ПЕЛО НЕ ПЫЛЬНОЕВремена для автомобилистов настали непростые, и ксбережениютехники , к предохранению ее от коррозии теперь надо относиться особенно серьезно . И боприобретение нового кузова вместо про ­ г нившего да и восстановительный рем онтс заменой крыльев, б рызговиков , п орогов становятся почти неразрешимой проблемой. Это значит, что резковозросло значение профилактики и мелких, текущих ремонтов . В сегодняшнем сервисе для этого реально есть лишь одно — посты, где на днище машины наносят новый слой защитных покрытий ( б итумнойма ­ стики, «Мовиля» и его заменителей). Работа важная и нужная, но эффективной она оказывается лишь втом случае, если выполняют ее не «под однугребенку » , а с индивидуальным подходомккаждоймашине . Но этого-то зачастую и не делается. Что получается сейчас? На большей части защищаемых , поверхностей мастика лежитпрочно , дефектов иповреждений не имеет. Новый слой лишь утяжелит это покрытие , о но будет «охотнее» отставать от панели и трескаться. А в тех местах, г депокрытиеповреждено , там металл ужепоржавел , иной раз значительно. Здесь совершенно недостаточно отмыть грязь и нанести свежую мастику. Вначале надо удалить ржавчину. Причем ' дочиста, иначе остатки коррозиипод мастикой окажутся миной замедленного действия. И, как все мы знаем, рано или поздно эта мина срабатывает. П римерно то же происходит, к огда для ремонта кузова применяли сварку. Ш овнеизбежнопокрыт окалиной, а как ее снимают? Ну, стукнут пару раз молот ­ к ом или пройдутся проволочнойщеткой , что-то осыпется, но что-то непременно останется. изводительности 1500 л / м ин . Емкость бака для струйного материала — 20 литров, р е ­ зервуара для пыли — 30 литров. Аппарат выполнен в виде тележки на небольших колесиках, и его нетрудно подкатывать непосредственно к месту работы, н ужно лишь обеспечить связь с источниками энергии — электросетью 200 вольт иком ­ прессором. Чистящим веществом может служить практически любой сыпучий материал, состоящий из зерен величиной от 0,2 до 0,8 мм . Годится крупный песок, к осточ ­ ковая крошка , мелкая дробь , просеянная металлическая стружкаимногоедру ­ г ое — лишь бы соблюдались размеры частиц. Разница получается лишь во внеш ­ н ем виде обработанной поверхности — от матовой до слегка зернистой ( ч ем , кстати, пользуются, если случается при ­ менить аппарат для каких-либо декора ­ тивных работ), но качество и эффективность очистки влюбом случае будутвысокими . Еще одноважное обстоятельство: «Чайка-20» обеспечивает необходи ­ м ую чистоту окружающейсредыдаже при работе спескоми пригодна для использования в любых помещениях иремонт ­ ных зонах без ограничений идополни ­ тельной защиты. Существенно и то, что у «Чайки» п ре ­ д усмотрены два режимаобработкипо ­ верхности: чистовой, з аменяющей полирование или обезжиривание , и более грубый , обеспечивающий длительнуюбез ­ остановочную работу. Наконец, аппарат омможно пользоваться, не включаяструйнуюобработку . В этом случае он превращается вмощный пылесос, велик олепно справляющийся с, чисткой автомобильных салонов, а такжеуборкой рабочих мест. Вследствие этого «Чайка» не будет подолгу простаивать ив малых ма ­ стерских, где нет непрерывного технолог ического потока и специализированных постов. Подведем некоторые итоги. Кажется, наметился поворотктому , что наш автосервис станет приобретать нормальные формы . Не индустриальногигантские, где клиенту отведена роль статиста (платить деньги и «не отсвечивать»), а естественные, к огда стороны заинтересованы другвдруге . Иными словам и — получит развитие сеть мелких мастерских, где с машиной сделают все, что нужно , и именно то, что нужно . В частности, найдут явные и скрытые следы