ЙЖО«Волво» — в олимпийской «форме»!ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ АВТОМОБИЛЕЙ «ВОЛВО» — 1200 легковых и 300 автобусов — обеспечивали 80 % перевозок спортсменов и зрителей на XVII зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия). За 16 дней их общий пробег превысил 5 миллионов километров или длину 125 экваторов! Из нескольких ведущих мировых автопроизводителей Норвежский олимпийский комитет выбрал «Волво», исходя из традиционной приспособленности этих машин к северным условиям, а также благодаря высокому уровню безопасности. «Олимпийский флот» обслуживали 150 подготовленных механиков. В их распоряжении был техцентр и 20 техничек.КАССЕТУ С ВИДЕОИНСТРУКЦИЕЙ на автомобиль вручают покупателю «Волво». Пятнадцатиминутный видеосюжет начинается с общей информации о купленной модели. С экрана доступно разъяснят особенности конструкции и эксплуатации, а в заключение информируют о сервисе — где, когда и за сколько ваш автомобиль квалифицированно обслужат. Авторы этого новшества считают, что для современного человека, испытывающего недостаток времени, кассета — хорошее подспорье в эксплуатации машины. К настоящему времени распространено уже более 60 тысяч видеокассет на разных языках.За девять месяцев прошлого года на Украине выпущено 110 тысяч легковых автомобилей, основная масса которых — "таврии". Треть из них экспортировано. Рост производства составил 8,5%.В конце 80-х годов автомобильный парк Москвы ежегодно увеличивался на 30—32 тысячи машин, а в 1991 — на 65 тысяч, в 1992 - на 92 тысячи.Статистические данные о... расцветке легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 1993 году, свидетельствуют, что наиболее популярны по этому признаку красные (28%), затем следуют синие и голубые (17), серые (16), черные (14), белые (12), зеленые (8), фиолетовые и желтые (по 1), на остальные приходится 3%.АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ — по сей день крепкий орешек для конструкторов электромобилей. Проблемы, связанные с ними, побудили искать альтернативу — батарею, которая работала бы при комнатной температуре и обходилась без дорогостоящей термоизоляции. По мнению специалистов, лидирует в этой области швейцарская фирма «Лекланше» из Ивердона. Здесь заняты разработкой нескольких типов перспективных аккумуляторов, наибольший интерес из которых представляет никель-металлогибридный. Специалисты фирмы отказались от кадмия (его соединения ядовиты), использовав продукты соединения водорода с различными металлами. Эта батарея не только экологичнее никель-кадмиевой, но и имеет большую (на 30—50 %) энергоемкость. На один килограмм ее массы приходится до 70 Вт-ч. Для сравнения: удельная энергоемкость свинцового аккумулятора — примерно 20 Вт-ч/кг.ЖИЗНЬ ЗАСТАВЛЯЕТ ВЕРТЕТЬСЯ даже такой медлительный гигант, как ЗИЛ. Грузовики с бензиновыми двигателями почти не пользуются спросом, а вот автобусов — и больших городских, и средних — дефицит. Как быструю реакцию на изменившийся спрос можно рассматривать автобус ЗИЛ-3220 на шасси серийного грузовика. Пока это опытный образец, выпуск его еще предстоитналадить на одном из филиалов ЗИЛа в Таджикистане. Отсюда и название машины по имени города — «Худжанд» (раньше произносили — «Ходжент», а в бывшем Союзе его знали как Ленинабад). Основные панели кузова либо плоские, либо отформованные на гибочных станках — для них не нужны сложные штампы. Желание делать велико — аллах в помощь...В 1996 году страны ЕЭС планируют ввести более строгие нормы содержания вредных веществ в выхлопе автомобилей. Между тем "Опель" уже сейчас предлагает семь моделей, которые соответствуют новым требованиям.