44
45
ТРУДЕН ПУТЬ ОТ ТАНКОВ К «УНИМОГАМ»Кабины всех моделей «унимогов» с хорошим обзором на навесные агрегаты, подпружинены, сиденья имеют большое число регулировок, рычаги управления расположены в удобной близости от водителя. Мощная система обогрева и вентиляции обеспечивает в любое время года заданную температуру воздуха в салоне. нутся, и дорогостоящее оборудование простаивать не будет, да и польза на лицо. Выбор пал на «Мерседес-Бенц» и модель «Унимог». В 50-е годы эти универсальные машины сыграли заметную роль в становлении и подъеме расстроенного войной германского сельского хозяйства. Почему бы с годами модернизированные надежные немецкие машины не использовать в перестраивающейся российской деревне? «Унимог» предназначен для выполнения самых разнообразных сельскохозяйственных, транспортных работ. Он обладает многими достоинствами. Например, его компоновочная схема с навешиваемыми рабочими орудиями выполнена таким образом, что масса равномерно распределяется на обе оси, обеспечивая оптимальную тягу и минимальное давление на почву. Машина имеет привод на все колеса с блокировкой межосевого дифференциала, зависимую пружинную подвеску всех колес с гидроамортизаторами, четыре площадки для установки навесных агрегатов. Низко расположенный центр тяжести и большой дорожный просвет позволяют эффективно использовать «Унимог» на холмистой местности (преодолеваемый угол подъема 45 градусов) и на бездорожье. Не забыла фирма о комфорте водителя и двух пассажиров. Еще в 1974 году специалисты НАМИ , проведя полигонные испытания «унимогов», указывали на необходимость ускорения разработок аналогичной отечественной техники, которая повысит производительность труда в сельском хозяйстве. К сожалению, за прошедшие восемнадцать лет наша промышленность оказалась не способна наладить выпуск машин подобного типа, хотя работы в этом направлении велись предприятиями нескольких союзных министерств, в том числе Минавтопрома, а затем Минавтосельхозмаша. Надо отдать должное фирме « М ер ­ седес-Бенц». Она с пониманием отнеслась к инициативе Савина. Московское представительство «Мерседеса» в начале 1991 года провело опрос в краях и областях России с целью выяснить потребность местных колхозов, совхозов и крестьянских хозяйств в такой технике. Результаты показали — сельские труженики однозначно проголосовали за «унимоги». Но без правительственной поддержки вряд ли стоило начинать работу над проектом. Савин, после проведенных консультаций с представителями немецкой фирмы, представил свои планы и расчеты в Совмин России. Он предлагал начать выпуск с5 тысяч машин в год. Замечание по проекту было выдвинуто одно — необходим завод с годовой производительностью 100 тысяч единиц. Однако руководитель отдела зарубежных проектов концерна «Даймлер-Бенц» (в него входит фирма «Мерседес-Бенц») Карл-ы часто сетуем на отсутствие универсальной сельскохозяйственной техники, способной в условиях «вечного» российского бездорожья без потерь обеспечить сев, уборку и транспортировку урожая. Мы критикуем могучие оборонные предприятия, порой не спешащие использовать свои мощности и богатый технический потенциал на решение наболевших народнохозяйственных проблем. Но, сетуя и критикуя, мы все еще ждем перемен к лучшему. Вот и совместный российско-германский проект, который предусматривает сборку на предприятиях бывшего военно-промышленного комплекса универсальных автомобилей «Унимог» фирмы «МерседесБенц» для нужд крестьянских хозяйств, встречен с надеждой и оптимизмом. Д о ­ статочно просмотреть прессу, чтобы убеМдиться в этом — «Мерседес» завалит Россию «унимогами», «Мерседес» перепашет всю Россию», «Мерседес-Бенц» накормит Россию...» Идея производства в нашей стране «унимогов» принадлежит генеральному, директору Ассоциации оборонных предприятий «Импекссервис» Алексею Савину. Ассоциация объединяет около 30 крупных заводов, многие из которых «попали под конверсию». Коллективы высококлассных специалистов, выпускавшие до недавнего времени танки, бронетранспортеры и двигатели к ним, по сути оказались сегодня не у дел. Вот и задумал генеральный директор наладить изготовление необходимой крестьянству современной техники по лицензии крупной зарубежной фирмы и при поддержке российского правительства. И кадры остаПРОБЛЕМЫ П СУЖДЕНИЯ44 ЗА РУЛЕМ 7/92 Хайнц Бендак, узнав «планы русских», дал понять, что немецкая сторона ни вкоем случае не собирается браться за сооружениекрупного объекта. Реальным пределом , по ее мнению , является сбор ­ ка 8—10 тысяч машин в год сразмеще ­ нием производственных мощностей на одном-двух заводах. Тем не менее, с оз ­ данная при Совмине рабочая группа подруководством Александра Каменева отстояла намеченные планы перед Прези ­ д ентом Б. Н. Ельциным. Его Указ об орга ­ низации производства в Российской Феде ­ рации автотракторной и сельскохозяйственной техники для крестьянских (ферм ерских ) хозяйств от 5 ноября 1991 года основывался на материалах этой группы . Цифра в 100 тысяч упоминалась в ходе переговоров Бориса Николаевича вШтут ­ гарте (во время официального