ТЕПЕРЬ НЕ РАССТАНЕМСЯ!Журнал для автомобилистовИздается с апреля 1928 года Учредитель: Издательство «За рулем» Генеральный директор в. ПЛНЯРСКИЙ Главный редактор п. М ЕНЬШИХ Заместители главного редактора B. Аркуша М. Тилевич Обозреватель Л. Шугуров Техника C. Дорофеев М. Теплое Безопасность Ф. Илюхин, зав. отделом И. Щербаков Испытания Д. Постников, зав. отделом В. Крючков И. Твердунов Эксплуатация Б. Синельников, зав. отделом В. Субботин A. Чуйкин Собственные корреспонденты: в Берлине М. Горбачев в Казани А. Солопов в Киеве Л. Сапожников Оформление И. Кледова, зав. отделом К Нехотин, главный художник B. Князев, фотокор. Л. Мазниченко, техн. редактор Корректура М. Исаенкова Письма A. Диричева, зав. отделом Компьютерное обеспечение Г. Губина, зав. отделом Реклама B. Соловьев, зав. отделом C. Павлов ТИРАЖ 700 000 экз.Сдано в производство 17.02.94 г. Подписано к печати 25.03.94 г. Формат 60x90 1/8. Печать офсетная Усл. печ. л. 8. Заказ №2238 Чеховский полиграфический комбинат 142300, г. Чехов Московской области Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефоны: 207-23-82 (для справок), 207-16-30 (секретариат), 208-44-38 (отдел рекламы). Телефакс 207-16-30 Материалы, опубликованные в журнале, собствен-] ность Издательства "За рулем". Их перепечатка или^ использование в других изданиях только с разрешения Издательства "За рулем". За сведения в "Рекламе" редакция ответственности:. не несет. По вопросам распространения "За рулем" обращаться по телефону (095) 207-23-82.Случилось то, что должно было рано или поздно случиться. Те, кто вызывал у сильного пола, уверенно держащего крепкими руками руль, чувство неистребимого превосходства, те, кто, сидя в пассажирском кресле, нервно вскрикивал: «Ой! Ты видел, там был какой-то знак?!» или: «Смотри, у тебя на щитке горит лампочка!», те, о комс таким удовольствием рассказывали дорожные анекдоты, вдруг оказались равноправными участницами дорожного движения. Испуганно-радостный трепет: «Мой автомобиль? Мой автомобиль! М ОЙ ! АВТОМОБИЛЬ!!!» проходит быстро. После него исчезает горделивое желание показать себя «им всем»: вот я подхожу к СВОЕЙ машине, изящным движением открываю ВОДИТЕЛЬСКУЮ дверцу, непринужденно поворачиваю ключ зажигания. Вот я красиво трогаюсь со светофора — всем видно? — я еду! Наступают будни. И выясняется, что женщине за рулем, женщине на дороге ... места нет. Дорога не только оккупирована мужчинами, она создана для них: грубых, неприхотливых, постоянно борющихся за первенство. Кажется, что магазинная очередь, трамвайная хамская толпа вдруг всем скопом пересела за руль. Перестроиться из одного ряда в другой? Ни боже мой! Твоего сигнала поворота «не видит» ни один водитель из правого ряда. Они упрямо едут плотным потоком. Спасает бурная жестикуляция и артикуляция. Редкий джентльмен пропускает перед собой, понимающе-пренебрежительно усмехнувшись: чайница! Они без конца подрезают тебя во время движения, истерически сигналят, если на секунду замешкаешься на светофоре, бросают негодующие взгляды при обгоне: мол, нечего тут болтаться под ногами. Они самоутверждаются. И с этим ничего не поделаешь. К этому надо привыкнуть, как свыклись с тем, что сильная половина человечества давно уже не пропускает слабую вперед на автобусной остановке, сидит в метро, старательно не смотря на стоящих с авоськами теток, и лезет напролом в очередях. Спрашивается: почему на дороге они станут вести себя иначе? А наши дороги! Езда по ним казалась бы увлекательной игрой в минное поле, если бы не преследовали кошмарные мысли об отдающих концы подвесках, рулевых тягах и колесах. В течение полугода на одной только улице рядом с моим домом я насчитала четыре аварии: автомобили попадались в «ловушку», расставленную дорожными рабочими. Как обычно, «сами виноваты» оказывались водители, а никак не «копатели» и тем более не ГАИ. Коль уж упомянула ГАИ, хочу предупредить подруг, решивших сесть за руль: чтобы не разочароваться, не рассчитывайте увидеть в автоинспекторе рыцаря. Представление об офицере как эталоне галантности принадлежит прошлому. Сегодняшний страж порядка смотрит наженщину — водителя собственной машины с профессиональной подозрительностью. Иной к тому же считает, что денег у нее куры не клюют, поскольку зарабатывает она не иначе, как древнейшей из профессий... Да, трудно привыкнуть к ощущению постоянной незащищенности. И дело не в сложности дорожных ситуаций, заставляющих быть всегда в состоянии внутреннего напряжения. Хуже, если что-то случится с самим автомобилем, когда ты за рулем, а мужской силы рядом нет. Даже самое элементарное: предположим, спустило колесо и надо его заменить на «запаску». С изумлением взираю на красоток из телевизионных конкурсов, которые в мини-юбочках, на «шпильках», с наманикюренными ноготочками легко и непринужденно проделывают эту операцию. Интересно, как они будут себя чувствовать на дороге, где, как обычно, грязь — по колено, где она стекает с кузова прямо на платье, забивает гайки... А гайки к тому же закручены намертво. И весит колесо совсем не как дамская сумочка и даже не как наполненная до отказа хозяйственная авоська! А капающая с колеса жижа, не смываемая потом ничем, а она же, фонтанами окатывающая из-под несущихся мимо машин? Конструкция наших автомобилей, никак не рассчитанных на слабый пол,— вообще отдельная тема: можно писать целые исследования. Которые, будем смотреть на вещи трезво, все равно ничего не изменят. И все-таки он уже есть, автомобиль. Он неотъемлем от всего теперешнего существования, занимает полностью мои мысли и чувства, стал равноправным членом семьи. Без него... Да нет, даже думать на эту тему не хочется! Пусть чудовищны дорожные нравы — буду терпеливей, сдержанней в эмоциях. Пусть ужасно организовано движение и безобразно покрытие — буду осторожней и внимательней. Пусть каждая поломка страшнее стихийного бедствия, а поиски бензина отнимают кучу времени — буду занимать деньги, искать знакомства, в конце концов придумаю какой-нибудь выход. Но променять мою любовь, мой автомобиль на пресное существование без него — ни за что! Я готова к любым страданиям. Хотя втайне надеюсь: может, когда-нибудь что-то изменится к лучшему... Е. ВАРШАВСКАЯ, обозреватель «Труда» — специально для «За рулем»ЗА РУЛЕМ5/94© «За рулем», 1994 г.