ПОВЫСИТЬ КОМФОРТАБЕЛЬНОСТЬ автомобиля можно, принципиально изменив характеристики подвески колес — вернее, ее упругих и амортизирующих элементов. Обычно рессоры, торсионы, пружины деформируются (прогибаются, закручиваются, сжимаются) пропорционально росту нагрузки. А для комфорта-В Италии из 6300 км автомагистралей 5332 км — платные. Автомагистрали принадлежат 24 государственным компаниям, ежегодный доход которых — около двух триллионов лир."Щ(Узлы подвески cvc-GS300«.колес«Лек-Оригинальный способ подработать нашел шестидесятитрехлетний житель Самары: он... попадает под автомобили. Ошалелые водители обычно везут "пострадавшего" в больницу. По пути выясняется, что инцидент может быть легко исчерпан при наличии у них 30 тысяч рублей. Рассуждает "каскадер" примерно так: "Хватило денег на машину, хватит и на меня".бельной езды нужно, чтобы при этом подвеска колес становилась жестче по нарастающей (прогрессивно), а с уменьшением нагрузки — прогрессивно мягче. Так появились пружины бочкообразной формы (на снимке) или навитые из прутка не цилиндрического, а переменного диаметра (в виде очень-очень пологого конуса), а также пружины с переменным шагом витков. Применяется и комбинация всех трех вариантов. За последние десять лет вошли в широкий обиход и так называемые однотрубные телескопические амортизаторы. У них более стабильные характеристики, так как лучше охлаждаются (рабочий цилиндр непосредственно обдувается потоком воздуха) и легче двухтрубных. Правда, они сложнее в изготовлении: нужна более высокая то"ность обработки и хорошая герметизация, поскольку одну из полостей заполняют сжатым газом.6ЗА РУЛЕМ5/94 ЭХ, МАЗ, Е ЩЕ МАЗ, еще многомного... вариаций на тему базовой модели предлагает сегодня Минский автомобильный завод. Одна из них экспонировалась минувшим летом на Первом Российском автомобильном салоне иПолноприводный МАЗ-63171. вызвала неподдельный интерес: опытный образец грузовика МАЗ63171 колесной формулы 6X6. Он оснащен 360-сильным дизелем ЯМ 3-8421 рабочим объемом 17240 см 3с турбонаддувом идевятиступенчатой коробкой передач. Это типичный магистральный грузовик — длиннобазный, с бортовой платформой, рассчитанной на 14 тонн. Он может буксировать двух- или трехосный прицеп грузоподъемностью 810 тонн. Полная масса автомобиля — 27 тонн, автопоезда — 50 тонн. Из этих данных можно заключить, что автопоезд рассчитан на междугородные и международные перевозки. Да и мощность двигателя, приходящаяся на единицу полной массы (7,2 л. с / т ) , подтверждает это. Тогда почему все три оси — ведущие? Главное — зачем это магистральной, быстроходной (скорость до 90 км/ч) машине?Теперь требуется разрешение для въезда на территорию Украины автомобилей из Литвы, Латвии и Эстонии, прибывающих с целью вывоза грузов за пределы республики. В отношении Беларуси делается послабление: проезд на расстояние до 50 км в глубь Украины или Беларуси возможен без оформления документов.Начато оформление лицензий на внутренние автомобильные перевозки в областных бюро лицензирования Украины. Лицензии на международные перевозки выдает департамент автомобильного транспорта Минтранса.