42
43
СОВЕТЧИК, КОТОРЫЙ -ТЕСТВСЕГДА ПОП РУКОЙЧем все-таки хороша обычная система зажигания, так это своей простотой. Прерыватель, распределитель, катушка зажигания — и все. Конечно, и в трех соснах можно запутаться, поскольку тонкостей и нюансов тут множество. Но если вы добросовестно разобрались в этом деле по книжке, все поняли и запомнили, то из диагностической оснастки вам понадобится всего лишь обычная лампочка с куском провода. Больше ничего. Иное дело, когда на машине (ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102) стоит электронная бесконтактная система зажигания. Технических достоинств у нее много, но досконально разобраться в этой науке под силу лишь хорошему специалисту-электронщику. А какого-нибудь небольшого приборчика, который хотя бы частично брал на себя функции такого специалиста при поиске неполадок, в распоряжении водителя нет.- Примерно об этом мы писали в рубрике «Кто возьмется?» (ЗР, 1990, № 12), призывая промышленность и кооператоров наладить выпуск подобных устройств. Отклики последовали, но все что-нибудь было не совсем так, как хотелось: то изделие слишком уж примитивное, то не очень удобное в пользовании, то производство чересчур мало, чтобы назвать его хотя бы мелкосерийным. Но вот попал к нам в редакцию прибор вполне промышленного вида и исполнения (показан на фото), имеющий несколько странное название И-БСЗ/ЭПХХ. Впрочем, расшифровка этой аббревиатуры несложна: «И» означает «индикатор», а последующие буквы свидетельствуют, что он пригоден для проверки как бесконтактной системы зажигания, так и экономайзера принудительного холостого хода. Разработали индикатор специалисты производственного объединения «АвтоЗАЗ», то есть люди, прямо заинтересованные в потребительской ценности своего изделия. Там же , в Запорожье, организовали товарный выпуск приборов ( Н ПФ «Опыт» И «ЗАЗавтотехника»). Редакционное тестирование новинки существенно облегчалось тем, что индикатор уже прошел всестороннюю экспертизу на АЗЛК . Проводил ее В. Банн иков — специалист, знакомый постоянным читателям нашего журнала как автор многих публикаций по автоэлектронике. Нам осталось лишь собственноручно испробовать прибор в деле, чем мы и занимались на протяжении полугода. Итак, что же представляет собой И-БСЗ/ЭПХХ? Это очень небольшой и легкий электронный приборчик в плоском пластмассовом корпусе, на лицевой стороне которого размещены пять светодиодов (назначение каждого из них помзчено соответствующей надписью на панели). Из корпуса выходит плоский кабель, состоящий из пяти проводков, который заканчивается комбинацией из двух семиконтактных стандартных разъемов — вилки и розетки. При проверке системы зажиганияТАБЛИЦА 1 ПРОВЕРКА БСЗ Вариант индикации 1 Не светится светодиод и не мигает ни один Причина неисправности Не подается БСЗ напряжение питания на Метод устранения Проверить линию: аккумулятор — замок зажигания — катушка зажигания — к ом ­ мутатор Заменить коммутатор2Л З , Л4 светятсяпостоянно , Л 1 , Л 2 , Л 5 не светятся Л1 мигает , Л 2 , ЛЗ светятсяЛ4 , Л 5 не светятся постоянно,Не подаетсянапряжение датчик-распределительпитанияна34Л1 мигает, Л 2 , ЛЗ, Л 4 светятся постоянно, Л 5 не светитсяЛ1 , Л4 мигают , Л2, ЛЗ, п остоянно , Л5 не светитсяЛ1 , Л 5 не мигают , тятся постоянно Л2, Л4 светятсяНеисправенкоммутаторЗаменитькоммутатор56ЛЗ,Л4свеНеисправен датчикХоллаЗ аменитьдатчикХолла или весь датчик распределитель Заменить катушку зажигания7Л 1 , Л4 мигают , Л 2 , ЛЗ светятсяпостоян ­ н о , Л 5 не мигает или мигаетспереры ­ вамиНет высоковольтногоразрядавовторич ­ ной цепи ; к атушка зажигания неисправна42ЗА РУЛЕМ 7/92 ТАБЛИЦА 2 ПРОВЕРКА ЭПХХ Вариант индикации 1 Не светится светодиод и не мигает ни один Причина неисправности Не подается ЭПХХ напряжение питания на Метод устранения Проверить линию: аккумулятор — замок зажигания — б лок управления2Л 2 светится приотпущеннойакселератора , Л1 не светится Л1 светится постояннопедалиНе замыкаются чателя Нет выходного равленияконтактымикровыклюОтрегулировать ключателя Заменить блокположениемикровы3напряженияблокаупуправлениянужно разъединить вилку и розетку между датчиком-распределителем и коммутатором, а затем вставить в образовавшийся разрыв соответствующие детали контрольного прибора. При проверке ЭПХХ то же надо проделать с разъемом на блоке управления экономайзером. Кроме того, из корпуса индикатора выходит тонкий проводок, на конце которого размещен датчик высоковольтных импульсов с пружинной серьгой, позволяющей зацепить его за «свечной» провод. Сама технология проверки крайне несложна и здесь нет смысла повторять то, что изложено в инструкции к контрольному прибору. Целесообразнее перечислить, что с его помощью можно узнать, оценить или сделать. Во-первых, если двигатель не заводится, вы узнаете, повинна в том система зажигания или нет. Нужно помнить, что общепринятая проверка «на искру» вывела из строя неисчислимое множество исправных электронных систем.