«КОРСАРЫ» НА ЛЬДУВТОРОЙ этап 16-й Тонки звезд" ПРИЗЫ "За рулем" — "Кэмел" В мороз всегда мечталось о лете. А сейчас — зеленые листики, теплынь и — долой пиджак. Начинают оттаивать сосульки зимних воспоминаний, и события трехмесячной давности предстают на расстоянии поиному. В том числе и "Гонка звезд" на призы "За рулем" и компании R. J. Reynolds. Призы, наверное,назапомнились всем, кто побывал на ипподроме в Раменском. Буквально горы алюминиевых колес, телевизоров, видеопроигрывателей, гжельского фарфора, гоночных комбинезонов. И над всем этим богатством — темно-красная "Лада-Самара", соблазнительная и труднодоступная. Она была главным призом.1*ЗА РУЛЕМ5/943 СПОРТп родемонстрировали соревнования в Раменском. Но вернемсянепосредственнокгон ­ кам. Они прошли под знаком превосходства двух «корсаров». Их «опели» были самую малость легче серийных «самар» (865 против 900 кг ) . О днакоотечествен ­ ные машины (к гонкам допускались автом обили класса до 1600 см , о мологирован ные ФИА по группеА ) были оснащены карбюратором , а не системойвпрыска топлива, к оторая обеспечивает более благ оприятныйкрутящиймомент на средних режимах работы двигателя. В результа ­ те — более плавный ибыстрыйнаборскорости на третьей — четвертой переВярмарочном разноцветье, ц арившем здесь, выделялись огромные плакаты «За рулем » , а рядомс ними таких жеразме ­ ров «наклейки» «Кэмел», напоминая со ­ б равшимся , что главные творцыэтого праздника — его организаторы. Спонс оромвторого этапа соревнований на ипподромевРаменском стала фирма ЭЛФ. На сенсационно высокойотметкеока ­ зались на этот раз не толькопризы , но ипрекрасноподготовленные ледовая до ­ р ожка , да и вся режиссура этого красоч ­ н огоспортивного действа. Но самой главной бомбой , нет — б омбамидня — стали два автомобиля «Опель-Корса», к оторыми управляли москвич Владислав ШтыковиижевчанинСергей Балдыков. Только, п о ­ жалуйста, не подумайте , что это АЗЛКи « И жмаш » раскошелились ирешилипопро ­ бовать «опели»' на Раменскомипподро ­ м е . Наши автомобильные заводы, тихо дыша, чтобы не выдавать свое присут ­ ствие, затаились вокопах . И дажеВАЗ , отчетливо представляя, что егоспортив ­ н ому авторитету в лице доброй десятки лучших гонщиков России не устоять переддвумя « к орсарами » , нашел причины , чтобы не посылать заводских спортсменовв Раменское. И все из-за «опелей». Как можносо ­ ревноваться, к огда на трассе есть машины лучше, ч ем «самары»? Но, м еждупрочим , модель «Опель-Kopca-CSI» (1598 см3 , 2 клапана на цилиндр , 100 л. с.) была омологированаФИА как серийная машина группыА еще 1 января 1989 года под № 5375. Казалось бы — «прочь все сомне ­ ния, прочь все печали и без тревоги — в светлые дали». Тем более , при желании так ой автомобиль можно было заказать иприобрестичерезофициального дилера «Опеля». Н апример , ч ерез столичную фирму «Си-ас». Кстати, с ерийную «ЛадуСамару» тоже можно приобрести у официального заводского дилера. Но она про ­ сто не смогла бы конкурироватьс « К ор сой». Итак, г онщики , п редставляющиеспор ­ тивное управление ( р уководительМ . Годзинский) Научно-технического центра (НТЦ) ВАЗа, приехать не смогли . А спорт ­ с мены из спортклуба завода посчитали участие в столь престижных соревнованиях делом чести, но оказались... без де ­ нег на солярку для автовоза, к оторыйобычно доставляет их машинык месту соревнований . О рганизаторы выделили им полтора миллиона рублей , и пятерка тольяттинцев смогла прибыть в Раменское. Хвала им ! Вместо неприехавших асов на старт вы4 ЗА РУЛЕМ 5/94Владислав Штыков на белом «Опеле» впереди, а за ним — квартет несущихся во весь опор преследователей.Машина Штыкова после столкновения в тринадцатом заезде сохранила боеспособность. На автомобиль же Самсонова лучше было не смотреть.