24
25
РОСТ-ТЕСТ.р азмераи выше. И, к онечноже , «Ока» давит на плечи. Но тут ничего не поде ­ лаешь: сделать машину внутри шире , ч емснаружи , не удавалось пока никому . О б ­ щ ее впечатление — ездить можно , т олько длительные поездки вряд ли доставят большое удовольствие. Но «Ока» для дальних рейдови не предназначена. Если идти по возрастающей, то следую ­ щий объект — у краинскиеавтомобили . Самый старый (да просто допотопный ) ЗАЗ-968 особымкомфортом не отличался никогда ис давних времен слывет символом автомобильной убогости . Спартанский салон не порадовал ипростор ­ ностью. Несмотря на низкую посадку и отнесенные далеко вперед педали, выпрямить ноги так и не удалось. П одколеном согнутой правой ногиоказал ­ ся рычаг коробки передач, действовать которым было не слишкомудобно . По рассказам, от долгойезды на «ЗапоОбзорность и динамика, экологичность и экономичность, боковая поддержка сиденья и читаемость показаний приборов — по каким только параметрам не оценивают автомобили. Но если говорят о размерах салона, чаще всего отмечают возможность вытянуть ноги, сидя сзади, или ширину салона на уровне плеч. Никому не приходит в голову, что машина может быть просто «мала» водителю, Коротка, как брюки, или узка, как рубашка. М ожет даже сдавливать ноги, как тесная обувь. Мы заинтересовались, насколько удобны отечественные автомобили для крупного, рослого водителя. То, что новое поколение пошло в рост, заметили довольно давно. Д аже название долговязымнедорослям придумали автом обильное — акселераты. Д а , общество подросло. Недавний кумир детворы, бравый милиционер дядя Степа покупал сапоги сорок пятого размера , ч ем изумлял окружающих: мелкий народец был! С егоднямужчинаростомметр девяносто уженикого не удивляет. Высокий рост создает некоторыепро ­ б лемы . Не останавливаясь на банальных сложностях содеждойиобувью , о тмечу массу другихнеудобств : н изкие столы и стулья, к ороткие кровати, невысокие двер ­ ные проемывобщественном транспорте ( с колько там шишек набито в вечной московскойспешке ! ) . Увы, автомобиль тоже не балует «дядей Степ» о собыми удобствами. Г оворю не счужих слов — все опробовано на собственной шкуре . С амоотверженные исследователи ставят опыты на себе, так яи поступил. О бъектами испытаний послужили легковые автомобили российскогоиукраин ­ с кого производства. «Испытательное тело», р остом 194 см , д линнорукое , д линно ­ н огоеи достаточно тяжелое (105 кг ) , п ринадлежало , как сказано выше, автору этих заметок. Назвать результаты теста строгообъек ­ тивными было бы смело. К онечно , сказались личные пристрастия и просто разный по времени ипробегу опыт общенияср азличнымиавтомобилями . От десятков тысяч километровпробега за несколько лет езды на классических «жигулях» д одесятикилометровой пятнадцатиминутной поездки на « О ке » . С « О ки » и начнем. Н адеждыраз ­ меститься всамоммаленькомнашемавтомобильчике не было, честно говоря , н икакой . И, как оказалось, с овершенно напрасно. М алышка порадовала достаточно удобнымрабочимместом . Чувствовался, правда, некий дисбаланс. При отод ­ в инутомдо упора назад сиденье хочется оказаться поближекрулю . Если поддаться этому желанию , в озникаютпроблемысразмещением ног. Н епривычнымипока ­ зались крохотные педальки, р асположен ­ ные очень близко . Н есколько раз случалось «придавить» две педали сразу. Так что орудовать ногами следует осторожно , о собенно если ваша обувь сорокшестогоЕсть в «сорок первом» «Москвиче» простор для рук и ног. Только для головы места маловато (фото слева). Рука уже выпрямлена, но передача еще не включена. Необходимо сделать движение плечом. А поначалу посадка в «девяносто девятом» казалась такой удобной. р ожце » н емеют ноги и болит спина. Не пробовал — но инепродолжительныепоездкиособо приятных впечатлений не оставили. Иное дело преемница « З апорожца » — «Таврия». Ш ирокийдвернойпроем , п ри ­ е млемая посадка, достаточно удобные руль, рычаги и педали. Впечатление нес колько портят две вещи. При работе педалью газа носок ноги постоянно за что-то цепляется. А при выходе из автом обиля стоит поберечь голову, чтобы не удариться одвернойпроем . Вот, п ожалуй , и все неудобства.