ПОЖАРНЫХ АВТОПОГРУЗЧИКОВ ПОКА ЕЩЕ НЕ БЫЛО — существовали только пожарные автомобили. Погрузчик, о котором речь, вообще-то обыкновенный, только снабжен пожарными стволами, а вместо балласта у него бак для воды или спецсредств. Логика появления такой машины проста: на большом заводе внутрицеховой транспорт быстрее окажется рядом с очагом возгорания, чем пожарные машины, да и маневренность у него лучше. Будь такие погрузчики на КамАЗе, может, и завод двигателей не сгорел бы. Разработали новое пожарное средство конструкторы фирмы «Восточное кольцо» из Тольятти (их пикап «Бизон» мы представляли в ЗР, 1993, № 12). Изготовлены опытные образцы, а вот наладить серийное производство нет возможностей.Уральским автомоторным заводом (УАМЗ), входящим в «АМО ЗИЛ». Базой послужило полноприводное шасси ЗИЛ-131, выпускаемое на УАМЗ. Платформа со стальными бортами разгружается на три стороны; ее вместимость — 6 м3 (с надставными Самосвал для сельскохозяйственных грузов «ЗИЛ-Трансмаш-345.000».бортами — 8,5 м ), грузоподъемность — 5 т. Остальные характеристики соответствуют показателям базового автомобиля. Первую партию самосвалов «ЗИЛ-Трансмаш-345.000» приобрели сельскохозяйственные предприятия и фермеры Уральского региона. Теперь на «Уралтрансмаше» разрабатывают самосвальный автопоезд.10 000 грузовых автомобилей было направлено в сельские районы России для перевозки сельхозпродуктов урожая 1993 года.Асфальтированная трасса протяженностью 60 км соединила два районных центра в Пензенской области - город Никольск и поселок Сосновоборск. Выход на основную транспортную артерию области получили глубинные села.САМОСВАЛ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА — продукт конверсии. Его создало производственное объединение «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге совместно сИ ДАЖЕ™ Д АЖЕ АРГУС НЕ УСМОТРИТ ЗА НЕЙ , — утверждал герцог Мантуанский в своей балладе из оперы «Риголетто». Но французский журнал «Аргюс... д'отомобиль» усмотрел — и выступил с инициативой организовать конкурс «Лучший доставочный автомобиль года». Доставочный — значит, легкий фургон или пикап полной массой (то есть с грузом, водителем, заправкой и т. д.) не более 3500 кг. Жюри из семи специалистов избрало лауреатом на 1994 год фургон «Опель-Комбо».«БИГА» — АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ГОРОДА работы маэстро Джорджио Джуджаро представила фирма «Итал-Дизайн» на восемнадцатом «Авто-шоу» в Болонье. «Кубик» с основанием два на полтора метра и высотой 1,86 м вмещает 4—5 человек или троих, если один из них — инвалид в коляске. Все они попадают внутрь через единственную дверь размером почти во всю заднюю стенку. Гибридная силовая установка, состоящая из электродвигателя постоянного тока, 250-кубового дизеля с непосредственным впрыском и генератора, позволяет развить скорость, вполне достаточную в современном городе,— 60 км/ч. По мнению фирмы, «Бига» — реалистическое решение транспортных проблем для современных городских центров. 2*СБОРКА АВТОМОБИЛЕЙ ИВЕКО начата в ханойском предместье Колоа. Новый завод с 250 работниками будет выпускать 12 тысяч машин нескольких моделей в год. Пока все детали и агрегаты привозные, однако со временем часть из них будет вьетнамского производства. Вьетнам — лишь этап «стратегического наступления» ИВЕКО на Дальнем Востоке: на очереди Южная Корея, Таиланд и Малайзия. Производство машин уже налажено в Китае (его полная мощность — 60 тысяч автофургонов «Дейли» в год), в Индии, Австралии, Иране и Турции.ижо5/94 1l«Эстония-25», оснащенная двигателем «Ровер-К16-1,4МР1» с впрыском топлива и двумя распредели-тельными валами. О н весит всего 98кг — на 42кг легче «жигулевского».