ней части буксируемого автомобиля. Следующий комментируемый нами раздел «Начало движения, маневрирование» был ив старых Правилах, но в нем появились изменения. Пункт 8.5 предписывает (а не допускает, как это было ранее) выполнять левый поворот или разворот только с трамвайных путей попутного направления, если они расположены слева и при условии, что знаки 5.8.1 «Направление движения по полосам» или 5.8.2 «Направление движения по полосе» не предписывают иной порядок движения. Если же эти знаки установлены, то поворачивать налево или разворачиваться надо с полосы проезжей части, расположенной правее трамвайных путей. Естественно, что поворот в этом случае возможен лишь тогда, когда состояние покрытия и самих трамвайных путей допускают движение по ним. В противном случае поворот с них должен быть запрещен знаками Светофоры для регулирования движения велосипедистов.5.8.1 или 5.8.2. Иногда с учетом принятой организации движения на перекрестке могут быть установлены предписывающие знаки 4.1.1 «Движение прямо», 4.1.2 «Движение направо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо» либо запрещающие 3.18.2 «Поворот налево запрещен» и 3.19 «Разворот запрещен», исключающие движение по трамвайным путям. Санкции за неправильный поворот или разворот на улицах с трамвайными путями определяются частью первой статьи 115 КоАП (несоблюдение требований дорожных знаков и нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части) или частью второй этой же статьи (нарушение правил разворота) и предусматривают, соответственно, предупреждение либо штраф в размере до 0,2 минимального размера оплаты труда или штраф от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда. Рассматриваемый раздел дополнительно запрещает разворот рядом с остановочными пунктами маршрутных транспортных средств. Естественно, это касается только дорог без разделительной полосы и без сплошной осевой разметки. Протяженность зоны запрещения разворота Правилами не определена. Однако водителям рекомендуется по аналогии с п. 12.4 Правил считать эту зону равной 15 м от границ остановочной площадки, а при ее отсутствии — 15 мв каждую сторону от указателя остановки маршрутных транспортных средств или такси. Нарушение этого требования Правил может обойтись водителю в сумму от 0,2 до 0,5 минимального размера оплаты труда. Важное нововведение этого раздела — перечень мест, где запрещено движение задним ходом. Это было явным упущением союзных Правил, разрешавших выполнять такой маневр даже на перекрестках, пешеходных переходах, в зоне остановок. Теперь на задний ход наложено табу на любых перекрестках ив местах, где запрещен разворот по п. 8.11 Правил (на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктов). Нарушение установленного порядка движения задним ходом квалифицируется Кодексом как нарушение водителями иных правил дорожного движения (статья 115, часть четвертая) и влечет за собой предупреждение.СТРАХОВАТЬ ПЛП НЕ СТРАХОВАТЬ?Экономические передряги коснулись всех сторон нашей автомобильной жизни, включая и страхование. Инфляция делает невозможным полноценное возмещение ущерба в случае аварии или кражи автомобиля. На полученные гроши невозможно ни отремонтировать, ни купить, поэтому большинство автолюбителей отказались от страхования своих машин. Это с одной стороны. А с другой — многие страховые фирмы вообще перестали обслуживать автовладельцев: им это просто невыгодно. И все же вопрос «страховать или нет?» не потерял своей актуальности. Мы решили побывать в страховых компаниях, еще работающих с автомобилистами. Из нескольких выбрали две — государственную «Росгосстрах-Стинвест» и акционерную «АстроВАЗ», где постарались выяснить условия страхования автомобилей. В «Росгосстрахе-Стинвест» принимают на страхование легковые, грузовые автомобили, автобусы и другую моторизованную технику, принадлежащую как гражданам РФ, так и иностранцам, а также тем, кто гражданства не имеет. Кроме машины, можно застраховать водителя и пассажиров (по числу посадочных мест), а также дополнительное оборудование и принадлежности. Сам автомобиль страхуется от следующих, употребляя профессиональное выражение, видов риска: а) хищение, угон или попытка совершения подобных действий, куда входит и хищение его частей и принадлежностей; б) повреждение машины или ее частей, деталей, принадлежностей в результате ДТП, самовозгорания во время движения; в) стихийные бедствия, к коим причисляются пожары, взрывы, удары молнии, ливни и т. д.; г) умышленные или неосторожные действия третьих лиц. В общем, ничего нового и оригинального. Для оплаты страхового взноса существуют тарифы, установленные в процентах от страховой суммы: по риску «а» — 4 %; по «б» — 3,5 %; по «в» — 0,5 %; по «г» — 1 %; по всему пакету рисков — 6 %. Формально «Стинвест» страхует и иномарки, причем только по всему пакету рисков с тарифом в9 %. На самом же деле в страховании этих дорогих у нас машин (как, впрочем, и престижных отечественных «девяток» и «восьмерок») обычно отказывают, считая вероятность их угона слишком большой. Страховая сумма зависит от стоимости автомобиля на момент заключения договора с «Росгосстрахом» и определяется экспертом компании. Но так как в условиях инфляции цены на автомобили постоянно растут, то их ежемесячно пересматривают, и, если клиенты хотят, чтобы сумма выплаты в случае наступления страхового события более или менее соответствовала реальной потере, им придется вносить соответствующие коррективы в договор — «достраховывать» свою машину, доплачивая разницу. Это и накладно, и достаточно хлопотно. О сроках же выплаты возмещения здесь деликатно умалчивают... А что же нам может предложить негосударственная сфера? Выбранная нами компания «АстроВАЗ» предлагает страхование автомобилей отечественного и зарубежного производства (но опять же кроме престижных авто) по следующим видам риска: похищение или полное уничтожение; повреждение или похищение деталей; утрата товарной стоимости; причинение вашим автомобилем любого материального ущерба; простой транспортного средства в связи с аварией и неполучение в связи с этим дохода; несчастный случай в результате аварии. При заключении договора представитель компании осмотрит автомобиль и согласует с клиентом условия. Стоимость машины оценивают на момент заключения договора, затем возможна ее регулярная переоценка. Тарифные ставки зависят как от срока эксплуатации, так и от марки автомобиля. Все машины разбиты на категории. К «малоугоняемым» отнесены «Москвич», ИЖ, ВАЗ-2101, -2102, -2103, ЗАЗ, ЛуАЗ, «Ока», РАФ, УАЗ, «Таврия». Тарифные ставки для них уменьшены до 1,5 % стоимости, тогда как для других машин они составляют от 2 до 10 %. Обычный срок договора — год, При наступлении, как принято говорить, страхового события деньги должны быть выплачены в течение 72 часов с момента обращения, при этом, как подчеркнули представители компании, в девяти случаях из десяти справок из ГАИ не требуется. Будете вы страховать машину или нет, решать вам. Если надумаете, то советуем обойти несколько занимающихся этим делом фирм, навести о них справки, собрать сведения и лишь затем принимать решение. К. ВЛАДИМИРОВЗА РУЛЕМ 5/94 41КОММЕНТИРУЕМ вша