58
59
БЕЛО ГОЛУБЫЕ ПРОТИВ ОСТАЛЬНЫХГлавными фаворитами 45-го чемпионата мира формулы 1 без сомнения будут английская команда "Е$ильямс", французские моторы "Рено" и табачная компания "Ротманс".Благими намерениями, говорят, выстлана дорога в ад. Так это или нет на самом деле, проверить трудно. Зато нынешней осенью мы сможем убедиться, верна ли старинная поговорка применительно,,к чемпионату мира по автогонкам формулы 1. С 1 января пересмотрены техничес киетребованияв этой дисциплине автос порта . З апрещена активная подвеска колес, п оддерживавшаякузовмашины параллельно поверхности трассы. П ротивобуксовочная система, к отораязаботи ­ лась отом , чтобы ведущие колеса не проскальзывали, и, т акимобразом , с ущественно улучшала динамикуразго ­ на, о собенно на мокрой трассе, т акже поставлена вне закона. К рометого , з а ­ п ретилиантиблокировочную систему тор ­ мозов и двустороннюю телеметричес кую связь автомобиль — б оксы — автомобиль. Намерения Международной автомоб ильнойфедерацииможно признать сам ымиблагими . Ее чиновниковзаботи ­ л о падение состязательности — не секрет, что впоследниегоды все мень ­ ше гонщиковикомандФ1претендуют на чемпионский титул. Что ж , л огикажелезная : э лектронные системы — штука дорогая . Запретив их, м ожно снизить затраты команд , позволить относительно бедным « к онюшням » догнать бо ­ гачей. Но вот одинпример . В апреле про ­ ш лого года небольшая фирма « Э рроуз » заключила с «Мак-Лареном» соглаше-ние осовместнойразработкеуправляю ­ щ ейэлектроники . А виюле стало известно озапретеФИА . Вся работа по ­ шла насмарку, м ногие сотни тысяч дол ­ ларов потраченывпустую . Владелец « к о ­ нюшни», японский миллионер Ватару Охаси отказался от « Э рроуза » . Потеряв деньги , к оманда потеряла и моторы « М уген - Х онда » . Так, в результате забо ­ ты ФИАо «бедняках» « Э рроуз » остался уразбитогокорыта . Еще одиндоводФИА — э лектрон ­ ные изыскиоблегчают управление ма ­ ш иной , нивелируя способности пилотов. Ч емпионатсредигонщиков становится чем-то вроде чемпионата компьютеров . Да, с отменой двусторонней телеметрии инженерыв боксах потеряютвоз ­ м ожность влиять на работу узлов иагре ­ гатов автомобиля , к онтролируяидажезаменяя пилота. тор Но вот ведь какоедело . К огда авэтих строкгод назад наблюдал заБезусловный фаворит сезона, команда «Вильяме» сменила желто-синее платье «Кэмела» на бело-голубые одежды другого табачного гиганта — «Ротманс». р аботой «Мак-Ларена» в боксах Гран-при Сан - М арино , то, не удержавшись , с про ­ сил одного из инженеров : «Часто ли при ­ ходится вмешиваться вработу пилота?» Ответом послужил недоуменный взгляд: «На моей памяти мы не делали этого никогда . Наше дело — давать советы». «Во всех ситуациях на трассе , — добавил шеф «Мак-Ларена» Рон Деннис , — р еше ­ н ие остается за водителем » . В прочем , давайте отвлечемся от дел минувших и обратимся к нынешнему сез ону . М ожет быть, з апретыФИАуже сказались на повышении состязательности? В чемпионате-94 участвуют 14 ко ­ м анд , на однубольше , чем год назад. На место « Б МС - С кудерия Италия» п ри ­ шли два новичка из Англии — « С имтек » и «Пасифик». Неофиты обладаютсвои -СПОРТ58 ЗА РУЛЕМ 5/94 м икозырями . У «Симтека» — это ори ­ гинальная конструкцияпереднейподвескии трехкратный чемпион мира Джек Брэбхэм вроликоммерческогодирек ­ тора и главной приманки для рекламо ­ дателей. «Пасифик» м ожет похвастать вел иколепнымпослужнымсписком — за де ­ сять лет существования командавыигры ­ вала все чемпионаты , в которых участвовала. И все же полное отсутствие опыта вФ1 , невысокий класс пилотов имоторы двухлетней давности делают новичков наиболее вероятными кандидатами в аутсайдеры. Еще однойгруппекоманд — английс кому «Тиррелу», итальянской «Минарди», французским «Лижье» и «Ляруссу» — предстоит доказывать свое право на существование. Главная причина их неудач в последние годы — организационные проблемы . И хотя Кен Тиррел надеется на новогоконструктора — о дного из самых известных вФ1 — Харви Постлтуэйта, Джанкарло Минарди — на мотор « Ф орд - К осворт - Н В » , выигравший впро ­ ш лом году шесть больших призов , д у ­ мается все же , что уделом этой «малой четверки» станет борьба за места пони ­ ж е пьедестала. Г ораздо более амбициозные планы у английских «Лотоса» и « Д жордана » , а такжешвейцарского «Заубера». Первый из них располагает самымдлиннымвФ1 « п одписным листом» с понсоров , талантливыми пилотами имотором « М у ­ тен», за спиной конструкторовкоторого стоит «Хонда». А «Заубер» поддерживает другой грандмировой автоиндустрии — « М ерсе -н овное внимание