Р-Р-РАЗ: «РОВЕР» и АСПАС подписали соглашение о намерениях — сотрудничать в оснащении партии гоночных автомобилей «Эстония-25» британскими двигателями «Ровер-К16-1,4МР1» для соревнований по гоночной формуле «Ровер» в России. (Напомним, АСПАС — это отечественная Ассоциация производителей автомобилей для спорта.) Все участники гонок будут стартовать на машинах с совершенно одинаковыми по своим возможностям (1398 см 3 , 103 л. с / 7 6 кВт при 6000 об/мин) двигателями. Во всяком случае, летом этого года АСПАС намерена выставить две машины на соревнования в ближнем зарубежье, а также в Чехии, Польше, восточных районах ФРГ.Шасси для машин новой формулы АСПАС собирается заказывать на известном заводе «Кавор» в Таллинне, не исключая в дальнейшем использования российских гоночных шасси. При этом, по словам руководителя АСПАС И. Ермилина, отпускная цена такого «монопосто» составит около 7—8 тысяч долларов, что намного меньше, чем у формул «Форд» или «Опель-Лотос». АСПАС и «Ровер гроуп пауэр трейн» (моторостроительное подразделение фирмы «Ровер») уже построили один гоночный автомобиль с двигателем К16-1.4 MPI. Английская сторона готова быть спонсором, чтобы открыть возможность молодым спортсменам попробовать себя.По прогнозам специалистов, в нынешнем году добыча нефти в России составит 327 миллионов тонн. Э то на 8 % меньше, чем в 1993 году. К настоящему времени из разрабатываемых месторождений уже извлечено 48 % начальных запасов этого сырья.Более сорока семей, где есть инвалиды, пострадавшие в автомобильных авариях, получили гуманитарную помощь через «Автомилосердие». На снимке: семья водителя Подлесного, которому фонд помог восстановить здоровье. портных происшествиях, оказывает им правовую и материальную помощь. Недавно он провел раздачу гуманитарной помощи, прибывшей из маленького немецкого городка Дармштадт. Среди получивших ее была семья инвалида II группы Михаила Подлесного, бывшего водителя «Союзметростроя», пострадавшего в автомобильной аварии. Эта семья, где четверо детей, находится под опекой фонда уже три года, как, впрочем, еще десятки семей инвалидов, потерявших здоровье в ДТП. Совместно с ГАИ Москвы Фонд организовал для детей-инвалидов пять благотворительных вечеров в цирке на Цветном бульваре.Специалисты НАМИ разработали для автомобилей ВАЗ разборное колесо из легких сплавов — литой диск и штампованный из двух частей обод. Масса колеса — 5,1 кг. Теперь задача — найти изготовителя таких колес.Коллектив завода "Кавор" в Таллине выиграл судебный процесс у немецкого предпринимателя Т. Ламлы, незаконно арендовавшего предприятие. Теперь оно возобновило выпуск гоночных автомобилей.ФОНД «АВТОМИЛОСЕРДИЕ» защищает интересы тех, кто потерял здоровье в дорожно-транс-СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА РАЗРУШЕНИЕ ДЕСЯТИ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ В ГЕРМАНИИ европейских и японских машин провел журнал «Ауто Мотор унд Шпорт». На скорости 55 км/ч автомобиль, где находился антропометрический манекен, сталкивался с препятствием левой частью передка — такие столкновения на дорогах наиболее частые. Места (от самого безопасного) по результатам краш-теста распределились следующим образом: 1. «Фольксваген-Гольф»*. 2. «Опель-Астра»**. 3. «Форд-Эскорт»**. 4. «ФИАТ-Типо»*. 5. «Ситроен-ZX». 6. «Тойота-Королла»*. 7. «Мазда-323». 8. «Мицубиси-Кольт». 9. «Ниссан-Санни». 10. «Хонда-Сивик»*. (Одна звездочка означает наличие надувной подушки безопасности для водителя, две — также и для пассажира на переднем сиденье).По сообщению Госкомстата, в 1993 году инвестиции иностранных фирм и совместных предприятий в экономику России составили 237,7 миллиарда рублей. Среди введенных на эти средства производственных мощностей — предприятие в Липецкой области по выпуску 2 тысяч грузовиков в год.