КОГДА ДОЖДЕМСЯ НОВЫЙ ЗАЗ?Завод «Коммунар», что в Запорожье, головное предприятие производственного объединения «АвтоЗАЗ», свыше трех десятилетий выпускает легковые машины. Более чем два с половиной миллиона из них находится в эксплуатации. Причем около 60 тысяч — модели нового поколения — ЗАЗ-1102. Как будет развиваться производство этих автомобилей, скоро ли появятся новые модели, что слышно о дизеле для «Таврии» — все эти вопросы наших читателей мы адресовали новому главному конструктору ПО «АвтоЗАЗ» О. ПАПАШЕВУ.—Олег Хайруллович, автомобилисты, автомобиль, ратуют 1аотмечая, что «Таврия» в целом неплохой и экономичный более мощный двигатель для него. Не собираетесь ли вы в ближайшие годы оснастить машину другим мотором ! — О тчего же? Мелитопольский мотор ­ ный завод создает сейчас целое семейство двигателей, различающихся по мощностиидругим показателям с базовой моделью . К рометого , м ы рассчитываем на разви ­ тие сотрудничества содним из пред ­ приятий ВПК вреспублике . Там пред ­ полагается по конверсии наладить выпуск легких дизелей, к оторыеподойдут для нашего автомобиля. Таким образом автолюбители получат моторы на разные вкусы. — Долго ли вы рассчитываете выр омобили , выпускаемые мелкосерийно , предназначены только для зарубежного рынка. Их производство для использования внутри нашей страны не обеспечено комп ­ л ектующими изделиями, а те, на кото ­ рые мымогли бы рассчитывать, очень дороги . Немало сложностей ис условиями эксплуатации: мало хороших дорог , отсутствуют пункты зарядки батарей... Все это не позволит вближайшиегодышироко использовать электромобили . Д а ­ ж е если удастся создать хорошую констр укцию , обеспечение источниками питания может вылиться всложнуюпроб ­ лему. — Не представляю, зачем же тогда вообще работать над электромобилями! — Во-первых, не станем забывать о запросах внешнего рынка. Во-вторых, во многих странах интенсивно эксперимен ­ т ируютв этом направлении. Так что есть риск отстать. А догонять, согласитесь, всегда труднее. Тем более, что у нас есть курортные районы, н апримервКры ­ му, где рано или поздно , ради сохранения уникальной природы нам придется внедрять именно электромобили . — Олег Хайруллович, в дизайнерском отделе я видел макет микроавтобуса... — Д а , м ы разработали такую машину. Д умаем выпускать ее партиями по 30 — 50 тысяч в год. Параллельно проекти ­ р уем автомобиль повышенной вместимо ­ сти. Сиденья будут в три ряда, на два и на три места, а всего в его салоне разместятся семеро . О днако не хочу сейчас рассказывать в деталях окаждоймо ­ дели из нашего «портфеля» — позвольте иметь свои производственные секреты .Замечу лишь, м ногое из того , что мы испытываем на опытных образцах перспективных моделей, б удем внедрять на ' с ерийном ЗАЗ-1102. М ы считаем, что это наиболее рациональный путь. Так что «Таврия», которая пойдет с конвейера, д опустим , через два года , — это во мно ­ г ом будет иной автомобиль нежели ны ­ нешний. — А когда, вы думаете, сойдет с конвейера пятидверный ЗАЗ-1105! — Через два года мы рассчитываем закончить подготовку производства. К этом увремени машина пройдет всесторонние испытания. Надеемся, что с 1995 года начнется серийное производство. С ледом за ней пойдет унифицированный с пятидверным четырехдверный ЗАЗ-1103 стрехобъемнымкузовом . По планам это должно произойти в 1998 году. К этому времени хотим освоить производственные мощности на новой промплощадке , в районе поселка Леваневского. Там будет построен автосборочный завод. Новый. О ни начнет свое существование с выпуска нового автомобиля. — Сколько их будут там изготавли-пускать «Таврию»! — Достаточно долго . ЗАЗ-1102 — это наша базовая конструкция . Среди намечаемых к производству ее модифика ­ ц ий — «1105», пятидверная скузовом «хэтчбек». Затем пойдет «1103», у кото ­ р ой трехобъемный кузов типа «седан»: сейчас «трехобъемники» снова вошли вмоду . Но мывидимсвою перспективу не только вшироком ассортименте кузовов. С кажем , определенные надежды возлагаем и на электромобиль. — И тоже с кузовом «Таврии»! — Д а . Его дизайн с нашей точкизре ­ ния весьма удачен, и отказываться от него нет смысла. Кстати, нашему партнеру по разработке электромобиля, швейцарской фирме « Ф ридец » именно он понравился больше других. А выбор за рубежом , согласитесь, немалый. Правда, эти элект— Рассчитываем на триста тысяч вгод . — А на старой площадке, ныне действующей! — В 1992 году должны выйти на произ ­ водительность 150 тысяч автомобилей. Но если удастся провести реконструкцию , а такие надежды сейчас есть, то можно давать и 200—250 тысяч автомобилей, п реи ­ мущественно «таврий». Правда, п роизой ­ дет это в 1994 году или дажепозже .ЗА РУЛЕМ 7/92 9