31
32
НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ! Н НАШ ПРАКТИКУМ • КУРИЛКА КЛУБА Щ ИНФОРМАЦИЯ Вхотя дело это небезопасное, можно расколоть, но барабан все равно не же ­ лал сходить с полуоси. Тогда вспомнил где-то прочитанный совет. Запустив мотор , включил передачу. Д аю газ — и резкоторможу . Раз, д ругой , третий... Н икакого результата. П овторяю снова и снова. Барабан как будто ехидно ухмыляется: «Ну-ну, давай еще, о чка ­ рик!..» И не сходит. « Л адно , — д умаю , — поглядим, что ты скажешь , к огда за тебя примутся на СТО , — помнится, она километрах в трех. Там-то специалисты!» Заранее приготовил хрустящую купю ­ ру и двинулся... Механика, как ни странно, д олгоуго ­ варивать не пришлось. Вышел к машине, снял колесо. Смочил посадочное место барабана тормознойжидкостью , п отом обстоятельно уселся за руль: гляди, м ол , старина! И стал повторять мои недавние потуги, но не на первой, а на четвертой передаче. Я стоял неподалеку и размышлял, что лучше: если барабан не сой ­ дет и придется с этим смириться или со ­ скочит и разнесет полмастерской. Эксперимент обошелся «без жертв » : бар.абан остался на своем месте, п од ­ твердив наблюдение древних отом , что дураков охраняет само провидение. У том ­ ленный спец, ничего не добившись, г ордо покинул машину. Напоследок он презри ­ тельно пнул барабан ногой и сказал: «Ты, это... Не волнуйся, старик, е зжай ! Поскрежещет и перестанет. Перемелется!» Поехал. Но мозг сверлила мысль: «Как все-таки снять барабан? Что бы еще придумать?» И тут вспомнил: у соседа, человека запасливого, есть паяльная лампа, еще от той эпохи, когда они продавались. Вот моя последняя надежда! Едва приехал, сразу взял у него лампу, р азжег — и к барабану... — Постой, мастер! Но ведь всюду го ­ ворится, . что греть барабан в пламени нельзя — м ожнопокоробить , испортить. О нже алюминиевый, а ты — с паяльной лампой... — Д а , этого делать не рекомендуют . А знаешь, почему? Всякая книга пишется — спроси кого угодно — в расчете на особуюкатегориюлюдей , таких, к оторые самый безобидный совет могутистолко ­ вать по-своему, творчески развить — а в итоге дом рухнет, машина сгорит... К то будет виноват? А втор книги. И когда такой чудак его разыщет, автору не позавидуешь. Поэтому, у мудренныйопытом , он старается вкаждой фразе подстраховаться. Вспомни, к акоймы недавно оформили отчет о работе: т оже обтекаемый, чтобы ни одно словечко никого «на под ­ виг» не вдохновило! А что касается барабана — братцы, я же грел не чей-нибудь, а свой личный барабан, он мне еще нужен. Зачем же его калечить? Поэтому — не спеша, со всех сторон, постепенно... Только минут через шесть-семь мокрый палец зашипел. Дальше надел рукавицы, взялся — и барабан сошел с полуоси, как миленький, с легк имскрипом , почти без усилий. И, у веряю вас, ничуть не покоробился. — Так чего ж он по - д ругому не снимался? — Причина до смешного простая. Вопервых, один из поршней врабочем цилиндре «закис». Во-вторых, к олодкиуже старые, сильно сношены — выходит, барабан тормозился слабей, чем требовалось, чтобы провернуть его на полуоси. Отсюда, кстати, делайте выводы! Если машина старая, т ормозатребуют ремонта, м ожно столкнуться с тем, что и барабан не снимешь, как положено . А греть, г о ­ ворят нам, нельзя. — Но что же все-таки скрежетало? — Помнишь, к олодкиудерживаются от смещения вбок пружинками , а те надеты на стойки и застопорены шайбами. Верно? Сняв барабан, я увидел, что стойка развалилась надвое. Как-никак десять лет службы — тут икоррозия , и износ. А вся эта ржавая труха упала в барабан и там скрежетала. Сначала я заменил стойки на винты с резьбой Мби самоконтрящиеся гайки. Но потом знатоки убедили, Что это не лучший вариант: через год, если понадобится отвернуть гайки, с ними намучишься. Куда практичней