В материале «Крепкая машина» журнал (1994, № 1, 3) рассказал о нелегком жизненном пути редакционного ВАЗ2104. Машина в самом деле оказалась достаточно крепкой и «бегает» до сих пор, но годы и километры свое дело сделали. В редакции служит еще одна «ноль четвертая», помоложе. Хотя иу нее на спидометре уже семьдесят тысяч — пробег достаточный для того, чтобы сделать некоторые выводы. ВАЗ-2104 —i по сути, е дин ственный универсал отечественного производства. Горьковский, прозванный за вместительность «сараем», выпускается слишком малым тиражом для того , чтобы стать массовой машиной . Редки универсалы зар убежного производства, к ото рые и называются по-иностранн ому — «истейтами», «брейками» или «турингами». Вот и приходится «четверке» отдуваться за всех. На ней горо ж анин отправляется на дачу, загрузив семью , рассаду, а то еще и прихватив прицеп со стройматериалами. Торговецларечник набивает «четверку» под крышу ящиками спивом . У машины от такого обраще ния колеса задние разъезжают ся, как у старого « З апорожца » . Но ничего, бегают «крепкие машины» и в таких условиях — д опоры до времени , а потом . . . П отом приходится слышать, что кузов слабый, подвеска слишком мягкая, двигатель маломощный , да и ресурс у него не тот, что у других «жигулей». Д ругой вариант «неуважения» к машине — отношение крутого водителя с претензией на спортивность: выясняОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ18ЗА РУЛЕМ 5/94ется, что разгон чуть более вялый, в салоне пошумнееипро хладнее, чем в седане, к ани стры вбагажникегремятибен з иномв салоне потягивает. К о р оче , не машина, а гроб на колесах. Да, не сильна «четверка» в роли грузовика. И комфортом той же «пятой» или «седьмой» уступает. Но ведь все эти недостатки изначально заложенывконструкцию . «Универсал» — значит, к омпромисс . О дно улучш им — д ругоеухудшим : это основа любогокомпромиссно го решения. Подняли грузоподъемность — стала жестче задняя подвеска. Увеличили полезный объем — лишились изолированного багажника, стал менее эффективным отопитель. Но даже путем всех этих «жертв» г рузовика сделать не смогли — ' с лишком слаба ((легковая» к онструкция . Получилось нечто среднее — «универсал». Белый ВАЗ-21043 1991 года выпуска с полуторалитровым двигателем попал вредакцию не совсем новым. На его спидометре было уже более двадцати тысяч километров . Не знаю , как с машиной обращались прежние хозяева, но в редакции с ней особенно не церемо нятся. Храним подокномзимойи летом, эксплуатируем еже дневно, в любуюпогодуи по любымдорогам . Н агрузки : от доставки одного человека всо седний переулок до буксировки восьмисоткилограммового прицепа-киоска из Минска вМоскву . Зато повезло машине своди т елем : он у нее один , постоянный. Как правило, это заметно продлевает жизнь автомобиля. Из дополнительногообору дования установлены буксирное устройство, б агажник на крышеи пластмассовые подкрылки. Масло меняютрегулярно , остальное обслуживание и рем онт — по мере «созревания» дефекта. Колеса обуты в шины Бл-85. Вот мыи познакомились. Теперь на трассу. Без груза ничего особенного — «жигуль» как «жигуль». Сидя за рулем , от «пятерки» не отличишь. Выдает универсал только объемкузо ва, характерно гудящий на большой скорости . Вот что всамом деле неприятно — это обмер зание задних боковых стекол вхолоднуюпогодуи вообще нек оторая суровость климатических условий на заднем сиденье. Теперь начинаем «ноль четвертую» з агружать . Закрывать глаза на заявленную заводомгрузоподъемность по меньшей меренеразумно . Опыт работы редакционной «четверки» показывает, что 300 кг-печатной про д укции являются нагрузкой запредельной, если пачки улож ены неправильно. Не ленитесь сложить заднее сиденье, а если есть возможность , то и правоеп ереднее . Равномерное распределение груза — щадящий режим для автомобиля, а пере грузки заднего свеса — верный способ сократить век вашей машины. В перегруженном кузове появляются деформации , в результате которыху седанов перестают открываться задние двери, а универсал начинает отчаянно скрипеть своей и без того нагруженной длинной кры шей итонкимистойками . Итог постоянной перегрузки — т ре щины силовых элементов порой еще нового кузова, износ ре зины, д еформация балки заднего моста идругие «радости жизни » . К счастью, наша маши на таких страшных поврежде ний не получила. Скрипит кры ша, ну и пусть скрипит. Д ве ри задние немного провисли. Зато отмечена еще одна неприятность, обычно присущая машинам куда более старым. Стали выгибаться поверху пер едние крылья, неплотно закры вается капот. Если учесть, что машину не били, остается пред п оложить — на груженом автом обиле проскакивали с ходу чувствительные неровности, если не сказать ямы. Коль речь о кузове, о тме тим его невысокую коррозион ную стойкость. Рамка ветрового стекла, двери идажекры ша густо покрытыточкамиржав чины. А вот любимыеею крылья пока целы — п омогаютпод к рылки . Так что если хотите сохранить опрятный вид ипроч ность кузова — защищайтесь от коррозии . П опробуем подвести черту подсказанным . Все-таки ВАЗ2104 — л егковой автомобиль. Если вы строите дачу или снабжаете товарами магазин — купите (арендуйте, наймите) г ру зовик, он для перевозкитяже стей больше подходит. Универсал поможет вам доставить груз не очень тяжелый, но объемный : элементы мебели, холодильник, д етскую коляску, выехать с семейством на приро ду. М ожно , к онечно , иногда ицемент подвезти, и еще чтонибудь тяжелое, только злоупотреблять этим не стоит. Еще один вариант перевоз ки груза — в прицепе . Заманчиво, но не стоит забывать, что большая часть нагрузки все равно передается автомобилю . Снижается скорость , ухудшается разгонная итормознаядинами ка. Когда наша «ноль четвертая» таскала из Минска прице пы — т орговые точки массой около 850 кг, от «жигулевских» ходовых качеств оставались одни воспоминания: максимальная скорость — 80, вялый разгон . К счастью, испытывать тормо за такого автопоезда не приш лось. Еще один «противник» т яжелого прицепа и вообще пер егрузки — двигатель. Но поведение этого агрегата — тема следующего рассказа. И. ТВЕРДУНОВ