9
10
11
40 ЛЕТВ СТРОЮIIIГАЗ-66 (с 1964 г.). Современная машинапроходимости , к оторая заменила ГАЗ-63. 2000; 8 — 4254; 115 — 3200 — 6,7; 8 — 6,83; 2342 — 2440; 12,00—18; 3470 — 95 — 40. (См. стр. 10 )повышенной 4X4; 5655 —ГАЗ-53А (с 1965 г.). В 1964 году завод начал производство 3-тонного груз овика ГАЗ-53 (после модернизации — ГАЗ-53А). 4000; 8 — 4254; 115 — 3200 — 6,7: 4 - 6 . 8 3 ; 4 X2 ; 6395 — 2380 — 2200; 8,25 — 20; 3250 — 86 — 29,5.""**ГАЗ-13 « Ч АЙКА » (с 1959 г.). Более совершенная модель, с менившая ГАЗ-12. 7; 8 — 5526; 195 — 4400 — 8,5; 3 — 3,38; 4 X2 ; 5600 — 2000 — 1620; 2100 — 160 — 2 1 .ГАЗ-24 «ВОЛГА» (с 1970 г.). Комфортабельный легковой автомобиль среднего класса. 5; 4 — 2445; 98 — 4500 — 8,2; 4 — 4,10; 4 x2 ; 4735 — 1800 — 1490; 7 , 3 5 - 1 4 ; 1400 — 145 — 14.Здесь был пустырь. Ничто не нарушало его покоя — окраины промышленного Нижнего Новгорода еле виднелись, а соседние деревни Монастырка и Карповка вели тихую жизнь. Пустырь «не догадывался», какое будущее его ждет. 13 августа 1929 года он превратился в шумную строительную площадку, а 2 мая 1930 года на ней был заложен первый камень автомобильного гиганта, рассчитанного на ежегодный выпуск 100 тысяч грузовых и легковых машин. В ударные сроки вчерашние деревенские мужики возвели просторные цехи, которые оснастились новейшей техникой, 2. «За ,рулем» N° 1и 29 января 1932 года, ровно сорок лет назад, с конвейера новорожденного предприятия была снята его первая продукция — грузовики ГАЗ-АА. В декабре начался выпуск и легковых машин ГАЗ-А. Вся страна, которая в этом году отмечает юбилей — 50-летие со дня образования Союза ССР, шла вперед семимильными шагами. В 1932 году ГАЗ изготовил около 10 тысяч машин, а через шесть лет, в 1930 году — у же 140 тысяч. В годы Великой Отечественной войны Горьковский завод, не прекращая выпуска автомобилей, снабжал фронт машинами специального назначения, вооружением. После победы он одним из первых, в 1946 году освоил новые модели, неустанно разрабатывая более совершенные конструкции. За минувшую пятилетку выпуск автомобилей по сравнению с 1965 годом увеличился в полтора раза. Горьковчане в эти годы добились не только количественного роста. Они освоили две новые модели — ГАЗ-52 и ГАЗ-24. Полный переход на новую «Волгу» был осуществлен в июле 1970 года всего за один день. А год спустя, 31 июля 1971 года с конвейера сошел уже 50-тысячный автомобиль ГАЗ-24.9 ред Горьковским автомобильным в девятой пятилетке. В соответствии с планом развития народного хозяйства страны на 1971 —1975 годы производство грузовиков возрастет почти в полтора раза. Немалая доля этого прироста приходится на 2,5-тонные и 4-тонные машины ГАЗ. Поэтому уже сейчас развернута реконструкция завода. В частности, сооружается корпус шасси грузовиков площадью около 200 тысяч квадратных метров, строятся филиалы в Арзамасе и Чернигове. Одновременно с расширением производства предстоит модернизировать одну из базовых моделей, ГАЗ-53А, освоить новую «Волгу» «универсал». Славный путь прошел за 40 лет коллектив горьковских автостроителей. Его трудовые успехи высоко оценены страной. Завод награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Сегодня, в день сорокалетия мы от имени читателей горячо поздравляем юбиляра. Здесь и на предыдущей странице