мотору . Установленный на «Мак-Ларене» 10-цилиндровый V-обр азный «Пежо-А4» построен сучетом четырехлетнего успешного участия маркив чемпионате спортивных прототипов. А вот изменениявкузовеи шасси нового «Мак-Ларена-МР4/9» м инимальны . Облегченные тормоза и радиаторы, более короткиебоковыепонтоны — вот практическии все. А рассчитывать на новые успехи со старым багажом вряд ли правомерно. То жеможно сказать о «Бенеттоне». А эродинамическая «упаковка» е гокузо ­ ва была создана еще два года назад ДжономБарнардом . Теперь англичанин ушелв « Ф еррари » , а нынешний шефдизайнер Росс Браун пока не предложил ничего существенно нового . Главное вним ание здесь сосредоточили на двигателе. «Бенеттон-В194» — о громный шаг впер ед для команды » , — говорил наканунес троительного отдела фирмы . О нпере ­ манил нескольких инженеров из « П ежо » и бывшего главного конструктора «Хонды» О заму Гото. Говорят, что новый мотор « Ф ерра ­ ри» с углом развала 753 появится ужев середине лета. И все же ждать от него немедленных результатов было бы неосторожно . Главным претендентом на чемпионский титул внынешнем сезоне, как игод назад, будет «Вильяме». Л учшиймоторпрошлого года «РеHO-RS5» уступил место более современ ­ ной модификации-RS6. В егоконструк ­ ции пересмотрены системы впуска и выпуска икамеры сгорания. Шасси мо ­ ж ет похвастать новой переднейи задней подвеской , снизившей высоту кузо ­ ва, о собеннов задней части. К томужеФрэнк Вильяме сумел заполучить лучшего пилота современности — бразильца Айртона Сенну. Так что, судя по всему, нас ожидаетвнынешнем сезоне бенефис трехкратного чемпиона мира. Помешать емусможет только (тьфутьфу-тьфу) авария или ... Или суд. Д а , да, не удивляйтесь. «Дай Бог, чтобы нынешний чемпионат мира не превра4TBW-rffil•" ^ЁнЧ "•дц .-J]yЩшлФр? ..J З^Х^.ДойЕДвигатель «PeHo-RS6».'Ж.«»»SUV?L-3Сумеет ли «Мак-Ларен» после двух лет поражений вновь завладеть командными высотами в формуле 1!Огромные надежды шеф «Мак-Ларена» и фирма «Пежо» возлагали на возвращение в свою команду Алена Проста. Но после нескольких предсезонных испытаний красно-белого автомобиля француз решил не рисковать и сказал формуле 1 «адье!». дес-Бенц». Немцы решились на серьез ­ ные капиталовложения, гарантировав «Зауберу» п оследнюю модель двигателя « И лмор » и содействие своего инженер ­ н ого штаба. В озможности « Д жордана » в этом сез оне увеличились сприходомвпомощьшеф - к онструктору Гэри Андерсонуамери ­ канца Стива Николза, успешно работавш егов «Мак-Ларене» и «Феррари». «Новый автомобиль простопокорилме ­ н я , — восхищался после первых испытаний один из самых (если не самый) перспективных молодых пилотов Ф1 Рубенс Барричелло . — П овороты он прохо ­ дит как по рельсам!» И все же шансы на победу машинамдаже этих трех командможет дать разве что чудо . Шестнадцать Гран-при нынешнего сезона будут оспаривать гон ­ щ ики «Мак-Ларена», «Бенеттона», « Ф ер ­ рари». Первые две « к онюшни » уделили оссезона пилот « к онюшни » н омер1 Михаэль Шумахер , имея в виду прежде всего двигатель «Форд-Косворт-Цитек-R» последней модификации. Производители редкораскрывают технические характ еристикимоторов , но говорят, что 8-цилиндровый V-образный «Форд» восьм огопоколения располагает мощностью 720—740 л. с. и числом оборотов 14 500 в минуту. В отличие от двух английских команд , старейшая участница чемпионата мира « Ф еррари » о сновное внимание уделила кузовуи шасси. Машина стала уже , н ижеи более обтекаемой . Барнард пере ­ смотрел конструкцию подвески, аэродин амическогооборудования . Двигатель жемашины остался прежним — 12-цилиндровый V - о бразныйсуглом развала 65° и мощностью ( п о « ш пионским » данным) 780 л. с. п ри 15 500 об / м ин . Правда, новый менеджер « Ф еррари » Ж ан Тодт серьезноозабочен усилением моторо ­ тился вмировой чемпионат по судебн ым процессам!» — произнес один из моих коллег на первом представлении нового «Вильямса» в Эшториле. Виной всему опять же запреты ФИА . В «МакЛарене» раздаются голоса отом , что новая подвеска «бело-голубых» не соответствует техтребованиям. Вильяме всячески отпирается и... обвиняет Денниса в использовании электроникив управлении дроссельной заслонкой. У « Ф ер ­ рари» п оддерживаюти тех и других, а «Бенеттон» обвиняет « Ф еррари » . . . Такое уже было вформулев начале 80-х годов . Протесты, апелляции ибойкотыдаже приводили котмене этапов. Как будет на этот раз исумеют ли благие намерения ФИА хоть немно ­ г о уравнять шансы Сенны и «Вильямса» с шансами других пилотов икоманд , п о ­ кажут ближайшие месяцы. А. МЕЛЬНИК, журнал «Автомотоспорт»5/94 59ЗА РУЛЕМ