взять подходя ­ щий шплинт: собираете все детали вкомп ­ лект, усики загибаете — и дело сделано. Так яи поступил. — Ты вот вспомнил о «закисшем» п оршне : м ожет , знаешь надежный способ, как его сдвинуть? А то яоднаждытужил ­ ся, тужился — так и не смог . Пришлось заменить цилиндр в сборе. — Правильно сделал. Ведь если у такого цилиндра его зеркало или кромкапоршня заржавели, рассчитывать на гер ­ метичность трудно : манжета должна работать по чистой, идеально ровной поверхности. Малейший «сучок» — и на манж ете риска, а по ней, глядишь, воздух попадет или течь появится. Правда, один приятель мне рассказывал, что сумел-таки сдвинуть поршень высоким давлением . ж идкостив приводе (а чтобы его соз ­ дать, о тсоединил регулятор). Счистил отл оженияспоршня , аккуратненько «нулевкой» убрал пятнышки с зеркала, п ро ­ мыл, собрал — работает! Тут, к онечно , по месту решать надо. — С «закисанием» деталей ия как-то столкнулся. Понадобилось заменить рези ­ новые втулки вкороткой штанге задней подвески. Болт там проходит сквозь лонж ерон , поэтому, к огдая гайку отвернул, вынуть его смог — но заодно со стальной втулкой. А она словно приварилась. Что делать? Тут вспомнил: в багажникепри ­ м ус ! Разжег «Шмель», подержал болт в пламени — втулка сошла. — Это еще цветочки! Вот такое прои ­ зойдет на одной из длинных штанг, ты по-настоящему хлебнешь горя , брат! Там узел сразу становится неразборным . А греть прямо на машине — опасно! — Подумаешь — я знаю как раз такой случай. М ужик аккуратно грел именно это место горелкой . Сперва сжегнегод ­ н ую резинку, потом втулку. И уже после этого болт удалось выбить. — Вот так и начинаются пожары , — м рачноизрек подошедший пожарник . — Такие советы и вслух-то произносить опасно, а ты, чего доброго , еще и опубликуешь где-нибудь... Взял бы ножов ­ ку и распилил. — Я, по-твоему, кто? Э дмон Дантес, граф Монте-Кристо? Это в романах по двадцать лет пилили тюремную решетку обломком пилки для ногтей. А вжизни — проклятый болт надо перегрызть в двух местах, уверяю тебя, очень неудобных! Д южину полотен сломаешь, намучишься. Говорят, один умелец резал электрод рельюс вулканитовым кругом — и то надо еще проверить, м ожно ли им туда влезть. — А я, братцы, только недавно узнал, как ломают тормозной суппорт. Понадобилось заменить колодки — сами знаете, просто, как семечки... Дела на пять минут. Как всегда — снимаю колесо, вытаскиваю из пальцев колодокпроволоч ­ ные фиксаторы, хочу вынуть пальцы. Не тут-то было. «Ладно,— д умаю , — малость постучу!» «Малость» переросла в полтора часа мучительной работы. И так, и этак про ­ бовал — пальцы будто приварились к суппорту. Постепенно все же расшевелил, а потоми выбил. А ведь я их всегда при установке смазываю. И вот — на тебе: как у Райкина — «регбус, кроксворд»! Когда выбил, все понял. В отверстиях белый налет окисла: это корродировал металл суппорта. Окислу деться некуда, и он защемляет пальцы согромной силой. Выбивая их, иногда просто ломают проушины суппорта. — А мой приятель изобрел такой способ: пальцы при сборке смазывает, а снар ужи еще обрабатывает узел «Мовилем». К оррозия , говорит, не страшна. — Словом, тема эта необъятная. Нет такой СТО, где бы слесари радовались при виде старой машины. П отому что знают : на ней ни гайку не отвернешь, ни палец не выбьешь. Все ржавое , все гнилое — начнешь смелкой операции, а закончишь капремонтом . — Д а , господа автомобилисты, уметь снять-установить какую-нибудь деталь для нас ой как важно. А при таком раскладе цен будем тренировать изобретательность на наших старых рыдванах еще ох как долго! Записал Э. К ОНОП12 ВОПРОСОВ О СИНХРОННЫХ ШАРНИРАХПереднеприводные автомобили перестают быть для нас новинкой, но в их конструкции все же немало элементов, ранее неизвестных автолюбителям. В числе важнейших — шарниры привода к ведущим колесам. Их называют также шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС) или синхронными, поскольку ведущий и ведомый элементы вращаются с одинаковой скоростью независимо от расположения соединяемых валов. На вопросы о конструкции и особенностях их эксплуатации отвечает старший научный сотрудник НАМИ Н. КОЧЕШКОВ. Обоснованно ли мнение, что именно ресурс шарниров во многом определяет надежность трансмиссии! Это верно. При нормальных условиях эксплуатации (по дорогам первой клтеЗА РУЛЕМ 7/92 31 12 34 ,594 321гории, при температуре воздуха в диапазоне — 4 0 . . . + 5 0 °С) срок службы шарниров (точнее приводных валов в сборе) должен быть не меньше ресурса силового агрегата до капитального ремонта. Однако это не всегда зависит от характера эксплуатации (хотя машина используется не только на таких дорогах). Важна и регулярность контроля за состоянием шарниров — в первую очередь, их чехлов. На что необходимо обращать при таком контроле! вниманиеРис. 1. Приводной вал ВАЗ-2108, «2109» с шарнирами.6758Прежде всего удостоверьтесь, что чехлы целы, надежно закреплены и нет утечки смазки из шарнира. Чехлы крепятся непосредственно на корпусе (все шарниры переднеприводных машин ВАЗ, наружные АЗЛК-2141) или на переходной детали (внутренние АЗЛК-2141). Канавки в местах соединения с корпусом создают дополнительный уплотняющий эффект. Убедитесь также, что внутренние шарниры надежно зафиксированы в полуосевых шестернях дифференциала. Чем смазывают шарниры! Высококачественной консистентной смазкой ШРУС-4 с присадкой дисульфита молибдена (2...5 % к весу). В ней нет веществ, вызывающих коррозию деталей. Отечественная смазка — аналог зарубежной «Моликот-2461с». Во внутреннем шарнире ее должно быть не менее 80 см 3 , в наружном — 40 см 3 . Смазку закладывают при сборке в расчете на весь срок службы шарнира — при условии, что не произошло ее утечки из-за повреждения чехла. Как действовать, если чехол и часть смазки вытекла! поврежденРис. 2. Шарниры равных угловых скоростей АЗЛК-2141.Рис. 3. Детали универсального шарнира.шариковогоЕсть только один выход: демЪнтировать вал, снять поврежденный чехол, разобрать шарнир, промыть его детали. Если на рабочих поверхностях нет задиров и повреждений, заложите свежую смазку и соберите узел, тщательно закрепив новый чехол. Надо иметь в виду, что долговечность шарнира определяют не разрушающие нагрузки (большую часть времени шарниры работают при относительно низких оборотах, умеренных крутящих моментах и небольших углах), а износ. Видимо, нет нужды объяснять, как быстро выйдет из строя шарнир, у которого нарушена герметичность. По каким признакам определяют дельный износ шарнира! пре1211 101Для шарниров жесткого типа (колесных) — по величине суммарного осевого люфта между элементами. У шарниров, применяемых на машинах ВАЗ, З АЗ , АЗЛК, он не должен превышать 0,66 мм . При большем люфте есть опасность заклинивания узла — машина станет неуправляемой! На предельный износ внутренних шарниров указывают щелчки при троганье и разгоне. Этот характерный звук возникает из-за того, что на рабочих поверхностях корпуса по мере износа образуются лунки глубиной 0,2...0,3 мм. Поддается ли ремонту изношенный узел! «Домашние» способы ремонта для такого узла непригодны по нескольким причинам. Все детали шарниров изготавливают из качественных марок стали на специальном технологическом оборудовании с высокой точностью. Их подвергают Окончание — на стр. 35Рис. 4. Внутренний шарнир привода ЗАЗ-1102. Обозначения: А — наружный шарнир; Б — внутренний шарнир; 1 — корпус; 2 — внутренняя обойма; 3 — сепаратор; 4 — шарик; 5 — 32 ЗА РУЛЕМ 7/92хомут чехла; 6 — стопорное кольцо; 7 — чехол; 8 — вал привода; 9 — фиксатор; 10 — ролик; 11 — игольчатый подшипник; 12 — шип крестовины; 13 — буфер.