ко всему шофер крутит баранку, с оеди ­ н еннуюс колесами прямо через механический редуктор , на машине полной массой без малого8тонн ! Ведь есть уже готовая конструкция — на ГАЗ-66 гидро ­ усилитель руля применяется больше 20 лет. Так почему бы, наконец, не подумать ио тех, к то мучается на новых «газиках» в узкихгородских проездах, на бездорожье? Усилие на педалях сцепления итор ­ моза требуется опять же немалое, так что энергии эта машина отнимает достаточно. Н есколько слов огрузо - п ассажирском варианте автомобиля — ГАЗ-33073. «Запаска» на нем закреплена сзади, под рамой (как ив «Москвиче-2141»), так что если вам понадобилось ею воспользоваться, приготовьтесь хорошенько напрячься, возвращая запасное колесо на место. К неудобствам платформы, п омимобольшойпогрузочной высоты, относится низкий тент, из-за которого стоять вкузо ­ ве можно только согнувшись («мечта» г рузчиков ) , а высокие вещи перевозить плашмя. Казалось бы , парадокс — столько недостатков и все-таки популярен ГАЗ-3307. Все объяснимо : во-первых, эта машина — единственная в своем классе. Правда, м онополия ГАЗа несколькопо ­ шатнулась вследствие ввоза зарубежныхгрузовиков , но пока иномаркитакого класса у нас редкость. И, во-вторых, д ажепо сравнению сЗИЛом новый «газик» н амного дешевле. Продаются ГАЗ-3307, т ем не менее, с трудом : д аже при своей низкой цене они должны быть сделаны лучше — и по конструкции , и по качеству изготовления, к отороенеподготовленного человека спос обно повергнуть вшок . К аждый новый ГАЗ-3307 обязательно нуждается впод ­ т яжке всех соединений — от головки блока двигателя до колесных гаек и футорок. Попадаются головки блока сракови ­ нами, и что уж говорить о таких мелочах, как перегоревшие предохранители и неп редсказуемые замыкания электропро ­ водки. Пожалуй, завышена допускаемая гру ­ з оподъемность4 тонны. По опыту, н ор ­ мальная нагрузка для подобных автомобилей — 2,5—3 тонны, во всяком случае, в городе. В беседах об этой машине выявилась интересная закономерность. Водители ГАЗ-3307 с государственными номерами , как правило, хвалили машину, сравнивая ее с ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. «Частники» ж е больше ругали ее, относясь к недостаткам значительно строже — еще бы , деньги-то уплачены из своего кармана. И если на первом месте у «казенных» ш оферов стояли преимущества автомоби ­ ля (в основном — удобная кабина), то «частники», вынужденные все делать своими руками , сначала говорили о недостатках — п лохом качестве, очень труд оемком обслуживании и отсутствии самых ходовых запасных частей. Они правы — г рузовикдолжен больше работать именьше стоять на обслуживании, иначе он себя не окупит .КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ОДЕССЕИз Одессы Япония кажется не такой уж далекой: в конце концов, их разделяет только вода. И никого здесь не удивляет «Японский клуб», который где-нибудь в Черкассах или Твери был бы словно кальмар в колхозном пруду. В пятнадцати секциях клуба осваивают японский, икебану, игру «го», различные единоборства. Шестнадцатая — «Японский автоклуб» — возникла около двух лет назад, чтобы облегчить владельцам «тойот», «ниссанов» и т. д. поиски запчастей и ремонт. Никто не мог предвидеть, что эта мирная цель вскоре отступит на второй план. П ринимаяЗаконодорожномдви ­ ж ении , парламент Украины лишил «прав гражданства» транспортные средства с правым расположением руля. И в Одесс кой области, г де более 20 тысяч таких автомобилей , поднялась буря страстей. Само собой , «Японский автоклуб» оказался в ее эпицентре. Вводя Законв действие. Верховна Рада великодушно сделала исключение для машин , зарегистрированных до1 январ я 1993 года. Их владельцы облегченновздохнули . «А мычем хуже?» — в зволно ­ вались те, к топрошелрегистрацию после 1 января, но дотогодня , к огдаЗакон был опубликован и вступил в силу (16 июля). Состояние их легко понять: г осномераи техпаспорт есть, а ездить-то нельзя! Неудачникам, о тлученным от дорож ­ н огодвижения , оставили