В седьмом заезде, как и во многих других, борьба шла по всей ширине ледовой дорожки. Слева направо: Потапов, Мухаметзянов, Штыков.шли другиеспортсмены — как мыубеди ­ лись, не уступавшие темв мастерстве. Н икто не умаляет заслуг ВАЗа внашем автоспорте, в подготовке высококлассных гонщиков . На его автомобилях выступало несколько поколений российских спортс менов . Все это так. Но сложившийсямонополизмпорождали негативные явления. С кажем , в тех же «Гонках звезд» р уководитель тольяттинских спортсменовмог диктовать условия соревнований. Откажись он выставить своюкоманду , и гонка практически срывалась ( к акиеуж там «звезды»). Сейчас в России уже немало достат очно богатых людейиорганизаций , к о ­ т орые вполне могут купить самый крутой автомобиль группы А, класса 1600 см . Балдыкову «Спецгазавтотранс» у же купил одну без «оглядки» на то, не повредит ли это спортивной славе ВАЗа. В ремядикта ­ та заводов внашемавтомобильномспор ­ те отходитвпрошлое . И это нагляднодачах. К ак оказалось, он-то и дает преиму ­ щество при выходе из поворотов . С ам по себе «Опель-Корса», представленный на этих гонках , — машина преды ­ д ущегопоколения . Ее производствораз ­ в ернутовконце 1982 года , г одом раньше, ч ем ВАЗ-2108, а с 1987 года появилась модификация CSI со 100-сильным мото ­ р ом . Весной прошлого года на конвейер встала новая «Корса» (ЗР, 1993, № 9). Безусловно, и ВАЗ-2108 и « О пель - К ор ­ са» специально готовили ксоревнованиям , б лагодаря чему их важнейшие показатели стали лучше. С ведениямио них редакция не располагает, но вот для серийных об ­ р азцовможно сопоставить наибольшуюскоростьивремяразгонас места до 100 км / ч : « О пель » — 1 86км / ч и 9,8 сек унды , ВАЗ-21083 — 1 55км / ч и 12,4 секунды! Вообще, с технической точки зрения мы все стали свидетелями, во-первых, п реимуществ системы впрыска топлива п ередкарбюратором , во-вторых, ш ипо ­ ванных шин и — в какой раз — привода на передние колеса втом , что касается скоростии управляемости машин . Последние две особенности позволили изменить технику прохожденияповоротов . П режде на заднеприводных машинах, патологически предрасположенныхк заносу, все участники на повороте жались кнаруж ­ ному снежному барьеру. В него упирались задними ведущими колесами, а передними корректировали направление движения . Выход на внутреннююбровку был бесполезен идаже опасен. Теперь передние ведущие колеса тянут (а не толкают) машину туда, куда ее направит водитель, а шипы цепляются за лед и не дают сойти с заданной траектории. И гонщики нынче используют для маневра всю ширину поворота. Если говорить языком цифр, то автом обилямс задними ведущими колесами без шипов на дорожкеипподромав Рам енском не удавалось пройти одинкруг быстрее, чем за 60 секунд . Просто никак. А теперь на ВАЗ-21083 заводские гонщикипроходилиегодаже за 48 секунд, Потапов на «Москвиче-2335» — за 49,1 секунды , а «корсары» Балдыков иШтыков показали просто фантастическое время — 45,5 и 46,4 секунды соответственно (средняя скорость на круге — 1 23 , 1 км / ч ) . Есть над чем задуматься! Понятно, что и для рядовых автомоби ­ листов гонкив Раменском'стали внекото ­ р ом смысле показательными заездами, где демонстрировались преимущества переднеприводных моделей и шипованных шин . О собеннов смысле большей безопасности езды по скользкойдороге . И, кстати, разбитых машин в этот раз, к радости гонщиков и, особенно, меха-изначально. Но преследователи, «закинув языки на спину», уверены, что это не так и мчатся «ноздря вноздрю » . П отому - т о все заезды были очень и очень напряжен ­ ными, смотрелись с неослабевающим ин ­ т ересом , и до последних метров борьба в первой четверке (в каждом заезде стартовало по шесть машин) шла буквально на едином дыхании. Д аже такой знаток автоспорта, как