В материале «Крепкая машина» журнал (1994, № 1, 3) рассказал о нелегком жизненном пути редакционного ВАЗ2104. Машина в самом деле оказалась достаточно крепкой и «бегает» до сих пор, но годы и километры свое дело сделали. В редакции служит еще одна «ноль четвертая», помоложе. Хотя иу нее на спидометре уже семьдесят тысяч — пробег достаточный для того, чтобы сделать некоторые выводы. ВАЗ-2104 —i по сути, е дин ­ ственный универсал отечественного производства. Горьковский, прозванный за вместительность «сараем», выпускается слишком малым тиражом для того , чтобы стать массовой машиной . Редки универсалы зар убежного производства, к ото ­ рые и называются по-иностранн ому — «истейтами», «брейками» или «турингами». Вот и приходится «четверке» отдуваться за всех. На ней горо ­ ж анин отправляется на дачу, загрузив семью , рассаду, а то еще и прихватив прицеп со стройматериалами. Торговецларечник набивает «четверку» под крышу ящиками спивом . У машины от такого обраще ­ ния колеса задние разъезжают ­ ся, как у старого « З апорожца » . Но ничего, бегают «крепкие машины» и в таких условиях — д опоры до времени , а потом . . . П отом приходится слышать, что кузов слабый, подвеска слишком мягкая, двигатель маломощный , да и ресурс у него не тот, что у других «жигулей». Д ругой вариант «неуважения» к машине — отношение крутого водителя с претензией на спортивность: выясняОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ18ЗА РУЛЕМ 5/94ется, что разгон чуть более вялый, в салоне пошумнееипро ­ хладнее, чем в седане, к ани ­ стры вбагажникегремятибен ­ з иномв салоне потягивает. К о ­ р оче , не машина, а гроб на колесах. Да, не сильна «четверка» в роли грузовика. И комфортом той же «пятой» или «седьмой» уступает. Но ведь все эти недостатки изначально заложенывконструкцию . «Универсал» — значит, к омпромисс . О дно улучш им — д ругоеухудшим : это основа любогокомпромиссно ­ го решения. Подняли грузоподъемность — стала жестче задняя подвеска. Увеличили полезный объем — лишились изолированного багажника, стал менее эффективным отопитель. Но даже путем всех этих «жертв» г рузовика сделать не смогли — ' с лишком слаба ((легковая» к онструкция . Получилось нечто среднее — «универсал». Белый ВАЗ-21043 1991 года выпуска с полуторалитровым двигателем попал вредакцию не совсем новым. На его спидометре было уже более двадцати тысяч километров . Не знаю , как с машиной обращались прежние хозяева, но в редакции с ней особенно не церемо ­ нятся. Храним подокномзимойи летом, эксплуатируем еже ­ дневно, в любуюпогодуи по любымдорогам . Н агрузки : от доставки одного человека всо ­ седний переулок до буксировки восьмисоткилограммового прицепа-киоска из Минска вМоскву . Зато повезло машине своди ­ т елем : он у нее один , постоянный. Как правило, это заметно продлевает жизнь автомобиля. Из дополнительногообору ­ дования установлены буксирное устройство, б агажник на крышеи пластмассовые подкрылки. Масло меняютрегулярно , остальное обслуживание и рем онт — по мере «созревания» дефекта. Колеса обуты в шины Бл-85. Вот мыи познакомились. Теперь на трассу. Без груза ничего особенного — «жигуль» как «жигуль». Сидя за рулем , от «пятерки» не отличишь. Выдает универсал только объемкузо ­ ва, характерно гудящий на большой скорости . Вот что всамом деле неприятно — это обмер ­ зание задних боковых стекол вхолоднуюпогодуи вообще нек оторая суровость климатических условий на заднем сиденье. Теперь начинаем «ноль четвертую» з агружать . Закрывать глаза на заявленную заводомгрузоподъемность по меньшей меренеразумно . Опыт работы редакционной «четверки» показывает, что 300 кг-печатной про ­ д укции являются нагрузкой запредельной, если пачки улож ены неправильно. Не ленитесь сложить заднее сиденье, а если есть возможность , то и правоеп ереднее . Равномерное распределение груза — щадящий режим для автомобиля, а пере ­ грузки заднего свеса — верный способ сократить век вашей машины. В перегруженном кузове появляются деформации , в результате которыху седанов перестают открываться задние двери, а универсал начинает отчаянно скрипеть своей и без того нагруженной длинной кры ­ шей итонкимистойками . Итог постоянной перегрузки — т ре ­ щины силовых элементов порой еще нового кузова, износ ре ­ зины, д еформация балки заднего моста идругие «радости жизни » . К счастью, наша маши ­ на таких страшных поврежде ­ ний не получила. Скрипит кры ­ ша, ну и пусть скрипит. Д ве ­ ри задние немного провисли. Зато отмечена еще одна неприятность, обычно присущая машинам куда более старым. Стали выгибаться поверху пер едние крылья, неплотно закры ­ вается капот. Если учесть, что машину не били, остается пред ­ п оложить — на груженом автом обиле проскакивали с ходу чувствительные неровности, если не сказать ямы. Коль речь о кузове, о тме ­ тим его невысокую коррозион ­ ную стойкость. Рамка ветрового стекла, двери идажекры ­ ша густо покрытыточкамиржав ­ чины. А вот любимыеею крылья пока целы — п омогаютпод ­ к рылки . Так что если хотите сохранить опрятный вид ипроч ­ ность кузова — защищайтесь от коррозии . П опробуем подвести черту подсказанным . Все-таки ВАЗ2104 — л егковой автомобиль. Если вы строите дачу или снабжаете товарами магазин — купите (арендуйте, наймите) г ру ­ зовик, он для перевозкитяже ­ стей больше подходит. Универсал поможет вам доставить груз не очень тяжелый, но объемный : элементы мебели, холодильник, д етскую коляску, выехать с семейством на приро ­ ду. М ожно , к онечно , иногда ицемент подвезти, и еще чтонибудь тяжелое, только злоупотреблять этим не стоит. Еще один вариант перевоз ­ ки груза — в прицепе . Заманчиво, но не стоит забывать, что большая часть нагрузки все равно передается автомобилю . Снижается скорость , ухудшается разгонная итормознаядинами ­ ка. Когда наша «ноль четвертая» таскала из Минска прице ­ пы — т орговые точки массой около 850 кг, от «жигулевских» ходовых качеств оставались одни воспоминания: максимальная скорость — 80, вялый разгон . К счастью, испытывать тормо ­ за такого автопоезда не приш ­ лось. Еще один «противник» т яжелого прицепа и вообще пер егрузки — двигатель. Но поведение этого агрегата — тема следующего рассказа. И. ТВЕРДУНОВ