33
34
35
Линия отрезаСОВЕТЫ БЫВАЛЫХСВОПМП СИПАМИД обрая память оконтрольномокошкев старых карбюраторах плюс необходи ­ мость постоянноконтролироватьуровень топлива, особенно после установки в « М осквич » газобаллонной аппаратуры , натолкнули меня на мысль одоработке карбюратора ДААЗ . Устройство из девяти простейшихде ­ талей ( п оказаны на рисунке ) , д ействую ­ щ ее по законусообщающихся сосудов, о беспечило визуальный контроль за уров ­ н ем топлива. П оложениеконтрольнойметки , нанесенной надфилем на прозрачной пластик овойтрубке , о пределено по рекоменда ­ ц ияминженераА . Вайсмана (ЗР, 1982, № 4). П еред установкой впоплавковуюка ­ м ерукарбюраторарезьбовую часть шту ­ церов желательно покрыть подходящей бензостойкой смазкой. Донецкая область, Н. П ОПОВИЧ г. ГорловкаП редлагаюпростойспособ устранения вмятин на переднихкрыльях «Жигулей». С нимаем фару ибоковой указатель по ­ ворота. В освободившеесяокно вставляе мдомкрат , ч тобы пятой он упирался вместоповреждения ( п од пяту подклады ваем кусок толстой резины ) , а рычагом — в противоположныйкрайокна , как пока ­ з ано на рисунке . Работаем рукояткой , к акприподъемеавтомобиля . К рыло почти полностью восстанавливает первоначальную форму.СНИМАЕМ ЗАДНИЙ БАМПЕР АЗЛК-2141Его чаще всего приходится снимать длязамены или ремонта , а также если онмешает выполнять какие - н ибудьработы по кузову. Открываем багажник и отстегиваем текстильныйковрик от заднейстенки ( ф ото 1). О творачиваемвинты - с аморезы ( ф ото 2) и снимаем пластмассовую нак ладку со стенкикузова ( ф ото 3). О тво ­ р ачиваем две гайки , к репящиебамперкзаднейстенкебагажника ( ф ото 4), два винта — к крыльям ( ф ото 5), два винта — к кронштейну под днищем багажникаПравка крыла при помощи домкрата. Этот способ был скольких машинах.» » »опробован4нанеУстройство для контроля за уровнем топлива: 1 — поплавковая камера; 2 — уплотнительная шайба; 3 — штуцер; 4 — гайка; 5 — пластиковый шланг.Ч тобы отвернуть туго Ввернутый « ж и ­ гулевский» масляный фильтр, я польз уюсьстарымремнем для брюк . Д елаю на немпетлю , н адеваю ее на корпус фильтра и тяну за свободныйконец так, ч тобы сила действовала по касательной кбоковой поверхности фильтра. О н отворачивается спервойпопытки . г. Тверь Д. КИСЛИЦАМ ногим автомобилистам может приг одиться совет В. П оплавскогооб использовании бачка омывателясегоэлектро ­ насосом вместо отказавшего бензонасоса (ЗР, 1992, № 1). Но чтобыприэтом не случилось беды , если штатный насос вдруг заработает и выплеснет бензинвмотор ­ ный отсек, надо также отсоединить от бензонасоса подводящий шланг инадеж ­ но егозаглушить . г. Львов Н. ЧАПЛЫГИН (фото 6), после чего снимаем бампер (фото 7). Чтобы снять задний фонарь, сначала извлекаем плату с патронами и лампами, отжав пластмассовые фиксаторы (фото 8), затем отворачиваем четыре гайки со шпилек фонаря (фото 9), после чего отделяем его от стенки и отстыковываем колодку (фото 10). Устанавливаем детали в обратном порядке. Несколько слов о ремонте бамперов, которые обычно деформируются или растрескиваются при слабом ударе и разлетаются на куски при сильном. Они изготовлены из термопластичной пластмассы, поэтому смятые участки можно выправлять в нагретом состоянии, атрещины и куски — соединять сваркой или пайкой. Это дает возможность восстановить даже разбитый бампер, заимствуя нужные участки от других машин, что при нынешних ценах — весьма полезное качество. Для ремонта на соединяемых кромках делают скосы, обезжиривают их, а затем заполняют расплавленной при помощи паяльника стружкой того же материала. Чтобы пластмасса не прилипала к жалу паяльника, под него подкладывают пленку из фторопласта или целлофан. Отсюда вывод: если при столкновении разбился участок бампера, не выбрасывайте сгоряча осколки — они могут пригодиться. Фото В. КнязеваВ следующем номере —Гидрокорректор фар, устанавливаемый на автомобили ВАЗ-2105, «2107» и другие, обычно после нескольких лет эксплуатации начинает хуже действовать. Рабочий ход штоков исполнительных цилиндров оказывается намного меньше требуемого (11 ±0,5 мм) из-за постепенной утечки