Ежегодно автомобильные фирмы США расходуют на рекламу своих машин около 670 миллионов долларов.ДЕБЮТ ЗНАМЕНИТЫХ «ТРАКСЬОН АВАН» состоялся 60 лет назад 3 марта 1934 года. В этот день «Ситроен» устроил официальную презентацию нового переднеприводного семейства. Машины выделялись революционной конструкцией: привод на передние колеса, независимая торсионная подвеска передних колес, двигатель с «мокрыми» гильзами цилиндров, несущий кузов, гидравлический привод тормозов. Вспомним то время: мы упивались совершенством ГАЗ-А, нас восхищали «линкольны» и «бюи-ки». Но что они значили на фоне «Ситроена-ТА», ушедшего вперед на много лет! Год спустя Франсуа Леко, владелец гостиницы из Рошетея, на свой страх и риск взялся провести фантастический эксперимент. На переднеприводном «Ситроене» он стал безостановочно «челночить» между Парижем и Монте-Карло, откатав без полоВ 1984 году сотня владельцев «ситроенов» семейства «Траксьон аван» совершила пробег вМоскву . Н а снимке — неистребимые « Т А » в столице.мок 400 тыс. километров. Но и без помощи Леко фирма составила себе высокую репутацию. Машина, разработанная Андре Лефевром и Морисом Сентюра, держалась на конвейере 23 года. Последний экземпляр «Траксьон аван» собрали 18 июля 1957 года. Семейство «ТА», заложенное 60 лет назад, оказалось многочисленным: фирма изготовила 788 399 машин этой конструкции. В нашу эпоху гегемонии переднеприводных конструкций этот факт заслуживает внимания.Производственное объединение "Пермьагрореммаш" собрало первую партию автобусов " Альтерна-4216".Исполком Донецкого горсовета распорядился блокировать с помощью специальных устройств колеса неправильно припаркованных автомобилей, чтобы иметь возможность взимать штрафы с их владельцев.8ЗА РУЛЕМ5/94 БПИ-УАЗ.Миллионный джип "Мицубиси-Паджеро" был собран минувшим летом. Производство этих машин идет с 1982 года, причем 67% их экспортируется.ПРО ЛЛД ЗНАЮТ МНОГИЕ, А ПРО БПИ — НЕТ. Все потому, что БПИ далеко от нас — в Варшаве. Фирма под таким названием импортирует в Польшу джипы УАЗ-31512, облагораживает их интерьер и «экстерьер», оснащает другими двигателями и продает — дешевле японских и западных аналогов. На БПИ-УАЗ установлен польский четырехцилиндровый(2417 см , 75 л. с / 5 5 кВт) дизель «Андория-4С90». Он позволяет машине снаряженной массой 1740 кг (для УАЗ-31512 с брезентовым верхом и стальными штампованными колесами она равна 1590 кг) развивать максимальную скорость до ПО км/ч (УАЗ-31512 — 115 км/ч) и разгоняться с места до 80 км/ч за 19 секунд (УАЗ-31512 — за 30 секунд) .3Российские джипы поступают в Варшаву з жестким верхом и отлитыми из алюминиевого сплава колесами. Дополнительно БПИ комплектует их рулевыми колесами спортивного типа, накладками панели приборов, передними сиденьями с высокими спинками, самонатягивающимися ремнями безопасности, передними защитными решетками (часть машин), галогенными фарами. Кроме того, БПИ устанавливает на российский джип новую коробку передач с синхронизаторами на всех ступенях, самоблокирующиеся дифференциалы, лебедки, дисковые тормоза передних колес.Шестьдесят лет назад, в июле 1934 года на Ярославском автомобильном (ныне моторном) заводе собраны первые два грузовика ЯГ-5 с отечественными дизелями "Коджу".Трехкратный чемпион мира по автомобильным гонкам бразилец Айртон Сенна организовал на родине торговую фирму "Сенна импорт лимитада" С марта она начала сбыт автомобилей "Ауди".