президент ФИАгосподинМосли (Англия), впервые посетивший Россию и побывавший на «Гонке звезд», не удержался от восторженных отзывов в адрес спортсменов. И все же «корсарам» победа далась не просто. Ш тыков , н апример , не смог финишировать водном заезде. Правда, он набрал достаточно очков, чтобы выйти в суперфинал, где встречались шестеро сильнейших. В их число, к онечноже , п о ­ пала новая звезда — Балдыков. О н не работник «Ижмаша», гигантского комби ­ ната, г де делают легковые автомобили, м отоциклыи кое-что еще, а служит вижевском «Спецгазавтотрансе». Наряду с представителями ВАЗа Р. М у хаметзяновым и А. Беловым в суперфинал вышел гонщикАЗЛК А. Потапов на пикапе «Москвич-2335», к урьезно выглядевшем среди хэтчбеков. Отчасти поэтому, а преж ­ де всего стремлением бороться на равных, д авшимв итоге неплохой результат, он вызывал у большинства зрителей откро ­ венную симпатию и стартовал под при ­ бой рукоплесканий . Ш естым финалистом стал житель подмосковногогорода Гжель А. Коростелев. Три заезда суперфинала принесли две победы Штыковуи одну Балдыкову. По сумме результатов Штыков выиграл втор ой этап «Гонки звезд», а также победил ив зачете по сумме двух. О ни сталРезультаты соревнований I этап (Ижевск): 1. В. Ш тыков ( М оск ­ ва), «Опель-Kopca-GSI»; 2. С. Успенский ( М осква ) ; 3. И. Коновалов (Раменское); 4. Н. К онин (Пенза), все — на ВАЗ-21083; 5. Ю. Боровиков (Тольятти); 6. С. Балдыков ( И жевск ) , оба — на ВАЗ-21093. I I этап (Раменское): 1. В. Ш тыков ( М о ­ сква); 2. С. Балдыков ( И жевск ) , оба — на «Опель-Kopca-GSI»; 3. А. Коростелев (Рам енское — Гжель); 4. А. Белов (Тольятти); 5. Р. Мухаметзянов (Тольятти); все — на ВАЗ-21083; 6. А. Потапов ( М осква ) , «Москвич-2335». Суммарный результат: 1. В. Ш тыков ( М осква ) ; 2. С. Балдыков ( И жевск ) ; 3. С. Успенский ( М осква ) ; 4. Н. К онин (Пенза); 5. А. О рловский ( М осква ) ; 6. А. Белов (Тольятти).м осковских гонках за рулем «Опеля» о держалдругой столичный гонщикАлек ­ сандр Коншин , но...в июне 1911 года. Владелец текстильной фабрики выиграл тогда на гоночном «Опеле» со 120-сильным моторомгонкиподМосквой со средней скоростью 111 км / ч . И вот теперь, спустя 83 года, опять победа. Л. ШУГУРОВ Редакция журнала «За рулем» благодарит за помощь в проведении соревнований Раменское грузовое предприятие, а также фирмы «Гуськов и сын», JVC, «Диск», «Слик», «Автохимэкс», «Гжель», предоставившие призы победителям и участникам гонки.•V V iU\l\lmmIf^r ^7Saggaaaников, оказалось несравненно меньше, чем вгоды , к огда ездили без шипов. Правда, одна авария, от которойумно ­ гих поднялись волосы и шапки, все же была. К онечноже это был тринадцатый (!) заезд, где на прямом участке «улетели» Ш тыкови Самсонов. Первый отделался раздавленной передней фарой, второй же согнул свою «Ладу» п ополам : его машина, кувыркаясь, д нищем «поцеловала» фонарный столб. Рационально спроектирован ­ ный кузов , трубчатый каркас безопасности, р емни сделали свое дело, и Самсонов отделался только шоком . Шестнадцать основных заездов про ­ шли в на редкость острой борьбе . Оба «корсара» играли роль механических зайцев на собачьих бегах, недостижимыхПотапов на пикапе «Москвич-2335» победил в восьмом заезде и дважды финишировал вторым. Звездный час (или минута!) победителя. Владислав Штыков на пьедестале почета. Позади — главный приз: ВАЗ-2108.обладателем главного приза соревнований — машины ВАЗ-2108. Специальный переходящий призжур ­ нала для завода, где построен автомобиль победителя, был вручен М . Подольс кому , к оторый представлял фирму «Сиас» — «опелевского» дилера в столице. Кстати, непосредственно она ипредложи ­ ла свою машину Штыкову . Л юбопытно , что до него последний раз победу наСПОРТ2 За рулем № 5Фото В. КнязеваЗА РУЛЕМ 5/94 5