельзя быть до конца увереннымт его надежности . Правила правилами, но даже отличное знание их не гарантия от аварий. Если бы это было так, то люди , т олько что окончившие автошколу, у которых правила движения в памяти еще свежи, не попадали быв беду. На дележе они-то исоздают чаще аварийные ситуации. От неумениявовремяобнаружитьи распознать опасность, быстро принять ме ­ р ык ее устранению , правильно выбрать режим движения, экономно выполнить маневр. Д ля всего этого однойтеории мало. И менно практическая сторона подготовки водителей должна сейчас стать главной в деятельности всех учебных организаций , и особенно автомотоклубов ДОСААФ , к оторые явятся основным звеномв обучении не только специалистов для армиии 'народного хозяйства, но имиллионов автолюбителей. Н еобходимо наладить и специальный профессиональный отборшоферов для той или иной работы. На первый взгляд, все водители находятся в одинаковых условиях, ездят поодними тем жедо ­ р огам . Но это чисто внешнее представление. Управление машинойскоройпо ­ м ощи или автомобилем , д оставляющим , о кажем , п родукты на дом , м ногомест нь(М городским автобусом мли индиви ­ дуальным « М осквичом » требует от води ­ теля различных качеств, опыта, знаний и работоспособности, разной координации движений , р еакции , зрительной памяти, устойчивости внимания и т. п. М ыже до сих порпри выдаче водительскихН. А. Щелоков выступает перед слушателями Высшей школы милиции.Как видите, в соответствии с требованиями времени меняется иобликГАИ , характер исодержание ее работы. Сегодняшняя Государственная автомобильная инспекция — это разветвленная, технически оснащенная служба, у комплек ­ тованная работникамимногих специальностей, способная научно и оперативно решать сложные задачи. В аппарате ГАИ , и з центре и на местах, проводится четкая специализация. Появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие службы : организации движе ­ ния, строевые подразделениядорожно ­ го надзора, введена новая специальность — и нженерорганизациидвиже ­ ния. Улучшилась и техническая вооруженность автоинспекторов. В их распо ­ р яжении вертолеты и вычислительные машины, телевизионные и радарные установки, м ощные автомобили имото ­ циклы, с овершенные средства связи. П ри такой материальной и технической базе появилась возможность более кон ­ кретно и оперативно, с учетом перспектив развития уличной идорожной сети, роста транспортных и пешеходных пото ­ ков управлять движениемвсамомширо ­ к ом смысле слова, создавать водителям ипешеходам более благоприятные условия. Д умается , читателям журнала будет интересно узнать ио некоторых дальнейших шагах, к оторыепредпринимают ­ ся, чтобы улучшить стиль и качество работы Госавтоинспекции. Д ляподготовки автоинспекторов создается сеть специальных учебных заведений. В прошломгоду были разработаны и приняты нор ­ мативы штатной численности основных категорий сотрудниковГАИ , что позво ­ ляет формировать эту службупланомер ­ но. В целях более оперативного , всестор оннего , а главное объективногоопре ­ деления технического состояния транспортных средств вМоскве , Киеве, Л е ­ нинграде, Ростове«на-Дону, а затем ивдругихгородах будут построены специ альньге диагностические станции ГАИ. Д ля лучшего удовлетворения запросов тех, кто хочет стать водителем, в рес ­ публиках, краях и областях будут обра ­ зованы кустовые квалификационные ко ­ миссии. Они получат в свое распоряже ­ ние приборыиоргтехнику , к оторыепо ­ зволят значительно уменьшить затраты сил ивремении экзаменатора, и экзам енующегося , не снижая качества про ­ в ерки знаний. Д орожные происшествия имеютнема ­ ло причин, но в значительной части их повинны сами водители. Задумайтесь над несколькимицифрами . П оданным Всемирной организации здравоохранения при ООН , вина водителей вразличногорода несчастных случаях «а дорогахоп ­ ределяется в девяти случаях из десяти, а молодые «участвуют» в авариях в два2 Над автомагистралью питрульныи вертолет ГАИправ руководствовались совершенно одинаковыми медицинскими критериями, что вряд ли правомерно. Инструкция по медосвидетельствованию лиц, которые хотят стать водителями, в этом смысле устарела и должна быть пересмотрена в самое ближайшее время. Надо определить требования не к водителям вообще, а к каждой их'категории в отдельности. Несомненно, что такая профориентация скажется на безопасности движения самым непосредственным