СОДЕРЖАНИЕНАШЕ ЗНАКОМСТВО "Ситровн-ИксМ" СЛОВО АДВОКАТУ Возмещение материального ущерба 5 ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Причалил к Питеру "Баркас" 6 Труден путь от танков к "унимогам" 44 СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА Когда дождемся новый ЗАЗ? Автомобильные розыгрыши __ КОЛЕСО ЗЕЛЕНАЯ ёОЛНА Давайте нажмем на тормоза! Под "глухим" знаком Экзамен на домуВМЕСТО ИНСТРУКЦИИ "Мерседес-Бенц-190" МОТОР-ШОУ-92«СИТРОЕН- И КС/ИД оводилось лив рвам,й читатель, ездить по еопеским автострадам? М не — лишь однаж ­ ды, и впечатление осталось странноватое. Стрелка спидо ­ м етралежит справа, б лизкок пределу, но скорость не чувствуется, т олькодорогакакбыменяет свой характер : плавные повороты требуют четкой реакц ии , незаметные перекаты по ­ к рытия становятся ощутимыми . Сосредоточиваешься не на кон ­ такте колес сгрешнойземлей , а на том , чтобы машина шла по определеннойтраектории . В этом есть что-то от полета. Я, наверно, преувеличиваю, но, честное слово, не слишком . В прочем , и местные шоссе тамхороши . О ни удивляют дажебольше : все вроде как у нас, но — странное дело — ухабов иколдобин нет. М ожно не всматриваться вдорогудо испарины — н еожиданного удара не будет . А когдав это поверишь, то „через некотороевремя начинаешь ездить и чувствовать машину совсем иначе. Сказанное — не лирика, а констатация важного обстоятельства, б езупоминанияоко ­ т ором рассказывать о «Ситроен е - И ксМ » было бытрудно . О днако начну по порядку . П режде всего: п очему для оче ­ р едного знакомства был выбран именно этот автомобиль? П ри ­ чин несколько . Во-первых — для контраста. Если впредыдущей публикации речь шла омалыше «ФИАТ-чинквеченто», собрате нашей «Оки», то «СитроенИ ксМ » по размерами массе близокк «Волге». Во-вторых, он интересен тем , что стоит вряду таких известных моделей , к ак «Мерседес-200», БМВ-520 и « Ф орд - с корпио » , а это своегорода символы высокого технического и потребительского уровня. При этом у «ИксМ» есть свое лицо, свои особенности . Ь-йВСЕАВТОМОБИЛЬ, КОТОРОМУ ТРУДНО ПРОЯВИТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА В НАШИХ УСЛОВИЯХ7 9 10 .12-14 .26 .28,43 -16 -19 20 .21 23Ярмарка "невест" "Адам Опель А.Г.' "ФИАТ-ауто" "Хонда мотор компани"СПОРТ У советских — собственная гордость 25 СЕРВИС Дело не пыльное 29КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Как проехать по воде 30 Если деталь приржавела 30 12 вопросов о синхронных шарнирах 31 СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ СВОИМИ СИЛАМИ 33 33ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТЬ —36 Виноват ли термостат 38 Еще был случай... 39,43 И иномарки можно ремонтировать 40 ПРОКОЛ Шит колпак не по-колпаковскиН екоторыетехническиеданные " С итроена - И ксМ " и его " о дноклассников Модель автомобиля "Ситроен-ИксМ" Масса, кг Габаритные размеры, мм (длина—ширина—высота)База, Объем багаж мм ника, д м ^ 2850 2800 2761 2761 2800"Мерседес-200" .41БМВ-520 "Форд-скорпио" ГАЗ-24ТЕСТ Советчик, который всегда под рукой .421430 1290 1400 1230 14204708—1794—1382 4740—1740—1446 4720—1751—1412 4669—1760—1440 4760—1820—1490Рассмотрим некоторыеоб ­ щие данные (они приведены в сравнительной таблице). Как вид им , по габаритным размерам «Ситроен» мало отличается отЗА РУЛЕМ 7/92 НАШЕ ЗНАКОМСТВО«одноклассников», да и все они близкимеждусобой . Характерно, что база (расстояние между осями колес) у «ИксМ» наибольшая, и это «отыграно» в ком ­ поновке салона: пространство для ног пассажиров, располагающихся на заднем сиденье, здесь достаточно велико. При этом место у «хвоста» кузова практически не отнято, поскольку багажник у «Ситроена» так ойже , как у БМВ и « Ф орда » . По объему он довольно значителен — почти на 20 % больше, ч ему «жигулей», к оторыев нашем сознании могут служить привычной точкой отсчета. Что же касается массы, то «ИксМ» нельзя назвать легким . Причина понятна: автомобиль насыщен разными дополнительными си ­ стемами имеханизмами ( н еко ­ торые из них мыупомянем ниже). Несколько слов о внешнем виде «Ситроена-ИксМ». Если судить формально, то его силуэт типичен для современного авт омобиля : двухобъемный пятидверный кузов с клиновидным, с кошенным вперед капотом . О д ­ нако о заурядности тут и речи нет: скульптурный облик маши ­ ны индивидуален и своеобразен. Что-то еле уловимое осталось в профиле передка от «Ситроена-ЦИкс» — этой «акулы», поражавшей воображение несколько десятков лет тому .