ТЕСТ24 ЗА РУЛЕМ 5/94 Последний представитель украинского автопрома — реликтовый ЛуАЗ-969. В ездеходик достаточно просторный . Впечатление несколько портит крохотная дверца, т ребующаянекоторого навыка при посадке в машину. Что касается рабочей позы водителя, хотелось бы немного разогнуть ноги, то есть ото ­ двинуться назад. Но — «не положено » . А в остальном ничего — ездить можно . Дальше — автомобили ВАЗ. Разобьем их на две группы — «классики» и перед ­ неприводные. Внутри этих условных групп основные размеры водительского места остаются почти неизменными . Итак, «Жигули». Самая привычная для автора машина, поэтому казалась и самой удобной . При попытке посмотреть на нее беспристрастно оказалось: правое колено частенько мешает включить вторуюпере ­ дачу, при длительной езде дают о себе знать слишком сильно согнутые ноги . Особенно правая, которая постоянно «топчет» педаль акселератора. Очень хочется «отъехать» назад, но, увы, некуда. Тем более, крепление сиденья в « Ж и ­ гулях» довольно хлипкое : то и дело дергая кресло, недолго сломать салазки или даже оторвать от пола кронштейн . Большой вес водителя увеличивает эту опасность. С ледующимобъектом была «99-я». Как обычно, сиденье — до упора назад, отрегулировал спинку и почувствовал себя вполне уютно . Д о тех пор, пока не поехали. При попытке включить первуюпере ­ дачу обнаружил , что рука уже прямая, а передача еще не «воткнулась». Завершать движение пришлось, оторвав спину от сиденья. Та же история с третьей и пятой передачами. Что еще бросилось Педаль тормоза и кожух отопителя — словно капканы для правой ноги в ВАЗ-21099.грешить против истины, придется это сделать. Единственное, к чему можнопри ­ ц епиться , — у зкийдвернойпроем . В остальном — положительные эмоции (хоть чем-то «ИЖ-Москвич» порадовал). Правда, чистоту эксперимента нарушал маленький спортивный руль фирмы «Дедал». Еще менее уважаемый автором АЗЛК-2141 вначале тоже показался «безг решным » . Но ощущение это сохранилось до первой канавы. Д еловтом , что углубление вобивке потолка заканчивается как раз над головой высокорослого водителя (по крайней меремоей ) . Навис ающее над затылкомребро обивки и оказалось той самой ложкой дегтя... Несколько слов об УАЗах — машинах «не очень» легковых, но в последнее время все чаще попадающих вруки частников. За рулем «469-го» с вободно (не путайте скомфортом ) . Только ры ­ чаг ручноготормоза , подпирая голень, постепенно набивает на ноге водителя синяк. У АЗыс кабиной над двигателем подарят своеобразноеощущение «коленей за ушами» во время посадки. Ну и напоследок «Волга». По части эргономики ГАЗ-24-10 («двадцать девят ую » попробовать не удалось) недалеко ушла от предшественницы — «двадцатьчетверки»: машина, с корее , просторная, ч ем удобная. Отметить какие-то недостатки трудно , но создалось впечатление некоторой «дубовости» (это только личное ощущение ) . О днаков «Волге» н огамиру ­ к ам ничего не мешает. Единственным, пожалуй, а втомобилем , в котором не смогли поездить, была ижевская «Орбита». Когда появится воз ­ м ожностьпоближепознакомить читателей с этой машиной , м ы обязательно отметим , переняла ли она удобство посадки от своего предшественника. Еще один момент , о котором не стоит забывать. Человек атлетических пропор ­ ций, расположившись за рулем , по сути, исключает для пассажира возможность сесть у себя за спиной. Там уместится разве толькоребенок . П одведем итог. У добнее для высок ого водителя оказались более старые машины классической компоновки . Наиболее приемлемыми автор назвал бы «Волгу», «Ниву», И Жи ВАЗ-2101...