Во-вторых, если какой-то элемент системы неисправен, вы безошибочно его обнаружите. Будем откровенны: в наше время главные источники приобретения запчастей — рынки и коммерческие магазины, где приходится платить очень немалые деньги. Надо быть уверенным, что вы покупаете именно то, что вам необходимо: коммутатор, датчик Холла, блок ЭПХХ или что другое. Наконец, третье: при помощи индикатора вы точно и безопасно можете проверить или откорректировать установочный угол зажигания. Как видим, возможности индикатора И-БСЗ/ЭПХХ достаточно широки, а сомневаться в его надежности у нас пока нет оснований. Пользуясь прибором, вы становитесь если не специалистом в области электронных систем, то, во всяком случае, весьма компетентным автомобилистом. Помешать же этому может лишь одно обстоятельство.Заключительный этап проверки состоит в том, что вы соотносите показания пяти светодиодов индикатора с табличками, приведенными в инструкции к прибору. К сожалению, эти таблички грешат множеством сокращений и терминов, идущих от «птичьего языка» специалистов. Мы приводим здесь свой вариант таблиц 1и2 (таблица 3в инструкции, думается, просто не нужна). Они, кстати, помогут интересующимся составить более полное представление о работе индикатора. В заключение еще несколько слов к читателям. Коммерция живет по своим законам, и мы заранее приносим извинения тем, кто направит в редакцию письмо с вопросами, где и как приобрести данное изделие, как связаться с изготовителями. Такой информации у ' нас нет, а адрес завода имеется в каждой инструкции к автомобилям ЗАЗ. А. МОИСЕЕВИЧЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 28 Правильные ответы: 1, 4, 6, 9, 10, 12, 15, 17 I. Разметка в виде стрел указывает разрешенные направления движения на перекрестке (приложение 2, пункт 1.18). II. Желтой сплошной линией разметки обозначают места, где остановка запрещена. Поэтому водитель легкового автомобиля остановился с нарушением Правил (приложение 2, пункт 1.4). III. Знак «Разворот запрещен» не накладывает вето на выполнение на данном перекрестке поворотов как налево, так и направо (приложение 1, пункт 3.19). IV. Грузовик может проехать перекресток по любой из указанных траекторий, так как знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» не распространяет свое действие на грузовые автомобили, перевозящие людей (приложение 1, пункт 3.4). V. Автобус может выполнить обгон и Правила при этом нарушены не будут, так как знак «Обгон грузовым автомобилям запрещен» касается только водителей грузовиков полной массой более 3,5 т (приложение 1, пункт 3.22). V I . Знак «Движение с прицепом запрещено» запрещает любую буксировку. Однако он не вводит никаких ограничений на движение легковых автомобилей с прицепами (приложение 1, пункт 3.7). VII. При выезде с автозаправочной станции водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу всем движущимся по ней транспортным средствам (пункт 9.2). VIII. На автомагистрали движение задним ходом запрещено (пункт 17.1).Ответы на задачи разминки1. Я снизил давление в шинах, пятно контакта увеличилось, благодаря чему улучшилось сцепление колес, и они к тому же меньше погружались в песок. 2. Ослабли несколько расположенных рядом заклепок, соединяющих половины шкива. Когда на это место набегал приводной ремень, они расходились, а затем со стуком соединялись. Я подтянул заклепки, и стук исчез. 3. Когда я нажал на вентиль, он провалился, и из шины вышел воздух. После демонтажа покрышки выяснилось, что в нее попал гвоздь, поэтому из камеры сначала вышло немного воздуха. В дороге камера разорвалась надвое и, собравшись в одном месте, создала большой дисбаланс, вызывавший вибрацию автомобиля. А шина работала как бескамерная.ЕВРОТАКС — ЗА РУЛЕМ: новый справочник «Окказион», («Европейский лист») появится в ближайшие месяцы на русском языке, чЦены на новые и бывшие в эксплуатации автомобили (250 ведущих моделей) в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Швейцарии, сравнительный индекс цен, правила ввоза и вывоза, таможенные и налоговые документы.ЗА РУЛЕМ 7/9243