назад. П ри ­ поднятый по последней моде задок неплохо сочетается с сильно наклоненным задним стекл ом — это работает и на образ, и на аэродинамику. В целом внешность «Ситроена-ИксМ» м ожеткому - т о очень нравиться, к ому - т о не особенно, но важно, что она выдержана ведином стиле и зрительно не распадается на отдельные элементы — удачные и неудачные. Охарактеризовать ее можнопримерно так: вальяжность (непременный атрибут автомобиля для состоя©тельных людей) в сочетании сопределеннымшармом (все-так иФранция ! ) и легким налетом экстравагантности. Именно «легк им налетом», не более того ! О б этом, как ио цельности об ­ лика стоило бы постоянно пом ­ нить нашим тольяттинским ди ­ зайнерам, авторам «восьмерки» и «девятки». Теперь о салоне. Он довольно богатый (не только по нашим пуританским меркам ) и оснащен всякого рода устройствами для повышенной комфортности . По размерам салон достаточно велик и его следовало бы назвать просторным , но, оказывается, д аже такое элементарное понятие зависит от точки зрения. М ы называем просторной машину, где на сиденье можно «ерзать» и так, и эдак, а рядомс собой ив ногах положить мно ­ ж ество всяких сумоки свертков. В «Ситроене» дело обстоит несколько иначе. Вы вольготно располагаетесь на большом пыш ном сиденье, у вас есть удоб ­ ные опорыв виде мягкогопод ­ головника иширокихподлокот ­ ников с двух сторон, но лишнего места при этом остается нем ного . Д изайнеры явно не рассчитывали на наш хлопотливый, дерганый инепредсказуемыйобразжизни , они обеспечивали приятный «полет», когда пассаж иры расслаблены и зафиксированы в своих креслах, их чем оданчики лежат в багажнике, а захочется перекусить — не надо развертывать кульки, везде есть приветливый придорожный сервис. Со своей задачей про ­ ектировщики справились успешно. Хотя бы вкратце перечислю, какие технические решения об ­ ращают на себя внимание вин ­ терьере. Спинки передних сидений могут изменять не только наклон, но иформу , для чего в нижней их части выдвигаются мягкие элементы (в наших ма-Издательство «Патриот», «За рулем», 1992 г.ЗА РУЛЕМ 7/92 3Г шинах многиеводителиподкладывают «под радикулит » п оду ­ ш ечку или, н апример , с вернутуюкуртку ) . Все регулировкисиде ­ ний инаружныхзеркал , а также подъем и опускание стекол в дверях выполняются электромо ­ торами с кнопочным управлен ием , что позволяет водителю не отвлекаться от дороги для этих дел . Ремни безопасности , разумеется, инерционные, в том числе и на заднем сиденье. Там, кстати, всего два места, если судить не по ширине , а по осн ащению , и обустроены эти ме -а также смещается по оси рулевой колонки . С аморулевоеколесо , к ак издавна принято у «Ситроена», выполнено содной , но широкойспицей . П рямо на этой спице сделаны четыре кноп ­ к и , которые можно нажимать, не снимаярукс руля. Что же вынесено на столь почетноеме ­ сто? О казалось , д истанционное управление радиоприемникоми магнитофоном. Конструкторы полагают, что в «полете» и менно это водителю нужнее всего. О ригинален стояночный тормоз : небольшая педаль под левой Низкая блок-фара «Ситроена-ИксМ»— это, по сути, две фары с галогенными лампами (фото слева).Свободного, незанятого места под капотом «Ситроена» практически нет (фото внизу).Как и положено в двухобъемном кузове, заднее сиденье складывается, образуя грузовую платформу (фото вверху).Привычный рычаг стояночного тормоза заменен педалью; в нажатом положении она фиксируется кнопкой на панели приборов (фото слева).ста не хужепередних . Тем не менее заднее сиденье склады ­ вается, как принято в кузовах типа «хэтчбек», о бразуя больш уюгрузовую платформу. Но можносложить лишь половину сиденья, т огда появляется место для длинномерногогрузаисо ­ храняется однокресло . Система отопленияи вентиляции салона очень развитая, воздуховоды идут не толькоклобовому , но ико всем боковымстеклам , п редохраняя их от запотевания иобмерзания . За дополнитель ­ н ую плату (на более дорогихмодификациях — штатно) устанавливается кондиционер . З ам ­ ки дверей снабжены электричес койблокировкой , управление которой выведено на водительс кий пульт. С ловом , всяких по ­ лезных устройств много . О тдельно надо сказать ора ­ б очем месте водителя. Посадку можно отрегулировать почти идеально благодаря тому , что рулевоеколесо «плавающее» — о но передвигается вверх и вниз,По традиции «Ситроена» рулевое колесо имеет одну широкую спицу (фото справа). Если машину оснащают радиоаппаратурой, на спице ставят кнопки дистанционного управления. н огой , к оторая фиксируется влюбомположениикнопкой на панели приборов . Я намеренно ничего пока не говорилнепосредственноотехнике — двигателе, трансмиссии, х одовой части, п оскольку веду рассказ в той последовательности, в какойпроисходило реальное знакомствосмашиной . А следующим пунктом программ ы была езда. Д ляезды взяли, что называется, к райнююмашину (дело происходило в московском представительстве «Ситроена»). О ее комплектациияничего не знал — « И ксМ » , и все. Д вига ­ тель, как положено , пустился с «пол-оборота» и заработал тихо тихо. Сразу отмечаюнепривыч ­ ное явление: машина, стоявшаяпочти прижатойкземле , тут же поползла вверх и за две-три се ­ к унды достигла нормальногопо ­ л ожения . Ну, к этому фокусуя был готов, п осколькугидро ­ пневматическая подвеска «Ситр оена » ш ироко известна, это один из козырных тузов фир ­м ы . О ней следовало бы гово ­ рить многоиподробно , но, слава Богу, это уже сделано в № 4 за 1991 год . Пора в путь. Троганье показалось мне не очень чистым, с каким-то непонятным намеком на вибрацию , и это огорчило : если такое у «Сит-4ЗА РУЛЕМ 7/92