-07. Самыми неудачными показались «Ока» и ЗАЗ-968 — н емудрено , они и самые маленькие. Количество высоких людей все-таки невелико. П римерно 95 % населения ростомниже 188 см — на них и рассчитаны современные машины. Гражданам «баскетбольного» роста, ж елающим сесть за руль, придется терпеть неудобства. Хотелось бы только, чтобы впечатление от просторных, в общем - т о , автомобилей не портили досадные мелочи, как получилось с «вазовской» «девяткой» и «сорок первым» « М осквичом » . Тот, кто создаст максимумкомфортавысокорослым водителям, привлечет дополнительных покупателей. В огромной стране это, наверное, внушительное число. Или нашим производителям автомобилей покупатели не нужны? И. ТВЕРДУНОВ Фото В. КнязеваИз почты «За рулем»КТО ЗАСТУПИТСЯ!Пишут вам ваши читатели. Мы попали в беду и не знаем, как из нее выбраться. Всегда хотели иметь автомобиль, но наши отечественные нам не по карману, и мы решили отправиться в турпоездку за машинами в Финляндию. Были оплачены путевки, получены визы. Выехали мы 1 января, вернулись 8-го. Купили машины выпуска 83-го года — «Мазда-626», «Опель-Аскона» и джип «Датсун». Нам очень понравилась поездка и особенно автомобили. Семьи, дети радовались красивым машинам. Но счастье длилось только до приезда в Уфу на растаможивание. Там у моей жены стало плохо с сердцем — пришлось везти в больницу. Нам предъявили пошлину от 13 до 27 (на джип) миллионов. «Мазда» стоит около трех миллионов, а пошлина — тринадцать! Это же дурдом! Те, кто это придумал,— враги народа. Почему они не хотят, чтобы россиянин мог ездить на красивых и сравнительно недорогих автомобилях? Почему они вызывают недовольство автолюбителей — граждан России? Почему нас хотят заставить купить автомобиль, который мы не в состоянии купить? Спасибо, что из западных стран привозят машины по доступной цене, спасибо и турфирмам, которые познакомили россиян с отличным зарубежным обслуживанием. Теперь всему конец. Таможня обрезала нам крылья. Кто нам протянет руку помощи? Ведь мы теперь не можем поставить машины на учет в ГАИ. У каждого садовые участки, что делать? Деньги уплачены, машина есть, ездить не можем. Таможня говорит: «Гоните обратно, где купили». Так и хочется закричать на всю Россию: «Кончайте грабить нас, дайте хоть немного пожить нам и нашим детям. Как теперь дальше верить нашим избранным депутатам. Где ты, Конституция, за которую голосовали в защиту прав человека, в защиту потребителя?» Мы в глубоком отчаянии! Помогите нам или посоветуйте, что делать, к кому обратиться. С кем судиться? Кто заступится за нас? ' Башкирия, г. Октябрьский Н. САЧКОВ, В. КЛИМОВ, Е. КУЗНЕЦОВв глаза — это рулевое колесо, п ерекры ­ вающее верх панели приборов . О конча ­ тельно испортило впечатление то, что стопа правой ноги несколько раз застревала междукожухом отопителя и педалью тормоза. Конечно, нога была обута взимнийботинокизрядного размера. Но ботинок — б отинком , а задержкав действиях педалями может привести ксамымнеприятным последствиям. И, наконец, последний из ВАЗов — «Нива». С кажукоротко — в ней удобно . Хотелось бы (как и во всех других машинах) еще чуть-чуть отодвинуться. Но также некуда. Вернее, место есть, но пре ­ дел регулировки сиденья не позволяет. Следующий номер программы — и жевский « К омби » ИЖ-2125 — по сути, тот же «Москвич» семидесятых годов. Редко автор говорил что-нибудь хорошее об этих машинах — теперь, чтобы не поОТ РЕДАКЦИИ Не исключено, что к моменту выхода журнала таможенные тарифы будут пересмотрены (хотелось бы верить в это). Тем не менее мы решили опубликовать это письмо в качестве примера реакции автомобилистов на нелепые решения, затрагивающие их интересы как граждан России.ТЕСТ7 За рулем № 5ЗА РУЛЕМ 5/94 25