жидкости. Инструкция предлагает в таких случаях заменить устройство, поскольку конструкция его неразборная. Мне удалось отремонтировать гидрокорректор следующим образом. Извлек рабочие цилиндры из блок-фар. Повернул ручку главного цилиндра (она находится на панели приборов) в крайнее положение по часовой стрелке. При этом штоки цилиндров максимально выдвинуты. Вытащил пассатижами, поворачивая из стороны в сторону, латунную заглушку из одного рабочего цилиндра (она находится в его торце рядом с подводящей трубкой). Действовать надо аккуратно, чтобы брызги жидкости не попали в глаза. Плотно вставил в образовавшееся отверстие носик флакончика, заполненного тормозной жидкостью, и, слегка сжимая флакончик, попросил помощника повернуть ручку главного цилиндра в крайнее положение против часовой стрелки. При этом часть жидкости ушла в систему. Снял резиновый защитный колпачок с рабочего цилиндра. Удерживая носик флакончика плотно прижатым к отверстию, вытащил при помощи пассатижей шток из рабочего цилиндра (канавка на нем стала вровень с торцом цилиндра). Удерживая шток, убрал бутылочку и вставил заглушку на место. Отпустил шток и надел защитный колпачок. При выполнении этих операций необходимо держать рабочие цилиндры вверх отверстием для заглушки, чтобы в систему не попал воздух. Если в результате ход штоков оказался меньше 10,5 мм, значит, жидкости все же недостаточно — операции по заполнению следует повторить, при этом еще больше вытаскивать шток. Если он в рабочем цилиндре не втягивается максимально при повороте ручки в крайнее правое положение, осторожно выпустите немного жидкости, вытаскивая заглушку и придерживая шток рабочего цилиндра. Чтобы гидрокорректор фар дольше работал без потери жидкости, необходимо после поездки возвращать ручку главного цилиндра в крайнее правое положение. При этом жидкость будет находиться под минимальным давлением. С Черкасская область, ДроБОТ г. СмелаВо многих «запорожцах» со временем ослабевает крепление рулевого механизма штатными винтами вследствие износа резьбы в корпусе. Я решил эту проблему, закрепив механизм, как показано на рисунке, самодельной скобой, изготовленной из стального прутка диаметром 10 мм. Для нее в крыле просверлил два отверстия. Крепление получилось ^ 2 прочным и надежным. 0/ \ [LП. ЗАМШАЕВг. Кзыл-Орда 'ШШ) Крепление рулевого механизма 1 скобой 2.А^Д"' '"'JPГНИ i—-4^rfc гз4--7^ •»Если отказавшая свеча зажигания покрыта плотным нагаром, но не имеет явных дефектов — обгоревших электродов, трещин на изоляторе и т. п. и ранее не обжигалась пламенем сварочной горелки, в кузнечном горне и т. п. (что безвозвратно портит свечу), ее почти всегда удается восстановить следующим образом. Положите свечи в ванночку с ацетоном или растворителем красок. Через 1520 минут, когда нагар размягчится, удалите его проволочной кисточкой — отрезком тросика с расплетенным концом. Затем введите несколько капель соляной или серной кислоты в полость свечи, перемешайте ее там спичкой и вы увидите, как быстро очищаются юбочка изолятора и центральный электрод. Теперь свечу надо тщательно промыть водой, обтереть и можно ставить на машину. г. Астрахань А. ЛОГИНОВВ «москвичах-2140» пластмассовые заглушки на дверных ручках часто выпадают и теряются из-за недостаточной толщины удерживающих выступов. Неприятность эту можно устранить, если в каждый выступ забить гвоздик диаметром 1 — 1,5, длиной 4—5 мм, как показано на рисунке. Он должен быть со шляпкой, чтобы при необходимости замены на более толстый его легко было извлечь. И. СТЕЦЕНКО Окончание. Начало — на стр. 32 термообработкесцелью сделать рабочие поверхности износостойкими, а узлы — долговечными. Чтобы легче было обеспечить малые зазорывсопряжении , п рименяют селективную сборку узлов (исключение — внутренние шарниры типа «Трипод» а втомо ­ биля «Таврия»), п рикоторойкорпусные детали ишарикисортируют на несколько размерных групп . Поэтому не пытайтесь восстановить шарнир, н апример , используя вместо изношенных деталей разроз ­ ненные из другого узла. Ш арнирыс описанными выше дефектами (увеличенным осевым люфтом , и зносом