KAXGИНФОРМАЦИЯ • ИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХ Щ ЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д. ПОСТНИКОВ.АВТОЛЮБИТЕЛЕЙВыехав из лужи, я просушил тормоза: резко нажал несколько раз на педаль, предварительно убедившись, что сзади в мою машину никто не врежется. Впрочем, желающих форсировать лужу больше не нашлось. Знаете самый простой способ не застрять в воде? Найти объезд! Ну а если вы все-таки попали в передрягу — не спешите выходить из машины. Опыт (не только мой) показывает, что можно выбраться, не замочив ноги. Подождите десяток минут — скорее всего, двигатель удастся запустить. К тому же в «запасе» остается стартер: хотите двигаться вперед, хотите назад — пожалуйста! Есть еще рецепты, проверенные не одним поколением автомобилистов. Первый — снять ремень вентилятора, перед тем как въехать в воду. Понятно, что без него не будут работать насос системы охлаждения и генератор. Однако за каких-нибудь сто метров пути двигатель не перегреется и аккумулятор не разрядится, зато брызг под капотом будет меньше, а вероятность преодолеть брод без приключений — выше. Другой способ — проехать водоем задним ходом. Машина в этом случае «рассекает волну» багажником, и брызги не летят на прерыватель-распределитель. Во время движения нельзя сбрасывать газ, иначе давление в выхлопной трубе уменьшится, в нее может попасть вода, и двигатель заглохнет. Разумеется, так лучше преодолевать уже знакомый брод: ведь при движении задним ходом обзор ограничен. Заметим, что для «Запорожца» способ не годится — у него мотор сзади. Ну а если вы в этом месте первый раз, надо промерить глубину, посмотреть, не вязкое ли дно, нет ли под водой острых предметов. Затем смело беритесь за «штурвал». Счастливого плавания!КАК ПРОЕХАТЬ ПО ВОДЕЛето — пора отпусков. Именно в это время автолюбителям нередко приходится «форсировать водные преграды». Опытом их преодоления делится ведущий редактор отдела эксплуатации Д. ПОСТНИКОВ. Не стоит думать, что застрять в глубокой луже рискует только тот, кто ездит по проселкам или перебирается вброд через незнакомую речку. Со мной, например, такое произошло в обжитом районе Москвы. Неделю назад я здесь проезжал, и ничего не случилось. На этот раз перед лужей притормозил: кажется, она стала чуть побольше, но я не придал этому значения. Двигатель заглох, конечно же, когда машина достигла середины «водоема»: до краев не допрыгнешь. Но где бы с вами такое ни случилось — в городе или на безлюдном проселке, ход рассуждений и действий в сущности одинаков. Почему двигатель глохнет при преодолении брода? Причин две: замыкание системы электрооборудования и попадание воды в выхлопную трубу. В первом случае обычно появляется контакт боковой клеммы прерывателя-распределителя («трамблера») с корпусом прибора (то есть с «массой»). Причем для этого не обязательно глубоко погружаться в воду — достаточно сильных брызг. Старые водители говорят: «Искра ушла в землю», а здесь правильнее сказать «нырнула в лужу». Когда вода стечет или испарится с нагретых деталей, двигатель можно сно30 ЗА РУЛЕМ 7/92ва запустить. Хуже, если она попадет через неплотности соединений внутрь прерывателя-распределителя или на клеммы проводов высокого напряжения (если резиновые колпачки старые). Тогда двигатель удастся пустить не раньше, чем детали будут высушены. Обычно этим занимаются уже на берегу в спокойной обстановке. Те, кто часто ездит по воде, надевают на прерыватель-распределитель защиту — пластмассовую банку, например из-под какого-нибудь моющего средства, проделав в ней отверстия для проводов. Годится также резиновая перчатка, плотный полиэтиленовый пакет, прочно закрепленные изоляционной лентой так, чтобы вода не проникла внутрь корпуса. Особенно боятся воды автомобили, у которых прерыватель расположен внизу, близко к поверхности дороги. Это машины с «412-м» двигателем и его модификациями: «Москвич-412», «2140», ИЖ-2125 («Комби»), АЗЛК-21412 и другие. Второй случай: в системе выпуска — вода. Она не дает газам выходить из цилиндров двигателя, и горючая смесь в них не поступает — а без нее двигатель, как вы понимаете, работать «не хочет». Следовательно, если выхлопная труба ушла под воду, то машина вряд ли заведется. Если же труба просто «хлебнула» немного воды, то она скоро вытечет и вы поедете дальше. Чтобы сдвинуть заглохшую машину с опасного места (железнодорожного переезда, перекрестка, а в нашем случае — из лужи), есть старый шоферский прием — «выехать на стартере». Им я, кстати, и воспользовался. Но сначала все-таки попробовал запустить двигатель — не вышло. Тогда включил первую передачу и стартер: машина тронулась с места. Вдруг двигатель чихнул и заработал, так что последние метры преодолел своим. ходом.ЕСЛИ ДЕТАЛЬ ПРИРЖАВЕЛА— а снять ее позарез надо, автолюбители пускают в ход широкий арсенал приемов и средств. Наиболее радикальные из них оживленно обсуждались на очередном «собрании» в курилке клуба. — Еду вчера с дачи, «топлю» крепко, машина летит... ' Притормаживаю перед переездом и тут слышу противный скрежет в заднем колесе. «Эге,— думаю,— надо причаливать к обочине: что-то лишнее болтается в тормозном барабане». Остановился, поддомкратил, снял колесо. Выкрутил шпильки барабана, а как взялся за него, понял, что дело не пойдет. За десять лет сколько раз его снимал — и всегда легко. Тут — ощущение, будто он приварился к полуоси. Покачал туда-сюда — безрезультатно. Аккуратно постучал через деревяшку —