нить надежды : перенесите руль справа налево — и катайтесь на здоровье . Но в статье 32 тогоже Закона сказано : «Не разрешается без согласования спроизводителями транспортных средств и их составных частей переоборудование, которое приводит к изменению... системы рулевого управления». Очень правильный, м еждупро ­ чим, запрет. Вот только не надо бы людям голову морочить , делая вид, что перенос руля — не проблема . Председатель «Японского автоклуба» Анатолий Гольша рассказал мне : в Одес ­ се уже появились «умельцы» — а по сути, технические авантюристы, осуществляющие такой перенос на свой страх и риск, без всякой технической экспертизы . Внешне получается приемлемо , но вероятность аварии неизмеримо повышается. К роме того, из-за вмешательства вконструкциюпереднего щита, о тделяющегомоторный отсек от салона, страдает пассивная безо ­ пасность. — К аксмотрит на этих кулибиных ваша ГАИ? — спросил я Гольшу. — П ока не замечает... 27 августа «Японский автоклуб» провел водном из городских парков митингпро ­ теста, требуя отменить « д искриминацион ­ ный закон о запрете правых рулей». Ре-з олюцию митинга поддержали не только частники, но и таксисты, р аботающие на японских автомобилях. Последние пригрозили : если останутся безработы , з аблокируютдорогу от Одессы на «мать городов русских». Спустя месяц состоялся марш протеста по улицам Одессы . В итоге по распоряже ­ н ию представителя президента УкраинывОдесской области воктябре регистрация возобновилась. Через пару недель, к огда активисты — участники митингаи марша протеста — о брелигосномера , ее вновь прекратили , ссылаясь на «звонок из Киева». Видимо, это еще не финал. В прочем , д овольноо «рулевых войнах». Клуб, н апомню , был создан не для них, а для цивилизованного сервиса. Не скажу , что он полностью избавил своих членов от ремонтных стрессов, но позво ­ лил, как выражаются в Одессе, н емножко почувствовать себя людьми . У клуба есть техническая база — три теплых ремонтных бокса, восемь механиков. Последние уженесколько лет специализируются по японскимавтомоби ­ л ями благодаря личным связям могут отыскать в Одессе многие запчасти. Д ей ­ ствует идругой канал: я тебе — ты мне . В клубе на каждого из членов заведена карточка, где среди прочих есть две граф ы : «Что я хотел бы купить» и «Что я хотел бы продать». Очень, говорят, п омо ­ гает. Если не сработали оба канала, клуб обеспечивает поставку из Японии или Сингапура. — Сингапур представляет для нас осо ­ бый интерес , — сказал Анатолий Гольша.— Во-первых, все запчасти и материалы для обслуживания там дешевле, чем в Японии, м инимум на 40 %. А во-вторых, там найдешь то, что нужно , для моделей , снятых с производства более пяти лет назад. В Японии это, считайте, н евоз ­ можно. Если поломкапроизошлав пути, член клуба может рассчитывать на пом ощь тех жемехаников . Приедут по звонку , м елкую неисправность устранят на месте, а если что-то серьезное — о тбук ­ с ируютмашину для ремонта . Выбивает клуб для своих членов по меревозможностибензин , места на охраняемых стоянках, п лощадки под гаражи . Сейчас пытается создать юридическуюслужбу , которая должна оказывать ком ­ петентную помощьв случаях ДТП или конфликтов с ГАИ. Но вообще-то члены клуба (их сегодня 314) попадают в ДТП реже , ч ем средний автолюбитель. Сказывается хорошее техническое состояние машин , а главное — с тремлениеопровергнуть статистику, с по ­ м ощьюкоторойпротивники «правого» руля доказываютего опасность.ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА ПРОТЕСТА:«Призываем всех автолюбителей и профессионалов, управляющих автомоби ­ л емс правым расположениемруля , быть внимательными идисциплинированными участниками дорожногодвижения , не до ­ пускать дажемелкихнарушений . Это поможет отменить дискриминационное законодательство». Замечательный призыв. Вот толькопоследнюю фразу, если отвлечься от ми ­ тинговых страстей, хотелось бы видеть иной : «Это поможет сохранить жизнь себе идругим » . Л. С АПОЖНИКОВО РАЗНОМ22 ЗА РУЛЕМ 5/94