На полторы тысячи больше автомобилей "Ока" выпущено КамАЗом в 1993 году по сравнению с 1992-м. В нынешнем году планируется сделать 15 тысяч машин, а в 1995-м — уже 40 тысяч.РУКОВОДСТВО ФИРМЫ «РЕНО» сочло выгодным начать сборку микроавтобусов «Рено-Трафик» в провинции Синьцзян. В 1997 году намечено выйти на уровень 40 тысяч машин, а в 2000-м — на все 165 тысяч. Для реализации проекта нужны инвестиции в 580 миллионов франков (около 100 миллионов долларов).Автомобильные фирмы движутся на Восток. Так, «МерседесБенц» проявил интерес к организации производства в Чехии... малолитражек с 1996 года и готов вложить 800 миллионов марок (около 470 миллионов долларов) в создание завода. Да и Восток тянется на Запад. Наш журнал уже сообщал о выпуске автомобилей «Ниссан»в Англии. Теперь стало известно о намерении японской «Хонды» вложить 530 миллионов долларов в строительство своего турецкого филиала. Он начнет в 1996 году с 30 тысяч машин, а в дальнейшем станет производить по 100 тысяч «хонд» ежегодно. Может ик нам какуюнибудь фирму «ветерок попутный занесет»?ПАЗ выпустил в 1993 году более 10 тысяч автобусов. После завершения проводимой реконструкции их планируется производить в два раза больше.ВО, ПРЕССА — ДАЕТ! Так назывался популярный монолог Жванецкого. Но применительно к немецкой прессе эти слова надо понимать в буквальном смысле: дает приз! На ежегодном международном конкурсе «Золотой руль» берлинского еженедельника «Бильд ам зоннтаг» (тираж 1,4 млн. экземпляров) жюри отдало пальму первенства модели«ФИАТ-Пунто» (ЗР, 1993, № 12). Жюри из 24 человек включало известных обозревателей и видных спортсменов, в том числе автогонщиков М. Шумахера, К. Даннера, В. Рерля, X. Штука. «Золотой руль» ежегодно при«ФИАТ-Пунто» — лауреат конкурса «Золотой руль».суждают одной из новых легковых моделей. Оценивают ее скоростные возможности, экономичность, управляемость, безопасность, комфорт, принимают в расчет и цену.ПОСЛЕ ГОЛИЦЫНО — ДВИНЕМ В ТАСКАЛУЗУ, решило руководство фирмы «Мерседес Бенц». Таскалуза — тоже небольшой городок в американском штате Алабама. Здесь ежегодно станут делать 60 тысяч джипов нового поколения. Завод в Алабаме займет площадь в 3,9 км 2 , там будут работать 1500'человек, а общая стоимость его сооружения составит 300 миллионов долларов. Смежные производства для Таскалузы дадут работу еще 10 тысячам человек, что поможет решить проблему занятости в этом южном штате. «МерседесБенц» планирует комплектовать американские джипы на две трети деталями местного производства, остальное завод получит из Германии. В свою очередь, только треть автомобилей, изготовленных в Таскалузе, поступит на рынок США — две трети предназначены на экспорт.НА ПРЕДПРИЯТИИ «ХУНГАРОКАМАЗ» с первых дней 1994 года началась сборка грузовиков известной российской марки. В этом обществе с ограниченной ответственностью 70 % уставного капитала принадлежит АО «КамАЗ», 29,9 % — одной из канадских фирм и лишь 0,1 % составляет венгерская собственность. Ежегодно «ХунгароКамАЗ» будет собирать около трехсот 10- и 12-тонных грузовиков, сообщил директор предприятия Дьердь Харасти. Две трети из них намереваются реализовать на местном рынке. Цена КамАЗов составит от 2 до 2,5 млн. форинтов (1 доллар=100 форин, там). Надежды «ХунгароКамАЗа» связаны ис тем, что конструкторы головного завода в России активно работают над новым, более современным дизелем. Наряду с производством камских грузовиков в Венгрии изучают возможность сборки малолитражек «Ока». Правда, еще много нерешенных проблем, но венгерские партнеры не теряют оптимизма.ксжоЗА РУЛЕМ 5/94 93 За рулем № 5