пред ставлены основные модели грузовых, легковых машин, автобусов и вездеходов, на радиаторах которых стояла и стоит марка «ГАЗ». На счету славного коллектива за его сорокалетнюю историю такое множество модификации автомобилей, что даже для краткой характеристики их потребовалась бы целая книга. Поэтому мы выбрали наиболее типичные и интересные образцы из всей продукции завода. В подписях к - портрету • каждого ав> томобиля вы встретите несколько строчек цифр. Вот что они обозначают: число Мест или грузоподъемность (кг); число цилиндров двигателя — рабочий объем (см 5 ): мощность (л с.) — число обмин — степень сжатия: число передач — передаточное число главной передачи; колесная формула: длина — ширина — высота (мм): размер шин: снаряженный вес (кг) — скорость (км час) — эксплуатационный расход топлива (л/100 км).1 - 2 ГАЗ-АА ( 1 932 - 1 938 гг.) и ГАЗ-ММ (1938—1950 гг . ) . Это первая модель Горьк овского автозавода. В 1938 году она модернизирована, а в 1947 ее производство передано на Ульяновский автозавод. Здесь рядом с ГАЗ-АА вы видите ГАЗ-ММ (данные, к оторыми он отличается от ГАЗ-АА, приведены в скобках) в ыпуска 1943 года. 1500; 4 - 3 285 ; 42(50) - 2600(2800) - 4,2 (4,6): 4 - 6 , 6 7 ; 4x2; 5335-2040-1070; 6.50-20; 1810-70-20,5. 3-4. ГАЗ-АА А (1934-1У45 гг.) и ГАЗ-60 (1938—1942 гг.). Оба грузовина пов ышенной проходимости созданы на базе ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. На шасси ГАЗ-ААА завод строил также (в 1936 — 1945 гг.) штабные автобусы ГАЗ-05-193. В снобках приведены данные полугусеничного ГАЗ-60. 2000(1200); 4 — 3285; 50 — 2800 — 4,6; 8 — 7,4(6,6); 6X4 (4x2); 5335 — 2040(2360) —НА КОНВЕЙЕРЕ ГАЗ-52-03 (с 1966 г.). Эта машина в производственной программе завода постепенно вытесняет ГАЗ-51А. 2500; 6 — 3485; 7 5 - 2 800 — 6,2; 4-6,67; 4X2; 6395 — 7380 — 2190; 7.50 — 20; 2815 — 70 — 25.1970(2100); 6 , 5 0 - 2 0 ; 2475(3520) —65(35) — 25(57). 5 — 6. ГАЗ-42 (1939—1942 гг.) и ГАЗ-410 (1936 — 1946 гг . ) . М одификации моделей «АА» и «ММ»: г азогенераторныйгрузовик (ГАЗ-42) и самосвал (ГАЗ-410). ГАЗ-42: 1200; 4 - 3 285 ; 30 — 2400 — 6,5; 4 - 7 , 5 0 ; 4 / 2 ; 5335 — 5 040 - 1 970 ; 6 , 5 0 - 2 0 ; 2050 — 50 — 60 (нг древесных чурок ) . ГАЗ-410: 1200; 4 — 3235; 50 — 2800 — 4,6; 4-6,67; 4x2; 4670-1960-1970; 0,50-20; 1920-70-21.а- тS-EШ-ЕИ-ЕE-SEШ-ЕШ 40 ЛЕГВ СТРОЮ17 ГАЗ-21 «ВОЛГА» (1956—1970 гг . ) . Автомобиль «Волга» за 14 лет, к оторые он находился впроизводстве , неоднок ратномодернизировался . Н иже приведены данные модели «21 Р» (1965 — 1970 гг . ) . 5; 4 — 2445; 75 — 4 000 — 6,7; 3 — 4,55; 4 X2 ; 4 810 — 1800 — 1620; 6.70 — 15; 1450 — 130 — 13. 18. ГАЗ-61 (1941 г.). Эта модель по сущ еству была шестицилиндровой «эмкой» с обеими ведущимиосями . В годы войн ы ГАЗ-61 применялся как командирс кий автомобиль. 5; 6 — 3485; 85 — 3600 — 6,5; 4 — 4,44; 4 X4 ; 4 670 — 1 770 — 1905; 7,00 — 16; 1570 — 107 — 17. 19. ГАЗ-67Б ( 1 943 - 1 953гг . ) . Скомплект ованный из агрегатовмашин ГАЗ-61 и ГАЗ-MI, выносливый и безотказный ГАЗ-67Б хорошо зарекомендовал себя втрудные военные годы . 4; 4 — 3285; 54 — 2800 — 4,6; 4 — 4,44; 4> 4; 3 350 - 1 685 — 1700; 6,50 — 16; 1320 — 90 — 15. 