ГОД КРАСНОГО ПЕТУХАСколько раз приезжаешь на КамАЗ , не перестаешь поражаться его громадности. Словно специально созданный для книги рекордов Гиннесса, он буквально во всем «самый». Вот и пожар, случившийся год назад, ущерб всему автомобилестроению России нанес преогромный. Сегодня можно подвести некоторые итоги года после пожара — как всегда, по-камазовски неожиданные. Но чтобы оценить их объективно, вспомним благополучные времена. П роектнаямощностьКамАЗа — 150 тысяч автомобилейи 250 тысяч двигателей в год. Почти двукратныйобъем выпуска моторов по отношениюкавтомобилям заложили в расчете на дизелизацию автотранспорта в СССР главным образом силами КамАЗа . Его двигателями ком ­ плектовали грузовикии автобусы многихмарок . В Набережных Челнах по больше ­ г рузам вышли на уровень 120, по двигат елям — 180 тысяч вгод . Пик этот при ­ шелся на середину 80-х, а в 1992 году здесь сделали 145 349 моторов . 20 нояб ­ ря 1992-го на заводе двигателей — о дном из 19 заводов объединения — был соб ­ ран двухмиллионный дизель. « Д вижки » (так здесь говорят) были едва ли не самым благополучным из всех «камазовских» п роизводств . Выпустить в 1993 году1 20 ты ­ сяч силовых агрегатов не считали непо ­ сильной задачей. П реодолеваясопротив ­ ление властей Татарстана, п родвигалик регистрации учредительные документы самостоятельного ТОО «КамАЗ-Дизель» в составе « б ольшого » а кционерногообще ­ ства. Искали пути, как наименее болез ­ ненно провести кореннуюмодернизацию производства, привлечь к этому зарубеж ­ н ого партнера. В общем , К амАЗ оставался одним из островов стабильности. ...Взрыв произошел 14 апреля в 19.05, во времяобеденногоперерывавторойсмены . Причина — к ороткоезамыканиевэлектрощите управления близ станции испытания двигателей. По изоляции вертикально проложенныхкабелей , ч ерез вент иляционные каналы огоньмоментально вышел на кровлюкорпуса , р азмерыко ­ т орого1152X360X12метров ! (Такая же , наиболее распространенная сегоднякров ­ ля сутеплителем — п енополистироломгорела лет пять назад на одном из кор ­ пусов Ярославского моторного . Где ждать новой беды?) Рабочие пытались своими силами лик ­ видировать пожар — безуспешно. Поистине ураганному ( 8 — 1 0метроввмину ­ ту!) р аспространениюогня способствовали разветвленная система вентиляции, масло, вытекавшее из маслопроводов . Вдобавок было темно, отключилась электроэнергия , из-за чегобездействова ­ ла система внутреннегопротивопожарно ­ го водоснабжения . В считанные минуты , е ще до прибытия первых машин , о гонь охватил 8 тысяч квадратных метровкров ­ ли. П ожарные части стягивались со всей республики . Спустя четыре часа рухнуло 40 гектаров (!) к ровли . В надземной части здания огоньвскоре удалось локали ­ зовать, но еще шесть дней (!) п ожарныеборолисьспламенемв завалах, в под ­ валах, глубина которых достигает 16 мет ­ ров, п одобломками металла. По горькойиронии судьбы всего за несколько часов до трагедии на заводе двигателей прошло командно-штабное учение гражданскойобороны : о трабаты ­ вали умениеруководитьдействиямилич ­ н ого состава в чрезвычайной ситуации... З арево виднелось в ночи за несколькокилометров . О днаков лучших традициях «догласных» в ремен прессу целых полто ­ ры недели не пускали на местопроис ­ шествия «из соображенийбезопасности » . А потому версий опричиневозгоранияходилоболеечем достаточно. В прочем , для нас интереснее другое . Д аже купить автомобили без двига-ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ10 ЗА РУЛЕМ 5/94телей объявились желающие . Но, п омимоКамАЗов , б езмоторов оказались и миасс кие «уралы», и московскиеЗИЛы , и лик инские автобусы. ( О военнойтехнике не говорим . ) Остановить все эти заводы (а заодно те, что поставляют имкомплектую ­ щие)? В Челны хлынул потокпредложенийопомощи . На правительственном уровне пообещали ее Россия и Татарстан. И нофирмы , поставившие в свое времяоборудование на КамАЗ , едва ли не пер ­ в ымипредложилиотремонтировать , восстановить или заменить уничтоженные огнем станки и линии в кратчайшие сроки — есть, оказывается, в заимовыруч ­ ка исреди «акул бизнеса». Но взаимо ­ в ыручка эта не имеет отношениякблаго ­ т ворительности . Нет денег — нет помощи . Х арактерно , что ничуть не лучше повели себя соотечественники . Не отгружают металлоконструкции без предоплаты, и все тут! А впрочем , п очему из-за пожаравНабережных Челнах рабочиев Челяб инске или, с кажем , Д етройтедолжны работать бесплатно? С ловом , привычный расчет на помощь «всем миром » в новых условиях себя не оправдал . Но это для нас они новые. Во всем мире от подобных несчастий ограждаютсястраховкой . Но, оказывается, г осударственные страховые организации России просто не берутся (!) страховать столь дорогостоящее имущество. Зар убежныестраховщикиготовы оказать так ую услугу. За все предприятияКамАЗупридется платить 150 миллионов долларов ежегодно . Д ороговато , но вполне со ­ п оставимосубытками от пожара . В общем , п отокпредложений иссяк, едва стало ясно, что упогорельца нет денег . Д аиоткудаим взяться? С амо ­ стоятельными стали недавно, накопить внынешней ситуации мудрено . С траховки нет. Л ьготныекредиты остались обеща ­ н иями . В Челнах быстроуразумели , что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих » . О бижаться , сетовать на судь ­ бу — не время : надо выходить из положе ­ ния. Д ля начала — д емонтировать 72 тысячи тонн металлоконструкций . П рименя ­ ли тут и такие хитрые штучки, как «ленточные» взрывы, трудились над кры ­ шей вертолеты . Главное — расчистить пе ­ п елище как можно быстрее. Надо сказать, е щедопожара на 1995 год запланировали начало большойреконструкции . П ожар внес коррективывсрокии направления работ . Ну, а средства можно только... заработать — то есть выпускать продукцию . Пару днейавтосборочныйпроработал на складских запасах. Что-то удалось вернуть сфирмен ­ ных автоцентров . П отомсконвейера стали сходить «планеры» — так прозвали тут безмоторныеКамАЗы . ВАЗ постарался увеличить выпуск силовых агрегатов для « О ки » , что по ­ з волило нарастить производствомикро ­ л итражкив Челнах. Разработали комплекты деталей, п о ­ з воляющих установить на шасси КамАЗа двигатели Ярославского моторного завода, ч ешскогоЛИАЗа , « К амминс » . Но все эти варианты проблемы не решали. Н ужен был свой мотор : значит, заново освоить изготовление двух тысяч деталей плюс сборку. Передать производствомногих деталей на сторону? Ж елающих предостат очно — одних оборонных предприятий простаивает вон сколько . Но освоить объ ­ е мы для КамАЗа — не каждому по силам. К томуже на сторонеможно делать