126
127
И ДВЕРЬ В ПЕРЕД1"БМВ-Изетта" (1956-1962). Число мест - 2; снаряженная масса - 370 кг; база - 1500 мм; длина - 2355 мм; двигатель - 1 цил., 245 или 295 см 3 , 12 или 13 л. с ; скорость - 85 км/ч; средний расход топлива - 5 л/100 км. "Хейнкель-Кабине-150" (1955-1958). Число мест - 2; снаряженная масса 250 кг ; база - 1760 мм; длина 2550 мм; двигатель - 1 цил., 174 см 3 , 9 л. с ; скорость - 85 км/ч; средний расход топлива - 5 л/100 км. конструкцию на четыре маленьких колеса от мотороллера и придумать название повеселей. Так в 1953 году появилась "Изетта". Эта "букашка" напоминала колобок. На ней применялся двухтактный одноцилиндровый мотоциклетный двигатель, расположенный внутри базы, который развивал 9,5 л. с. Крутящий момент через четырехступенчатую коробку передач и цепь передавался на задний мост. В нем была своя изюминка. Чтобы удешевить конструкцию, было решено обойтись без дифференциала, для чего заднюю колею сузили до предела. При этом "Изетта" развивала скорость до 75 км/ч. Но, как мы уже отмечали, самой интересной в ней была передняя панель, выполненная как дверь - откидывающейся на шарнире рулевой колонкой. Такого вВ его облике было что-то уродливое. Покатый лоб, маленькие глазки сразу приковывали взгляд. Вот он медленно проплыл перед нами. О ужас опять то же самое! На месте затылка - тот же знакомый лоб, те же маленькие глазки, в которых светился зловещий красный огонек. Два лица. Двуликий Янус вернулся! В пятидесятые годы Старый Свет переживал экономический бум. Восстановленные после войны заводы и фабрики год от года насыщали рынок все новыми товарами. Квалифицированные рабочие стали зарабатывать гораздо больше, чем в первые послевоенные годы и, понятно, хотели получить более удобное средство передвижения, чем мотоцикл или мотороллер. Но не каждый мог позволить себе даже такой автомобиль, как "Фольксваген-Жук" или "Ситроен-Де-Шво". В рыночную нишу между мотоциклами и малолитражками напрашивался некий тип моторизованного кресла, проще говоря, мотоколяски. Но автомобильные фирмы предпочитали ориентироваться на традиционных клиентов, которые могли позволить себе полноценную машину. Заводы же, производящие мотоциклы, и без того едва справлялись с заказами. Кроме того, многие из них, обладая скромными производственными площадями, просто не имели возможности штамповать кузовные панели. Правда, было среди них и исключение - но об этом позже. 78 З РУЛЕМ 3/96 АВ образовавшийся вакуум устремились предприятия, доселе не имевшие опыта в постройке автомобилей. Прежде всего - заводы, ранее специализировавшиеся на военной технике, а ныне оставшиеся без заказов. Их преимуществами были отлаженное производство сложных технических изделий, тщательный контроль качества, квалифицированный персонал. Кроме того, их не связывали устоявшиеся догмы в проектировании автомобилей. Хотя в некоторых случаях инженеры этих заводов оказались единомышленниками. Так, на всех микроавтомобилях применялся двигатель воздушного охлаждения (нередко двухтактный), который логично было взять с мотоцикла. Но во всем остальном царила настоящая свобода творчества. Встречались переднеприводные автомобили ("Ллойд", "Гоггомобиль"), но чаще отдавали предпочтение компоновке с задним расположением двигателя, что снимало проблемы с шарнирами равных угловых скоростей для передних ведущих колес (в ту пору они были слишком дороги для таких маленьких "аппаратов"). Самыми интересными были варианты размещения пассажиров в тесном кузо-ФИАТ-600 (1955-1960). Число мест - 4; снаряженная масса - 587 кг; база • 2000 мм; длина - 3220 мм; двигатель - 4 цил., 633 см 3 , 22 л. с ; скорость • 100 км/ч; средний расход топлива - 6,5 л/100 км. ве двух-, трехметровой длины. недолгой, но богатой необычныПосадить людей - полдела, нужно ми решениями истории автомобиеще обеспечить удобный вход и ля еще не было. На новинку сравыход. И здесь кое-кто натворил зу обратили внимание, и в том же таких дел, что ни в сказке скагоду лицензии на ее производство купили французский завод зать, ни пером описать. Что бы вы сказали челове"Велам" и немецкий БМВ. Именно баварская фирма ку, который захотел войти в автомобиль через ветровое стекпринесла настоящий успех творело? А между тем почти такой нию итальянских инженеров: до принцип посадки был использо1963 года было выпущено 160 000 "БМВ-изетт". Мюнхенский завод, ван в этих малютках. Инженеры миланского завоизвестный дорогими машинами, да "Исо Аутовеиколи СПа" рассурешился делать микроавтомобиль ждали примерно так: зачем автоне от хорошей жизни. Сбыт старомобилю длиной чуть больше пары модных роскошных седанов шел из метров две двери? Не огранирук вон плохо, и производство читься ли одной, поместив ее в ' итальянской мотоколяски стало передней стенке кузова. Этим диспасательным кругом. Немецкие ктовалось применение вагонной инженеры немного переделали макомпоновки. Осталось поставить шины, в частности заменили двух- I премия конкурса"Журналист-95ли чуть больше пяти тысяч "Янусов", на том дело и кончилось. Другие модели такой компоновки еще выпускали несколько лет, но популярность их была уже не той, что в середине пятидеся"Цюндапп-Янус" (1957-1958). Число тых. Фирмы, их производившие, мест - 4; снаряженная масса - пошли дальше разными путями. 