20—21 ГАЗ-69 <с 1953 г.) и ГАЗ-М72 (1955 — 1957 гг . ) . ГАЗ-69 пришел на смену ГАЗ-67Б. Позже на его шасси был установлен нузов автомобиля ГАЗ-М20В «Победа», и такаямашина получила индекс ГАЗ-М72 (ее данные приведеныв скобках). Производство ГАЗ-69 и его модифик ации ГАЗ-69А в 1956 году полностью переведено на Ульяновсний автозавод. 8(5); 4 — 2112; 52 — 3600 — 6,5; 6 — 5,125; 4X4; 3850(4665) — 1 850 ( 1 695 ) — 2 030 ( 1 790 ) ; 6 , 5 0 — 1 6 ; 1525(1669) — 9 0 — 1 6 , 5 . г ; ГАЗ-12 (1950 — 1959 гг . ) . Параллельно с «Победой» завод в 1950 году наладил производствоэтоголегнового автомобиля более высокого нласса. Кроме базовой модели выпускалась ее модифик ация ГАЗ-12Б, автомобиль скорой медиц инскойпомощи (до 1960 года). 6; 6 — 3485; 90 — 3600 — 6,7; 3 — 4,55; 4 X2 ; 5530 — 1900 — 1630; 7,00 — 15; 1940 — 125 — 18. ? ! ГАЗ-22 (1962 — 1970 гг . ) . На базе «Волги» в ыпускалась ее модификацияс грузо-пассажирским кузовом «универсал», к оторая снабжалась шинами 7,10 — 15, весила 1545 иг и могла перевозить пять человек или двух человек и 400 кггруза . Одновременно с ГАЗ-22 выпуска ­ лись и ее разновидности ГАЗ-22Б, ГАЗ-22Д н ГАЗ-22Е — м ашиныскоройпомощи .7 — 8. ГАЗ-03-30 (1933 — 1948 гг.) и г А.1-55 (1938 — 1945 гг . ) . С анитарныйи обь;>:чого назначения автобусы на шасси модели «ММ». Н ижевскобках приведены отлич ающиесяданные по ГАЗ-55. 17(10); 4 — 3285; 5 0 - 2 800 — 4.6; 4 — 6,67; 4 x2 ; 5300 (5425) — 2100(2040) — 2 530 ( 2 340 ) ; 6,50 — 20; 2270 (2370) — 7 0 — 2 0 , 5 . 9 - 1 0 . ГАЗ-4 (1933 — 1937 гг.) и ГАЗ-М-415 0939 —1941 гг . ) . На шасси легковых моделей завод выпуснал эти пикапы для перевозни почты , м елкихпартийгрузов . О тличающиеся данные по ГАЗ-М-415 при ­ ведены вскобнах . 400; 4 — 3285; 42(50) —2200(2800)—4,2(4,6); 3 — 3,78(4,44); 4 X2 ; 4080(4580) — 1 71 0(1 770)— 1825(1750): 5,50 — 19(7,00 — 16): 1 120 ( 1 370 ) 90 — 12(14,5). 11—12. ГАЗ-51 (1946 — 1955 гг.) и ГАЗ-63 (1948—1968 гг . ) . После модернизациив 1955 году базовая модель получила индекс «51 А» и находится на производстве по сей день. На базе ГАЗ-51 выпускались самосвалы ГАЗ-93 (с 1948 года) и седельные тягачи ГАЗ-51 П (с 1956 года). Н ижеотличающиеся данные по автомобилю пов ышеннойпроходимости ГАЗ-63 указаныв скобках. 2500(2000); 6 — 3485; 70 — 2800 — 6.2; 4(8) —6.67(7,60); 4-;2 (4-4); 5525-2200-2130 (2245); 7,50 — 20(10,00 — 18); 2230(3200) — 70(65) —26,5(29). 13. ГАЗ-А (1932 — 1936 гг . ) . Первая легковал модель Горьковского завода. 5; 4 — 3285; 42 — 2200 — 4,2; 3 — 3,78; 4 42 ; 3 875 - 1 710 — 1 780 ; 5.50—19; 1080 — 90 — 12. 14 — 13. ГАЗ-М1 (1936 — 1943 гг.) и ГАЗ-11/73 (1940 — 1941 гг . и 1945—1948 гг . ) . В 1940 году машинаполучилашестици ­ л индровый двигатель иновуюоблицовку радиатора. До Велиной Отечественной войны обе модели выпускались параллельно. Данные для шестицилиндровой модели (ГАЗ-11'73) п риведенывскобках . 5; 4(6) — 3 285 ( 3 485 ) ; 5 0 ( 7 6 ) — 2800(3400) — 4.6(5,7); 3 — 4,44; 4 X2 ; 4 625 — 1770 — 1775; 7,00 — 16; 1370(1455) — 1 05 ( 1 10 ) —14,5(17). 1В. ГАЗ-М20 «ПОБЕДА» (1946 — 1958 гг . ) . Эта первая послевоенная модель горьновчан отличалась смелым архитектур ­ н ым решением кузова . На рисунках представлены «победы» п ервыхвыпуснови модели 1949 и 1955 годов. До 1953 года «Победа» в ыпусналасьскузовом «кабриолет», 5; 4 — 2112: 52 — 3600 — 6.2; 3 — 5,125: 4 X2 ; 4665—1695—1640; 6.00—16; 1460 — 110 — 13,5.