На призы журнала ,,3а рулем"Наступил новый спортивный сезон. Среди многочисленных наград, которые ждут победителей автомобильных и мотоциклетных соревнований, есть и призы, учрежденные редакцией журнала «За рулем». Первым из них привлечет к себе внимание хрустальный кубок «Космос» — для сильнейшей команды зимнего мотобольного турнира. Пока он хранится у спортсменов зеленокумской «Молнии», которые в прошлом году на заснеженном поле стадиона «Машиностроитель» в Москве выиграли финальный матч и стали победителями соревнований. В январе начнется борьба и за «Трофей заводов». Первые заявки на неговнесут участники чемпионата Советского Союза в гонках на ипподроме. Итоги минувшего розыгрыша «Трофея» публикуются на этой странице журнала. В прошлом году по инициативе «За рулем» состоялись военизированные однодневные соревнования владельцев личных мотоциклов. Наши призы получили победители районных соревнований в городе Крымске Краснодарского края, первенства Российской Федерации, проходившего там же, и Всесоюзных соревнований, которые состоялись в сентябре в Минске и завершились победой мотолюбителей Российской Федерации. Состязания владельцев личных мотоциклов вновь внесены в спортивный календарь.К концу года мы сообщим читателям имена тех, кто завоюет призы журнала. Интересная борьба ожидается в розыгрыше наших традиционных кубков. Юным водителям Московского городского Дворца пионеров и школьников снова предстоит отстаивать переходящий приз журнала, завоеванный в прошлом году на Всесоюзных соревнованиях школьников-автомобилистов в Харькове. Очередная встреча юных водителей состоится в Минске. Осенью станут известны обладатели еще двух призов. Один из них — Кубок дружбы спортсменов социалистических стран сейчас находится у картингистов Чехословакии, которые в прошлом году впервые одержали победу в этих популярных соревнованиях. Остается назвать самый давний наш приз — Кубок СССР по мотоболу, учрежденный редакцией еще в 1963 году. Как и обычно, розыгрыш его завершит спортивный сезон среди мотоболистов.АЗЛК-ПЕРВЫЙ ОБЛАДАТЕЛЬ «ТРОФЕЯ ЗАВОДОВ»Развитие автомобильного спорта немыслимо без современной техники. В свою очередь, участие в соревнованиях приносит неоценимую пользу при создании более совершенных машин. Естественно, и это подтверждается мировой практикой, что ведущие автозаводы неизменно уделяют серьезное внимание работам по гоночным и спортивным автомобилям, подготовке серийных машин для участия в ралли, кроссах, кольцевых гонках. С целью стимулировать интерес к автоспорту на автозаводах страны редакция учредила в 1971 году переходящий приз «Трофей заводов». Он присуждается ежегодно (см. «За рулем», 1971, № 2) коллективу предприятия, набравшему наилучшую сумму очков, вычисляемую по специальной шкале, в шести чемпионатах страны. После первенства СССР по ралли, завершившего спортивный сезон, редакция провела окончательный подсчет И определила места, занятые коллективами предприятий. «Трофей заводов» присужден Московскому заводу имени Ленинского комсомола, чьи спортсмены успешно выступили на «москвичах» в пяти первенствах СССР и набрали 91 очко. Две золотые и две серебряные медали — немалое достижение гонщиков завода. На второе место с 36 очками вышел Волжский автозавод. Его автомобили «Жигули» были выставлены на четыре первенства страны. Кроме того, на чемпионате СССР по кольцевым гонкам дебютировали гоночные машины «Эстония-16М-Жигули», снабженные форсированными двигателями от ставшей уже популярной малолитражки. Коллектив ВАЗа, таким образом, несмотря на свою молодость, уже показал, насколько серьезен его интерес к автоспорту. На третье место (35 очков) вышел Горьковский автозавод. Большого успеха добился Ижевский за-вод. В прошлом году автомобили этого молодого предприятия одержали первые победы в международных соревнованиях, отлично показали себя раллисты ив первенстве СССР. Отмечая большую работу, проведенную Ижевским заводом в области автоспорта, мы видим связь его успешных стартов за рубежом с общим четвертым местом (33 очка), занятым в розыгрыше «Трофея». Таллинский авторемонтный завод, главный в нашей стране поставщик гоночных автомобилей для спортивных клубов и секций, вышел с 30 очками на пятое место. Его небольшой коллектив, который более десяти лет отдает много сил и энергии созданию скоростных машин, потеснил в таблице розыгрыша «Трофея» такие предприятия, как ЗАЗ (19 очков, шестое место) и УАЗ (8 очков, седьмое место). Итак, «Трофей заводов» обрел первого хозяина. В торжественной обстановке он был вручен представителю администрации АЗЛК. Директор завода награжден почетным дипломом. Волжский и Горьковский заводы получили дипломы. Начинается новый спортивный сезон. Условия розыгрыша «Трофея» остаются неизменными. Ожидаем, что в борьбу за него ныне включится больше заводов.БОГАТЫЙ УРОЖАЙ «КОМЕТЫ»Последний официальный матч по мотоболу в минувшей спортивном сезоне. Конечно же это финал Кубка СССР — встреча особенная, волнующая, которую с нетерпением ждут тысячи любителей мотоциклетного спорта. Почетный приз, учрежденный редакцией журнала «За рулем» еще в 1963 году, ныне разыгрывался в девятый эаз. Его оспаривали 32 команды, но только двум — полтавскому "Вымпелу» и элистинской «Комете» удалось провести все предварительные игры без поражений и выйти в финал. В кубковых матчах нет слабых и сильных. Успех приводит к тому, кто в одном поединке сумеет лучше мобилизовать всю свою волю, свое умение. И не важно, что в финале встречались «Вымпел». занявший только пятое место во всесоюзном первенстве, и «Комета» — чемпион Советского Союза, сильнейший клуб Европы. Их шансы были примерно равны. В некотором отношении положение украинской команды оказалось даже предпочтительнее. Она получила мощную поддержку нескольких тысяч полтавчан, которые с самого утра стали прибывать на автобусах в Днепродзержинск на местный стадион «Победа». где проводился финальный матч. И сразу же трибуны покрылись многочисленными лозунгами,призывающими «Вымпел» отдать все силы победе. А чтобы у любимой команды было хорошее настроение, не забыли ио юморе. Вот что было написано на одном из плакатов: «Говорила теща: «Зять, не пара ли Кубок взять?» Переполненные трибуны, отличный зеленый газон поля, много Фотокорреспондентов, представителей радио, телевидения, кинохроники — все это создавало приподнятую, праздничную атмосферу. Да и игра удалась на славу — быстрая, техничная, с множеством острейших моментов. Словом, настоящий кубковый поединок. «Комета» действовала превосходно: ее форварды забили шесть мячей. Но и украинские мотоболисты не складывали оружия до самого финального свистка. Под занавес матча им удалось провести в ворота чемпионов два гола. Со счетом 6 : 2 победу одержала «Комета», завоевав, таким образом, все призы, которые существуют в мотоболе. — золотые медали чемпионов, Кубок Европы и Кубок СССР — Кубок журнала «За рулем».8