Наше знакомствоКогда нам надоело ездить "внатяг", попробовали "раскрутить" двигатель и "прыгнуть". Получилось! кгс-м) остались практически неизменными. И "Нива" совершенно избавилась от своего недостатка - невозможности или, во всяком случае, неудобства езды "внатяг", при минимально устойчивых оборотах. Тяжелый автомобиль уверенно едет и разгоняется на прямой передаче с 40 км/ч! Что касается остальных свойств - вот заявленные уфимцами данные для ВАЗ-2129 с двигателем УЗАМ-3320 (в скобках - показатели с "родным" мотором 1,7 л): максимальная скорость - 1 45 (132) км/ч; разгон с места до 100 км/ч - 1 4 (25) с; расход топлива при скорости 90 и 120 км/ч ив условном городском цикле 8, 10 и 14 (10,3, 11,8 и 12,3) л/100 км соответственно. Впечатляет, не правда ли? Говорят, эта надпись на задней двери "Нивы" немало повеселила вазовцев.Читатели "За рулем" уже знают новый двухлитровый двигатель Уфимского завода автомобильных моторов (ЗР, 1996, № 2). О несколько неожиданном его применении рассказывают наши корреспонденты, побывавшие в Башкирии. Традиционно УЗАМ работал на "Москвич" - будь он столичным или ижевским, неважно. Главное, что для остальных автомобильных заводов предприятие, относившееся к Минавиапрому, не могло, да и не хотело ничего делать. Нельзя сказать, что автопром отвечал Уфе взаимностью - так, в середине восьмидесятых, когда ВАЗ подготовил на конкурс перспективный двигатель для АЗЛК, "Ижмаша" и себя, производить его планировали и на УЗАМе - но не сложилось. Почему - об этом как-нибудь расскажем особо, а сейчас отметим, что, пока не грянул гром, мужики в Уфе продолжали делать старенький полуторалитровыи мотор для нужд АЗЛК и "Ижмаша". Но вот готов двухлитровый двигатель. Правда, основной потребитель УЗАМа - АО "Москвич" не проявило особой радости, предпочитая искать моторы на стороне - то в Аргентине, то в Германии. Конечно, двигатель УЗАМ-3320 вовсе не востребованным не окажется - многие автолюбители, соблазнившись высокими показателями, состыкуют его на своих "москвичах" с прежней, хотя и не рассчитанной на большие нагрузки трансмиссией, как сделали мы. Насколько это повлияет на ее срок службы покажет время. А кому еще пригодится двухлитровый мотор? "Уазику" и "Волге" он маловат, "Жигу26 ЗА РУЛЕМ 3/96лям", наоборот, велик, а как насчет "Нивы"? В самый раз, особенно удлиненной, решили уфимцы и приступили к работе. Непосредственным исполнителем стала уже знакомая читателям ЗР фирма "Мастер-мотор", выпускающая измененные "резвые" распредвалы (см. ЗР, 1995, № 4). Опыт установки двигателя УЗАМ в моторный отсек "Жигулей" уже был - в восьмидесятые годы башкирские моторы пробовали ставить на "лады" для Китая. Ни о какой массовости речь не шла, но худо-бедно технологию отработали и кстати о ней вспомнили. УЗАМ, будучи заказчиком, предоставил двигатель, из Тольятти пригнали ВАЗ-2129 и приступили к "пересадке сердца". Поддон картера пришлось доработать он упирался в передний мост. Оригинальные опоры двигателя, картер сцепления, приемная труба. Шкив привода вентилятора уменьшили - чтобы поднять его обороты и тем улучшить охлаждение "родного" радиатора "Нивы". Его пришлось подвинуть вперед, доработав лонжероны. От прерывателя-распределителя, не защищенного от воды и грязи на "Москвиче", а на "Ниве" - особенно, отказались в пользу микропроцессорной системы зажигания (МПСЗ, подробно о ней см. ЗР, 1994, № 1), разработанной новополоцким заводом "Измеритель". И, конечно, специализирующиеся на кулачковых валах исполнители работ установили оригинальный распредвал. По сравнению с серийным он обеспечил больший момент при пониженных частотах вращения коленвала, максимальные же показатели мощности (примерно 100 л. с.) и крутящего момента (16,5Проверять эти показатели мы не стали, а просто полдня поездили на двухлитровой "Ниве". В Уфе уже многим известно о длинной вишневой машине, получившей прозвище "бешеная "Нива", точно характеризующее темперамент автомобиля. Действительно, соседей по движению мы оставляли за спиной играючи. А если не торопиться, передачи можно переключать через одну тяги мотора хватает. Как ведет себя автомобиль на трассе, хорошо иллюстрируют слова его испытателя: "Соревнуясь с "девятками", не отстаю на равнине, обгоняю их в горку и только на спусках они выходят вперед". И наконец, родная стихия "Нивы" бездорожье; в его роли выступил пустынный пляж с песком пополам с гравием и глиной. Хорошенько закопавшись, пробуем выбраться. Чтобы не сорвать колеса в буксование, не нужно жечь, как обычно, сцепление чуть даем газу и смело отпускаем педаль. В "тракторном" режиме Так разместился двигатель УЗАМ-3320 под капотом "Нивы". Теперь запаске там места не остается - ведь воздушный фильтр, карбюратор, впускной коллектор расположены справа от двигателя (на двигателе ВАЗ слева). Коробочка с желтой наклейкой на полке моторного отсека - блок управления МПСЗ.