образом. Конечно, многие беды «а улицах и дорогах происходят не от незнания правил поведения, а от беспечности, небрежности, самонадеянности и водителей и пешеходов, то есть элементарной недисциплинированности. Повышать качество обучения и пропаганды безопасности движения, без всякого сомнения, надо и дальше. Но не менее важно настойчиво воспитывать в людях уважение к этим нормам, а тех, него пренебрегает общественными 'интересами, заставить следовать им. В отношении нарушителей правил, особенно пьяниц, органы ГАИ будут и дальше занимать жесткую, непримиримую позицию. Безопасность движения — проблема комплексная, и видеть причину дорожных происшествий только в просчетах водителя, в превышении скорости или, скажем, в невнимательности, значит не осознавать ее многогранности, не давать происходящему объективной, обоснованной оценки. К сожалению, наши усилия нередко не дают ожидаемого эффекта именно потому, что меры, при помощи 'Которых мы пытаемся решить проблему, страдают односторонностью. Безопасность движения во многом будет зависеть сейчас от автомобилестроителей и дорожников. «Все начинается с дороги», «Везет не конь — везет дорога». Можно вспомнить и другие из подобного рода истин, которые человек открыл для себя давно. Возможно, с появлением наземных транспортных средств на воздушной подушке эти афоризмы умрут. А сейчас доропи автомобилю нужны, и притом хорошие дороги. Без широкой сети благоустроенных дорог перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом связана с очень большими издержками. Пятилеткой намечена большая программа развития дорожной сети. Однако новые условия движения требуют не только увеличения протяженности дорог, но в первую очередь улучшения качества и строящихся, и уже существующих. •Надо прямо сказать, что нынешние нормы в проектировании и строительстве автомобильных дорог во многом устарели. Дороги, как известно, строятся на десятилетия и, стало быть, всегда должны предвосхищать завтрашний день, далекую перспективу. I*Стране нужны современные автомагистрали. При нынешних скоростях движения, при широком развитии междугородных перевозок обычные дороги на многих участках стали небезопасны. Каковы при возросшей плотности транспортного потока на дорогах основные причины происшествий? Прежде всего выезд на левую сторону и столкновение автомобилей из-за просчетов водителей при обгонах. Автомагистраль 'же с широкими разделительными полосами между направлениями движения почти исключает это. Почему так часты наезды на препятствия и опрокидывания машин с наступлением темноты? Оттого, что водители теряют видимость из-за слепящего света фар встречных автомобилей. На магистралях с самостоятельными проезжими частями, расположенными нередко ив разных плоскостях, такая опасность водителям угрожать не будет. Кроме этого, надо и фары устанавливать под таким углом, чтобы они освещали больше правую сторону, не ослепляя встречного водителя. В комплексе «водитель — автомобиль — дорога» все требования к автомобилю до недавнего времени ограничивались его исправным техническим состоянием. Слов нет, исправность любого транспортного средства — залог безаварийной работы. Но для безопасности движения этого *ало. Надо разделять два понятия — безаварийность и безопасность. Потому что это не одно и то же. Если конструктивно-технические параметры машины таковы, что даже при аварии исключают тяжелые ранения водителя и пассажиров, можно считать, что такой автомобиль обеспечивает безопасность. Для безаварийной езды наши машиностроители сделали немала. Советские автомобили не уступают международным стандартам по основным техническим показатепям. Что же касается безопасности, то здесь работы еще много. В статье затронуты лишь некоторое стороны безопасности движения на дорогах. Проблема эта обширна и требует к себе повышенного внимания как ученых, специалистов, так и государственных органов. Она затрагивает все отрасли народного хозяйства, в ее решении самым непосредственным образом заинтересованы миллионы людей. В заключение позвольте поздравить всех читателей журнала с Новым годом, пожелать им здоровья и новых успехов в труде во втором году пятилетки и выразить надежду, что журнал «За рулем», который, увеличив свой объем, предстает перед нами в новом качестве, поможет поднять на более высокий уровень и работу по пропаганде и распространению передового опыта в деле безопасности дорожного движения.