визита российского Президента в ФРГ) с председателем правления концерна «ДаймлерБенц» Э дгаром Ройтером. Несмотря на некоторые различия в видении перспективы, и тогом этой встречи явилось под ­ писание соглашения о намерениях. Как известно, из документаонамере ­ ниях отнюдь не вытекает, что замысел обязательно будет реализован. С тороны на этом этапе сотрудничества не несут другпереддругом экономических обя ­ зательств, они только изучают пути, вед ущиек производству. В России для этих целей после призыва Президента Ельцина к «Даймлер-Бенцу» поддержать кон ­ версию оборонных предприятий было об ­ разовано акционерное общество «Униросс» (в него вошли 14 заводов, ассоциация «Импекссервис», НПО ВИСХОМ , Н АМИ ) . Переговоры вконце февраля нынешнего года между представителями «Униросс» и отделения «Унимог» наметили два завода-кандидата на освоение производства немецких автомобилей. И ми стали калужский моторостроительный завод и курганский завод колесных тягачей. Определена и конкретная модель для сборки — «У-900» с шестицилиндровым рядным двигателем мощностью 84 л. с. /61,8 кВт. Специалисты «Униросса» остановились на ней не случайно. Средняя площадь земли, выделяемая крестьянину, составляет 50—60 гектар. Машина «У-900», на которуюможет быть установлен также более мощный двигатель (110 л. с. /81 кВт.), идеально под ­ ходит для обработки такого участка. К ро ­ м етого , расчеты показали, что эта модель «Унимоги» небольшими партиями поступают в нашу страну 1974 года. До настоящего вре мени в большинстве своем они используются в комму нальном хозяйстве.Зависимая подвеска передних и задних колес «унимогов» моделей «у-600» и «У-900» имеет цилиндрические пружины с телескопическими амортизаторами. Оба моста — ведущие с кулачковыми муфтами для блокировки дифференциала.окажется для сельского жителя более выгодной , ч емдругие транспортные сред ­ ства. «Унимог-900» сочетает в себе осо ­ бенности и трактора, и грузовика , и легко ­ вого автомобиля. Э кономия очевидна. О д ­ нако специалисты сельского хозяйства отмечают, что колея колес «У-900» (1630 мм ) и шины размером 10,5—20 ограничивают применение машины при возделывании сахарной свеклы икукуру ­ з ы . Автомобиль не вписывается впри ­ нятые в нашей стране размерымежду ­ р ядий . Выход — либо принять мировую технологию возделывания пропашных культур (в поле оставляется специальная колея для трактора и автомобиля), что представляется вближайшембудущем маловероятным, либо внести конструктив ­ ные изменения — что более реально — в машину, предлагаемую для производ ­ ства в России. Очевидно, на первых порах курган ­ ский (или калужский) завод освоит сборку из комплектующих «Унимога» более ком ­ пактной машины «У-600». Она без какихлибо доработок справится на наших полях спропашными культурами. Правда, и в случае с «Унимогом-600» существует одно «но». Машина с двигателем мощностью 54 л. с. обладает недостаточными для наших условий тяговыми возможностями ,чтобы проводить такой энергоемкийпро ­ цесс, как вспашка. О днаковлюбом случае российская сторона способна маневриро ­ вать, ведь модели «У-600» и «У-900» м ож ­ но собирать на одной конвейерной линии. Говоря об «Унимоге», нельзя забывать, что его универсальность основана на возможном использовании большогоко ­ личества навесных агрегатов. Думается, в этой области у «Униросса» не должно возникнуть нерешенных проблем . Во-первых, потому, что некоторые виды обору ­ дования, использующиеся с отечественным трактором МТЗ-80, подходят к стыковочным узлам немецкой машины. Во-вторых, три лаборатории НПО ВИСХОМ почти год небезуспешно занимаются разр аботкой новых навесных орудий . Их выпуск, как и производство лицензионных узлов и деталей для «У-900» в силах освоить оборонные предприятия, входящие в акционерное общество. И наконец, в-третьих, несколько германских фирм — изготовительниц навесных сельскохозяйственных агрегатов, давних партнеров «Мерседес-Бенц» — «Унимог», дали знать, что они готовы квзаимовыгодному сотрудничеству с «Унироссом». Итак, работа над проектомпроизвод ­ ства современной универсальной машины для села продолжается. При грамотнойдоработке идеи российский «Унимог» действительно способен «перепахать» и «накормить». Но пока основной проблем ой , без решения которойу «Унимога» в России нет будущего , является финансирование. Д ля заключения сделки « М ер седес-Бенцу» требуются помимо благословения российского правительства ещеи финансовые гарантии. Пока же место гаранта остается свободным. Можно предположить , что как только гарантии будут получены, то инвестиции и начальные расходы по производству «унимогов» в нашей стране на 100 процентов обеспечат кредиты немецких банков. Не исключен другой вариант, к огда благое дело завершится (так уже бывало) лишь покупкой или сборкой небольшой партии машин. Тогда в очередной раз наши над ежды разобьются о стену экономических проблем . И уповать снова придется на стойкость «вечных», как российское без ­ д орожье , тракторов МТЗ-80. С. ДОРОФЕЕВ Фото «Мерседес-Бенц» и В. Князева ЗА РУЛЕМ 7/92 45