начавшейся коррозии, тщательно устранят их, подкрасят эти места, либо нанесут необходимую мастику. А также вычистят салон. Но чтобы поставить дело так, требуется соответствующее оборудование, п озво ­ л яющее работать сноровисто ивысоко ­ качественно. Думается, новый аппарат «Чайка-20» — это как раз техника такого рода. И будет хорошо , если эта «Чайка» о кажется первой ласточкой в ряду нового оснащения, п ред ­ назначенного для нового сервиса. А пока для интересующихся сообщаем , что по всем вопросам об аппарате для беспыльной струйной очистки следует обращаться по адресу: 125124, Москва, ул. Правды, 8, М МПО « К оммунар » , либо звонить по московскому телефону 257-04-82. А. МОИСЕЕВИЧЗА РУЛЕМ 7/92 29«Чайка-20» — аппарат для беспыльной струй ной очистки металла. В итоге струйная очистка при ремонте автомобильной техники постепенно «сошла на нет» и стала забываться. Но недаром говорят, что развитие техн ики идет по спирали. На новом ее витке родилосьвроде бы несложное, но весьма остроумное техническое решениепро ­ б лемы . Суть втом , что водном агрегате совместили два разных устройства — систему струйной очистки и пылесос. Получилась установка, работающая по замк ­ н утомуциклу : песок или заменяющийего материал сбольшойскоростью вылетает из сопла и бьет по очищаемой поверхности, после чего подхватывается пылесосом и поступает обратно вбункер . Д ело происходит внебольшой , р азмеромс кулак камере , и меющейформу полус ферыиобрамленной волосяной занав еской , как ущеткиобычного пылесоса. Полусферу прижимаютк обрабатываемой панели, к оторая при этом может быть неровнойи угловатой: гибкая волосяная штора обеспечит нужнуюгерметизациюрабочейзоны . Очистка получается эффективной, высококачественной («до металла») и при этом весьма производительн ой : на обработкуодного квадратного дециметра поверхности уходит примерно две минуты . Аппараты, д ействующие по описанном у принципу, получили широкоераспро ­ странение за рубежом . У нас пионерам и выступили конструкторымосковского машиностроительного производственного объединения « К оммунар » . Свое изделие они назвали ласково — «Чайка-20», хотя агрегат получился достаточно серьезнымимощным . Высота его — почти метр , длина и ширина — о коло 0,6 метра. Д ляси ­ с темы отсоса используется электромотор 600—800 Вт, а сжатый воздух для струй ­ ной системы надо подавать извне — от промышленной магистрали или от отдельн огокомпрессора , к оторыйможет обеспечить давление не менее 5 атм при про ­О днакоподождем метать громыимолниив наш сервис из-за плохой (а чаще вообще никакой) п одготовки кузова к нанесению антикоррозионных покрытий. Вначале прикинем : а как при самомго ­ р ячем желании это можно делать? Так ими средствами, как проволочная щетка, ш курка , с кребок , д аже механическая щетка на дрели , м ного не наработаешь: затраты труда и времени очень велики, производительность мала. Соответственно и цену за операцию надо поднимать до небес, иначе она будет нерентабельной. У нас в подобных случаях принимают самое простое решение : лучше вообще ничего не делать. В прежние времена, в эпоху авторемонтных заводов имашинно - т рактор ­ ных станций, ш ироко применяли песко ­ струйную обработку корродированных деталей. Эффективность высокая, р езуль ­ таты отличные, но условия невыносимые : р абочий постоянно находится воблаке силикатной пыли, и даже маска, н апоми ­ нающая противогаз, не спасает положе ­ ние. Пробовали вместо песка использовать мелкую свинцовую дробьикрошку от ореховой скорлупы . Получалось хоро ­ ш о , но невероятно дорого : цена мате ­ риала очень высока, а разлетается он во все стороны так, что для повторного использования не соберешь и половины.