52
53
54
упертест длинеВпервые я прочел о появлении "190-го" (W201) в 1982 году в журнале "За рулем". "Вот здорово, - подумал тогда, - маленький, но все же настоящий "Мерседес" - отличная, должно быть, машина!" Позже попалось сообщение о том, что малыш поставил рекорд средней скорости на дистанции в 50 000 км она составила свыше 130 км/ч, и я утвердился в своем мнении окончательно. Много воды утекло с тех пор - то, о чем и мечтать-то раньше было страшновато, стало будничной реальностью. Вот и на одометре моего "190-го" уже сто девяносто тысяч километров. Пять лет каждое утро, повернув ключ в замке зажигания, я слышу ровный и тихий шепот работающего двигателя.ческая коробка, из "экстры" (так называют в Германии оборудование за дополнительную плату) - только усилитель рулевого управления, центральный замок, колеса из алюминиевого сплава да электрическая радиоантенна. После покупки "Мерседес" доставилтаки несколько неприятных минут, как это, впрочем, почти всегда случается с подержанными автомобилями. (К слову, один немецкий торговец написал на огромном плакате, видимо желая привлечь покупателей из бывшего Союза, по-русски: "Использованные автомобили" - он не особенно далек от истины!) При включении стартера что-то бухало в моторном отсеке с неприятным металлическим отзвуком, а несколько позже зажглась лампочка, предупреждающая о том, что уровень масла в картере опустился ниже отметки "min". Опасный симптом, подумал я, неужели поршневая? Вот влип! Но все оказалось проще: после замены подушек двигателя неприятный звук исчез, пропала повышенная вибрация кузова, которой я, кстати, и не придавал большого значения. Замена маслосъемных колпачков полностью устранила повышенный расход масла. Помните, как когда-то в 70-х на "жигулях" (якобы "итальянской" сборки) уровень масла не менялся от замены до замены.Оказалось, на "Мерседесе" то же самое, но только при городской эксплуатации, а на автобане расход у всех моделей уже порядочный: на 1000 км может угорать до 1,5 л масла. Это считается нормальным и подтверждено заводской инструкцией. Следует различать, однако, быструю езду у нас и "у них". Первый же выезд на автобан приятно удивил: относительно небольшая и легкая машина спокойно идет 185 км/ч, а ощущения такие, будто едешь на "Ладе" не более 90, а когда сбавляешь до 120, то кажется, что стоишь на месте - хоть открывай дверь и выходи. В салоне очень тихо, на 180 можно вполголоса разговаривать с пассажирами, слушать негромко работающий приемник или магнитофон. Но главным козырем "190-го" оказалась подвеска колес (кстати, абсолютно такая же на модели W124). Оснащенная в стандартном исполнении газовыми амортизаторами, она идеально работает на неровностях дороги. Например, при довольно быстрой езде по булыжной мостовой кузов не вибрирует и не раскачивается - только слегка повышенный шум в салоне как бы напоминает, что амортизаторам сейчас ох как тяжело! В передней подвеске заменили обе шаровые опоры (износ приводит к очень громкому скрежету при повороте колес, особенно воМаленький "Мерседес", или "БебиБенц", как его окрестили немецкие автолюбители, оказался очень надежным, а ведь попал он ко мне уже в почтенном возрасте (выпущен в 1985 году) с пробегом, равным двум кругосветным путешествиям по экватору. Он в "пуританском" исполнении - нет ничего лишнего. Бензиновый двигатель объемом 2 литра, с карбюраторной системой питания, механи52 ЗА РУЛЕМ 3/96 )и в 190 тысячвремя парковки), а в задней - амортизаторы. Углы установки колес ("сход-развал") не регулировал ни разу; износ шин абсолютно равномерный, а поведение автомобиля на дороге ничуть не изменилось. В повороте он удивительно устойчив и проходит их очень быстро. Но вернемся к проблемам эксплуатации: они, конечно же, были. Не подумайте, что сто девяносто тысяч удалось пройти, только меняя тормозные колодки и заливая свежее масло. Автомобиль попал в мои руки ухоженным: фирменная бирка под капотом говорила о своевременной замене масла, очень чистый салон, где еще сохранился запах нового автомобиля, - все это свидетельствовало о бережном отношении предыдущего владельца. Глянув в техпаспорт, обнаружил, что им была женщина. Ничего удивительного: слабый пол очень любит маленькие "мерседесики". И все-таки однажды утром мой отказался заводиться. Виновницей стала лампочка освещения багажника, которая изза неисправного