беговых дорожек ) надо заменять новыми. Взаимозаменяемы ли шарниры с разных моделей машин! Нет. В нашей автомобильной отрасли, к сожалению , не было создано специализированное производство шарниров ипри ­ водных валов. В результате унификация отсутствует даже для автомобилей, близких попередаваемому на колеса" к рутя ­ щему моменту. Каковы различия в конструкциях ШРУС! Н аружные шарниры допускают только относительное угловое перемещениеде ­ талей ( п ри работе подвески, п овороте колес), но неподвижныв осевом направлении, за что получили название жест ­ ких. Внутренние шарниры дополнительно позволяют и осевое перемещениесоеди ­ няемых валов — т ем самым компенси ­ руется изменение длин валов при работе подвески. За такое сочетание их еще называют универсальными. Особенности конструкции показаны на рисунках. Наружные (жесткие) шарниры (рис. 1А, 2 А ) состоят из корпуса1иобоймы 2, м еж ­ ду которымирасположен сепаратор 3сшариками 4. Внутренняя часть корпуса имеет сферическую поверхность, с кото ­ р ойконтактируют сепаратор и шесть профилированных канавок ( д орожек ) , по которым перемещаются шарики . В обойме3снаружной сферической поверхностью также выполнены шесть канавок, и вкаждую пару противолежа ­ щих канавок обоймыи корпуса помещен шарик. Сепаратор удерживает шарикиводной плоскости и центрирует внутренн юю обойму и корпус. Д орожкивкор ­ пусе иобойме — дуговые, причем центры дуг не совпадают сцентром шарнира. Благодаря такой конструкции при пово ­ р оте корпуса 1 относительно обоймы3 на некоторый угол а сепаратор с шар иками автоматически поворачивается на угол 0,5а и обеспечивает равномерную (синхронную) передачу вращения от обой ­ м ык корпусу. Ш лицевой хвостовик корпуса соединен со ступицей колеса и скреплен с ней стопорящейся гайкой. Вал 8зафиксиро ­ ван во внутренней обоймеразжимнымкольцом 6. При разборке шарнира вал отсоединяют резкимудароммолоткапообойме через медную или алюминиевуювыколотку : кольцо, соприкасающееся с фаской обоймы , с ожметсявпроточке вала и расстопорит его . Внутренние (универсальные) ш арниры (рис. 1Б, 2Б, 3) состоят из тех же элементов, что инаружные . Но дорожкив цилиндрической полости корпуса ивобой ­ м е — прямолинейные, что позволяет де ­ талям шарнира перемещаться относительно корпуса впродольном направлении.Канавки специального профиля параллельны осям деталей (у шарниров ВАЗ) или выполнены под угломк их продоль ­ н ымосями взаимно перекрещиваются (у шарниров АЗЛК ) . В первом случае сепаратор, и меющий внутри иснаружи сферические поверхности, центры кото ­ рых смещены на одинаковое расстояние от плоскости центров его окон , автоматически поворачивается вместе со всеми шариками на половинный угол итем сам ым обеспечивает синхронную передачу вращения от обоймыккорпусу . Ш арикивтаком шарнире катятся по дорожкеодного элемента, но вынуждены скользить по сопряженнойдорожкедру ­ г ого , что снижает КПДи способствует возникновению значительных осевых сил. Во втором случае каждый шарик удер ­ живается вперекрещивающихсясопря ­ женных дорожках корпуса иобоймы , а сепаратор играет вспомогательную роль, дополнительно ограничивая осевые пере ­ м ещенияв шарнире. Ш арикив обеих сопряженных дорожках катятся без скольж ения , что обеспечивает шарниру высокий КПДи малые значения осевых сил. В такой конструкции при перемещении шариков на длину Lкорпус сдвигается относительно обоймы на величину 2L. В шарнирах, применяемых на автомобилях ВАЗ, осевое перемещение от среднегоположения при максимальных углах меж ­ ду валами составляет 20...24 мм , в шарнирах АЗЛК-2141 — 1 1мм . Хвостовик корпуса шарнира ВАЗ (рис. 1Б) вставляется в шлицевое отверстие полуосевой шестерни и фиксируется в ней разжимнымкольцом . Возможно ли самопроизвольное разъединение шарниров! В узлах жесткого типа этому препятствует сама конструкция . Что касается уни ­ версальных, у шарнира ВАЗперемещениекоткрытомуторцукорпуса ограничено разжимным стопорным кольцом 9 (рис. 1Б), установленным впроточке полости. П еремещениеобоймывдругуюсторону ограничивает пластмассовый буф ер 13, вставленный вторец вала. У машинАЗЛК