для ездыпрямо было бы так подобрать шины, чтобы увод обеих осей от ветра был одинаков, но это на практикередкодостижимо , д ажес шинами одноймо ­ дели.) Если же увод задней оси больше, ч емпередней , езда прямоненамногопрощеезды на повороте . Ведь ни дорога , ни погода идеальными не бывают: самые малые отклонения машины от ее зыбкого , неустойчивого равновесия быстро нарастают, и водителю приходится несладко. Упрощенно поведение машины при ветре справа показано на рис. 3. Понятно, что при правильном выборе шин машина устойчиво идет по прямой , хотя ее продольная ось несколько отклонена от направления движения — значит, на некоторый угол^ повернута и балка заднего моста, « п омогающая » машине сдерживать напор ветра. На деле все просто : водитель автоматически, не задумываясь, находит рулемигазом равновесное состояние этой системы, не загружая свой мозгненужнойинформацией . О чевидно , есть смысл добиваться от автомобиля нужной устойчивости — езда станет намного легче и приятней. В заключение посвятим несколько слов переднеприводному автомобилю. Сразу скажем , что, п роходя поворот на ВАЗ-2107 или ВАЗ-2108 при сброшен ­ н ом газе, н апример , н акатом , — особых различий вы на заметите: если на «восьм ерке » задние шины диагональные при радиальных впереди , устойчивость опятьтаки оставит желать лучшего . П оложитель ­ ные стороны переднего привода проявляются тогда, к огда он работает, то есть ведущие колеса тянут машину вперед ! М ыужеговорилио влиянии на боко ­ вой увод тяговой силы колеса: если на повороте газ не сбрасывать, а, напротив, прибавлять, «восьмерка» автоматически увеличивает свою устойчивость, стремясь выйти на траекторию большего радиуса. Ничего страшного здесь нет: чтобы вписаться внужный поворот, водитель ещебольше поворачивает руль кего центру и прибавляет газ. Свойственная переднеприводной машине недостаточная поворачиваемость делает ее исключительно устойчивой — настолько, что, умело ею пользуясь, на такой машине можно применять буквально любые шины.к ом , затем вдруг стрелка прыгает ипока ­ зывает, что он опустошился на добрую четверть. При неисправностях потенциометра, по которому скользит контакт от поплавка, м огут быть искажения показаний : р ывки , падение стрелки на ноль и т. п. Ничуть не реже рывки могут объясняться инарушениемэлектрической цепи внеожиданном для многих месте — там, где пружинаподжимает ось поплавка. Д о ­ статочно бывает чуть растянуть пружину или поставить другую , посильней, чтобы нормальная работа прибора восстановилась. В вашем же случае — о собеннос учет омтого , что поплавковый механизм вы заменили , — наиболее вероятная причина неправильных показаний приборов , по опыту многих автомобилистов , — плохой контактчерного провода, с оединяющегокрышкупоплавкового механизма с «массой». О бычно это вызвано коррозией , и если зачистить соединение, показания, с корее всего, снова станут правильными. П опробуйте — м ожет быть, получится. П очемув автомобильных регуляторы напряжения? генераторах Рис. 1. Трехщеточный генератор ГБФ-410Г5 автомобиля ГАЗ-А: а — крышка со стороны коллектора; б — электрическая схема; А — положительная («плюсовая») щетка; Б — отрицательная щетка; С — дополнительная («третья») щетка.п режде были регуляторы тока, а теперьПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа ваши циалисты. вопросы отвечают спеПочему указатель уровня бензина вбаке дает то правильные, то неверные показания? По совету заменил поплавковый механизм — не помогло . К онечно , причиной неправильных показаний (или вообще их отсутствия) м о ­ ж ет быть неисправность поплавкового механизма : н апример , утонувший по ка ­ к им - т о причинам поплавок будет указы ­ вать на то, что топлива нет , — и обманы ­ вать вас. З аедающиймеханизм дает показания «лесенкой», а не плавно. Вы, скаж ем , д олго едете будто бы сполным ба46 ЗА РУЛЕМ 5/94Д о второй мировой войны зарубеж ­ ные и отечественные автомобили — г ру ­ зовые ГАЗ - А А , ЗИС-5, л егковые ГАЗ-А, Г АЗ - М 1 — «Эмка» — оснащали так называемыми трехщеточными генераторами со встроенными регуляторами тока. В них, к роме основных щеток ( « + » и «—»), к которым подключаются потребители, есть дополнительная, третья щетка. К ней икодной из основных ( о бычно « п лю ­ совой») п одключенаобмоткавозбужде ­ ния (рис. 1). Р егулирующий эффект такого соединения создает явление, и ме ­ нуемое реакцией якоря. Л юбое увеличение тока нагрузки вызывает уменьшениемагнитного поля гене ­ ратора, • что обеспечивает примерное постоянство напряжения , а вместе сними тока нагрузки этой электрическойма ­ шины. Простота, надежность и дешевизна трехщеточных генераторов обусловили их широкое распространение в 20-х — 30-х годах. О днакос увеличением мощ ­ ности все явственнее давали о себе знать принципиальные недостатки, п реж ­ де всего, неблагоприятный режим заряда аккумулятора : по мере насыщения последнего ток от трехщеточного генератора не уменьшался, как требуется, а оставался неизменнымидаже увеличивался. Это способствовало разруше ­ н ию пластин исокращениюсрокаслуж ­ бы аккумулятора . К рометого , в ключениемощных потребителей, о собенноночью , вызывало резкоеуменьшениезарядного тока, что приводилокнедозарядке батареи. Установкой дополнительных устройств (добавочных резисторов , к ом паундных обмоток , термостатов, о гра ­ ничителей заряда и др.) лишь нескольк о улучшали характеристики генератора, но полностью устранить недостатки не смогли. Вдобавок трехщеточныйгенератор не мог нормально работать без аккумуля ­ т ора : из-за отсутствия зарядного тока, а следовательно, и реакции якоря нап ряжение генератора резко возрастало, что приводилок выходу из строя какРис. 2. Электрическая схема электродвигателя стеклоочистителя автомобилей ВАЗ-2108, -2109. потребителей, так исамого генератора. П оэтомуужев начале сороковыхгодов такие агрегаты уступили место более совершенным — с регуляторами напряжения. В прочем , идея дополнительной третьей щеткив наши дни вновь нашла применение , но уже не в генераторах, а в автомобильных электродвигателях — н апример , привода стеклоочистителей. У них частоту вращения изменяютспомощью третьей щетки (рис. 2).Какопределяетсяоктановоечислобензина ипочемуу разныхего сортовразные буквенныеиндексы : А-76, АИ-93? О ктановое число ( О Ч ) — одна из основных характеристик бензина, о преде ­ ляющая его способность кнормальному (без детонации) с гораниюв двигателях с высокой степенью сжатия. Ч ем выше степень сжатия, тем выше термическийКПД двигателя, поэтому современные моторы мощнее и экономичнее, чем их предшественники стакимже рабоч имобъемом . Склонность к детонации зависит, о днако , не только от степени сжатия, но и от параметров рабочего процесса, о пределяемыхформойкамеры