выключателя горела всю ночь. Через некоторое время при минусовой температуре появились трудности с пуском, вдобавок мотор отказывался набирать обороты, пока не прогреется: как выяснилось, отказал термовыключатель подогрева впускного коллектора. После его замены все пришло в норму. Писк включенного вентилятора отопителя хорошо знаком тем, кто ездит на "жигулях"; известно также, что смазывать его - это полумера, вскоре запищит вновь. Представьте, то же самое на "Мерседесе-190". Выход - заменить моторчик в сборе. Опять-таки утром и при минусовой температуре после пуска из-под капота послышался резкий металлический "тикающий звук - через несколько секунд он, слава Богу, исчез. Барахлили гидравлические компенсаторы зазоров клапанов - тоже знакомо! (Они появились на "102-м" моторе с 1985 года, одновременно с общим широким ремнем привода навесного оборудования, колесами на 15 дюймов и "выпрыгивающей" щеткой дворника ветрового стекла.) Причиной сильной вибрации при интенсивном торможении на скорости свыше 100 км/ч оказались задние тормозные диски. Заменил их вместе с колодками (и заодно колодки ручного тормоза). Зато водяная помпа до сих пор "родная". Определить это очень просто: на заводе ее ставят без прокладки между помпой и передней крышкой двигателя, это видно при внимательном осмотре. Идеальная подгонка поверхностей не требует прокладки - фирма! Понятно, что при замене прокладку ставят, притом с герметиком. Не меняли также распредвал с рычагами, хотя при таком пробеге это не редкость. А вот сцепление пришлось поменять на 180-й тысяче километров изза рассыпавшегося "выжимного". Для этого потребовалось снять коробку переключения передач: отодвинуть ее назад, как делают на "жигулевских" центрах профессионалы, не получилось, на "Мерседесе" все по-другому. Однако весь ремонт (без помощника) занял ровно час - дал себя знать богатый "автогоночный" опыт. Заодно поменял и резиновую муфту карданного вала. Подведу итог: неисправности как неисправности, такие встречаются на каждом автомобиле. Не забудем, что мой "190-й" эксплуатировался в тепличных немецких условиях: ровные дороги, автобаны, мягкая зима, почти без снега. Как\^yi^ \f\ЗР-тестЭтапы развития модели "Мерседес-Бенц-190" 1982, ноябрь 1983,сентябрь 1985, январь - начало производства "Беби-Бенца"; - дизельный вариант -190D; - первая модернизация ("выпрыгивающий" дворник, 14-дюймовые колеса, гидрокомпенсаторы, широкий ремень); - шестицилиндровый двигатель 2,6 лс катализатором (160 л. с ) , а также модель "2,3" (с мотором от -230Е W124); - вторая модернизация модели: изменены передний и задний бамперы, широкая пластиковая накладка по низу кузова, более удобные сиденья; - комплектация "спорт лайн": спортивная подвеска, анатомические передние сиденья в качестве заводской "опции"; - базовая модель с двигателем 1,8 л (впрыск); прекращен выпуск карбюраторных вариантов; - АБС стала серийным оборудованием; - центральный замок стал серийным;- модель снятас производства.1986, сентябрь1988, сентябрь1989,сентябрь1990, апрель1991,январь 1992, октябрь 1993, майТехнические данные см . ЗР, 1992, № 7 .ЗА РУЛЕМ 3(9653 он ведет себя в российских условиях, мне самому было очень интересно знать. Такая возможность подвернулась как нельзя кстати. Мой знакомый приобрел в точности такой же "190-й" (еще до введения "суперпошлины" на ввоз) и ездил на нем по Москве. Он прошел уже 250 тысяч, и дефекты, как две капли воды, похожи на описанные - разве что подушки двигателя "ходят" до сих пор, не требуя замены. Они у него еще первого выпуска (до 1985 года) и оказались намного надежнее, а привод клапанов с регулировкой зазора избавил еще от одной вышеописанной неприятности. Вот уж поистине простота - залог надежности. Но в жизни не всегда следуют этому принципу: каждая новая модель или модификация несет новые сюрпризы автолюбителю, чья головная боль все сильнее. Нам это знакомо по "жигулям" и "самарам": ведь даже сейчас многие при покупке склоняются к "классике" - не то чтобы меньше ломается, но починить легче. Так и на моем "Мерседесе" замена модифицированных подушек и гидрокомпенсаторов вылилась в значительную сумму, хотя как рядовой потребитель я не чувствую разницы, с какими подушками езжу, только ремонт дороже. Дорогие, но не всегда оправданные "улучшения" - общая тенденция сегодняшнего автомобилестроения, хотя наряду с этим