425 кг; база - 1830 мм; длина - 2890 "Исо" ударилась в другую краймм; двигатель - 1 цил., 248 см 3 ,14 л. с ; скорость - 80 км/ч; средний расность и стала строить спортивход топлива - 6 л/100 км.ЕЙ СТЕНКЕ...тактный двигатель на четырехтактный собственной конструкции от мотоцикла BMB-R25 мощностью 12 л. с. Это позволило увеличить максимальную скорость до 85 км/ч и несколько снизить расход топлива. Заодно внесли несколько мелких изменений в кузов. Например, фары были перенесены из крыльев на боковины. Другую версию "Изетты" начал изготовлять в 1955 году авиационный завод "Хейнкель". Его модель "Кабине-150" сохранила с прототипом общность внешнего вида и конструкции, но отличалась во многих деталях. Европейские "головастики" имели еще одну характерную деталь, роднившую их с обладателями "акульих плавников", рассекавшими американский континент. Если приглядеться, Появившийся в 1955 году ФИАТ-600, а два года спустя и "ФИАТ-Нуова-500" стали довольно быстро отбирать покупателей у карликовых фирм типа "Исо". Хорошо доведенная, технологичная конструкция, массовое производство сделали их доступными широким слоям населения. Вместе с тем они производили впечатление настоящих автомобилей и не пугали собак целого квартала надсадным треском перегруженного двухтактного мотора. Но некоторые заводы ив это время пытались использовать "до предела" ставшую непопулярной идею двери в передней панели. Так, БМВ, пытаясь конкурировать с ФИАТ-600, создала в 1957 году свою альтернативу под таким же индексом. Эта модель, используя схему компоновкиБМВ-600 (1957-1959). Число мест - 4; снаряженная масса - 560 кг; база -1700 мм; длина - 2900 мм; двигатель - 2 цил., 585 см 3 , 19,5 л. с ; скорость - 95 км/ч; средний расход топлива - 5,5 л/100 км. тель жидкостного охлаждения. В конце концов покупатель сделал выбор в пользу итальянской машины, а БМВ-600 закончили выпускать через два года, выпустив всего 35000 экземпляров. Последняя попытка применения конструкции с торцевыми дверями относится к тому же 1957 году. Мотоциклетная фирма "Цюндапп" из Нюрнберга (ФРГ) решила дополнить гамму своих мотоциклов легким микроавтомобилем. Так появилась модель "Янус", названная именем древнеримского бога, который обладал двумя лицами. Сделано это было неспроста. С виду она напоминала сдвоенную "Изетту". Да-да, двери у нее были в передней и задней стенках кузова. Соответственно, пассажиры первого и второго рядов сидений располагались спиной друг к другу. 250-кубовый двигатель от мотороллера мощностью 14 л. с. находился посередине салона и приводил задние колеса. Но время таких автомобилей уже ушло - в 1958 году проданые машины типа "Гран Туризмо" с двигателями от "Шевроле-Корвета", пока не обанкротилась в 1974 году. "Хейнкель" снова занялся производством самолетов. Французская "Велам" поныне делает мотоколяски, спрос на которые в стране хоть и небольшой, но достаточно стабильный. И только БМВ, представив в 1962 году модель -1500, нашла свою золотую середину, а от нее поднялась к вершине, которую занимает и по сей день. Но она предпочитает не вспоминать о смешных автомобильчиках с мотоциклетным мотором, которые в свое время спасли ее от краха... ...Двуликий "Янус" медленно исчезал во мгле. Надвигались шестидесятые, где ему явно не было места. И только стекло его задней двери тускло отсвечивало блики ночных фонарей. Он как бы напоминал: "Я ухожу, но когда-нибудь вернусь". История ведь имеет обыкновение повторяться... Дмитрий ФЕДОРОВ Художник Никита РозановЗА РУЛЕМ 3/96 79"ФИАТ-Нуова-500" (1957-1960). Число мест - 4; снаряженная масса - 500 кг; база - 1840 мм; длина - 2970 мм; двигатель - 2 цил., 479 см 3 , 13 л. с ; скорость - 85 км/ч; средний расход топлива - 6 л/100 км. перед задними колесами у "Изетты" видна щель воздухозаборника двигателя, чертовски напоминающая вентиляционные отдушины салонов у лимузинов Нового Света. Причем иу тех, и у других они похожи на жабры обитателей морей и океанов. Да, истоки нынешней моды на "био" следует все-таки искать в пятидесятых, в незримой войне "мальков" Европы и "акул" США. В которой, впрочем, не было победителя, поскольку техника, как и природа, не любит крайностей. Но мы немного увлеклись. В заключение этого лирического отступления добавим, что "Хейнкель-Кабине-150" также выпускался по лицензии в Англии фирмой "Троян". "Изетты", максимально приблизилась по потребительским качествам к "чисто автомобильным" одноклассникам. На ней было уже два ряда сидений, причем доступ к задним давала дверь в правом борту. Колея задних колес стала такой же, как и передних. Для максимального использования внутреннего пространства салона короткий двухцилиндровый двигатель вынесли за заднюю ось. Но в отличие от ФИАТа, кузов был установлен на раме, что утяжелило конструкцию. ФИАТ600 длиннее более чем на 300 мм, а тяжелее всего на 27 кг. Но это и не удивительно: ведь у ФИАТа приличный багажник и четырехцилиндровый двига-