внутренний шарнир (рис. 2Б) имеет фланцевый разъемикре ­ пится к фланцам выходных валов диф ­ ференциала шестью винтами с внутренним шестигранником «на 8» в головке . П одкаждые два винта подложены металлические пластины, с трахующие их от отворачивания. К сожалению , известны случаи ослабления затяжки этих болтов под дей ­ ствием вибраций, в озникающихприезде . А поскольку шестигранного ключа «на 8» в штатном комплекте нет, нелишне им обзавестись ивремя от времениконтро ­ лировать, н адежно ли затянуты болты. Самопроизвольного разъединения внутренней обоймыс валом в эксплуатации не наблюдалось. Какие еще особенности отличают версальные шарниры АЗЛКи ВАЗ! унино монтажшарнирного вала более трудо ­ емок, поскольку требуется частично разобрать переднюю подвеску и слить масло из картера главной передачи. В чем особенности ров «Таврии»! внутренних шарниЗдесь применен так называемый трехцапфовый шарнир типа «Трипод» (рис. 4). Его корпусом служит вилка 1стремя параллельными пазами под углом 120°. Крутящий момент передают ролики 10 со сферической поверхностью, к ото ­ рые вращаются на шипах крестовины 12 с игольчатыми подшипниками11 , зафиксированными в осевом направлении опор ­ ной шайбой истопорнымкольцом . Трехшиповая крестовина неподвижно насажена на шлицы вала. При вращении шарнира под углом ролики , наружный диаметрко ­ торых равен диаметру цилиндра пазов, перекатываются в последних, вращаясь на игольчатых подшипниках, и одновре ­ м енно скользят вдоль шипа. Универсальные шарниры «Трипод» д о ­ пускают угол между валами до 25°, а осевое перемещение (в зависимости от типоразмера и угла отклонения) — 15...50 мм . Ш арнир «Таврии» при мини ­ мальном угле имеет осевой ход от сред ­ него положения ± 2 1мм , а при угле 25° — о коло7мм . В силу конструктивных особенностей зазоры, обусловленные технологией изго ­ товления, а такжеизносом , не вызывают шума или ударов при работе под больш имугломис максимальной нагрузкой . В числе эксплуатационных преимуществ — высокая надежность: ш арнир не заклинит даже при повреждении защитных чехлов и попадании грязивего полость. Есть ли аналоги шарниров наших автомобилей у зарубежных фирм! Конечно, п оскольку наши заводы рабо ­ тают по иностранным лицензиям . Надо заметить, что вразработкеипроизвод ­ стве синхронных шарниров ведущее место занимают немногочисленные специализированные фирмы . Так, ВАЗ делает шестишариковые шарниры на основе лицензии «Харди-Спайсер» (Англия): ж есткие серии АСи универсальные серии ST. Здесь выпускают шарниры типораз ­ м еров 95АС и 89ST для «Нивы», 87АС и 82ST для ВАЗ-2108, «2109» и планируют делать шарниры 70АС и 70ST для «Оки». А ЗЛК наладил для модели «2141» производство также шариковых шарниров типа «Лебро», обозначаемых в каталоге этой немецкойфирмы RF95 ( н аружный ) и VL95 (внутренний). По несущей способ ­ ности они аналогичны применяемым на ВАЗ-2121 «Нива». Валы с шарнирами для «Таврии» и м ­ п ортируют из Германии, где их делают по лицензии «Ситроена». В «Таврии» п ри ­ менены два типа шарниров : н аружные — шестишариковые 83АС, внутренние — трехцапфовые типа «Трипод», CJ87. Что касается автомобилей иностранных марок , приводные валы сшарнирами типа «Трипод» применяются на моделях фирм «Рено», «Пежо», «Ситроен» ( Ф ранция ) , Ф ИАТ , «Аутобьянчи» (Италия), «Тойота» (Япония), С ААБ (Швеция), « Д одж » , «Плимут» ( С ША ) и др . Но на большей части переднепривод ­ ных моделей фирмыАнглии , Ф ранции , Италии, Японии применяют шариковые шарниры типа «Харди-Спайсер» или «Лебро». О днакоразмеры их присоединительных элементов отличаются от используемых на отечественных машинах. ЗА РУЛЕМ 7/92 35У тех идругих — свои достоинства и недостатки. В «вазовских» н емногониже контактные напряжения, соответственно больше передаваемый крутящиймомент , но вместе с тем они имеют несколько большую длину и массу. Фланцевый разъем у шарниров АЗЛК облегчает мон ­ таж шарнирного вала на машину. В отк рытомс торцев корпусепрощеобрабо ­ тать канавки. О днако разъем и элементы крепления к фланцу несколько усложняютсам шарнир. Шарниры ВАЗ конструктивно проще,