явные недочеты порой не торопятся исправлять. Например, цепь привода распредвала у мотора М102 автомобилей "Мерседес" W123, W201 ("190") очень капризна и стала притчей во языцех. Чуть упустил момент - она порвалась, а ремонт крупный и очень дорогой. Фирма не ремонтирует твой мотор, а сразу предлагает новый или из капремонта. Стоимость некоторых ремонтных работ в Германии на фирменной станции "Мерседеса" (в немецких марках): Замена одного переднего крыла без окраски Замена фары в сборе Замена передних тормозных дисков (2 шт.) Замена передних колодок Замена генератора в сборе* Замена стартера в сборе*Замена водяной помпы в сборе' Замена глушителя в сборе (без катализатора) Замена сцепления в сборе 730 520 290 210 650 680 570 1200 900М102 выпускаютс 1980 года, но только в 1988-м, через восемь лет, у странили слабое место, заменив цепь на более мощную двухрядную. Целых восемь лет устраняли эту "неприятность", если называть ее деликатно, за счет клиентов. Многовато для такой солидной, с добрым именем фирмы, к ак "Мерседес-Бенц", не правда ли? Но не было ли здесьумысла ? Ведь первому владельцу, к оторый обычно проходит на фирменной станции все ТО, автомобиль служит, как правило, лет шесть-восемь, к ак раз до пробега в 120-130 тысяч . Потом он продает его , и все, что происходит далее, у жезабота нового владельца - а тот , купив подержанный автомобиль, не предъя витпретензий фирме. К сожалению , э то единственное объяснение, к отороекажет ­ ся логичным . Но мыотвлеклисьоттемы , хотя на своем "Мерседесе" цепь я, конечно же , поменял сразу. К слову, цепной привод применяютнавсех " м ерседесах " по сей день: ф ирма очень консервативна. М ой "190-й" н еплохозарекомендовалбиль стал выглядеть намного моложе, исправил осанку. То же самое проделал мой "двойник" в Москве, но раньше ис тем лишь отличием, что поменял на усиленные и передние пружины. Этот вариант оказался хуже: автомобиль стал намного жестче, пострадал комфорт. Следующее, что рекомендую всем владельцам " м ерседесов " , - защитить алюминиевый картер двигателя; его очень легко повредить на наших дорогах. Я установил "родную" мерседесовскую "защиту" - это штампованный профилированный щит. Конструкция предельно простая, такие защиты для иномарок может выпускать иу нас любой заводик или мастерская средней руки. На моей защите с фирменной станции в Берлине стоит клеймо: "Сделано в Африке". Еще одно усовершенствование - простейший предпусковой подогреватель, который работает от сети 220 В. (Это его единственный минус - ведь нужна розетка.) Другие, автономные стоят очень дорого, и установить их на автомобиль - целая проблема, да и цена впечатляет. Подводя итог, хочу все-таки подчеркнуть: "Мерседес-Бенц-190" - прекрасный, с очень удачными техническими решениями городской автомобиль, на котором можно легко совершать и скоростные поездки. Для долгих путешествий он не так хорош: тесноват салон для задних пассажиров, маловат багажник. Машину отличают высокий комфорт автомобиля среднего класса, безопасность для пассажиров, стабильность подвесок, очень высокая долговечность и большой моторесурс. Короче, это настоящий "Мерседес", в лучшем смысле слова. Михаил ГОРБАЧЕВ Фото автораОбменные узлы после капремонта (только со сдачей старых узлов).Наиболее часто встречающиеся неисправности: Выход из строя распредвала. Дефект цепи и натяжителя. Шлам в моторном масле. Подвесной подшипник карданного вала. Одностороннее действие ручного тормоза. Увеличенный люфт рулевого механизма. Вода в багажнике из-за неплотности прокладки задних фонарей. Износ тормозных дисков. Просиженное водительское сиденье. Выход из строя ограничителей дверей. 54 ЗА РУЛЕМ 3/96себя на дорогахГермании , я был им очень доволен, но пора и на родину. Для этого не помешает специальная подготовка: "адаптация к российским условиям", как ее сейчас модно называть. Первое, что подлежит исправлению - низкая посадка, то есть слишком малый клиренс. На моем пружины уже подсели, а с 1988 года "190-й" стал ниже по конструкции. Кроме того, если на вашем цветные пружины (красные, желтые и т. п.), это говорит о его переделке: машину "посадили", умышленно уменьшив дорожный просвет. Это модно на Западе, да и для быстрой езды по автобану лучше. Я поменял передние подкладки под пружину на более толстые, а сзади установил усиленные пружины. Клиренс увеличился, автомо