120
Что ни говорите, а рыночные преоб1 разования в России (пусть вяло текущие, а подчас приобретающие весьма уродливые формы) в целом - благо для страны. Рано или поздно все родимые пятна рынка нецивилизованного, "дикого" станут воспоминанием. Приметами времени. "Того" времени. Об одной из них мы хотим рассказать подробнее. Профессия личного водителя для нас не нова. При советской власти у мало-мальски заметного чиновника всегда имелась "персоналка". Как правило, ее водитель был особой, приобщенной к тайнам спецраспределителя, спецбольницы, амурных дел шефа. Да и "хозяин" относился к шоферу покровительственно, прощая мелкие проступки, вроде "халтуры", а порой ис некоторой боязнью - многие тайны знал его приближенный. В конце концов (хоть и редко это случалось), конфликты босса и подчиненного всегда можно было разрешить в судебном порядке - на страже интересов пролетариата стоял КЗоТ, профсоюзы, парткомы, наконец. Личных щоферов немало и сейчас. Вот только справа от водителя восседает нынче не партийный бонза, не красный директор, а бизнесмен, владелец предприятия, банка, брокерской конторы. Крутой норов "новых" русских и некоторых западных фирмачей достаточно известен. Страдают, оказывается, от него и люди всегда, во' все времена уважаемой в народе профессии - шоферская братия. ...На платной стоянке, где я оставляю машину на ночь, наши автомобили как-то оказались рядом - мой видавший виды "сорок первый" и его лоснящийся от довольства, классных масел и бензина шестисотый "мерс". После ночных заморозков "москвичонок" мой ну никак не заводился. И тут богатый сосед меня поразил - он не просто вызвался подвезти, но 72 З РУЛЕМ 3/96 Ачуть не бегом (!) кинулся к правой двери ис лёгким полупоклоном открыл ее передо мной. Поймав удивленный взгляд, вздрогнул, как будто приходя в себя, махнул сконфуженно рукой и быстро сел за руль. А выехав со стоянки, неожиданно и нарочито грубовато заговорил. - Н-да, видать, совсем облакеился. И чего это як двери бросился? Что ты, баба какая или инвалид, или обязан я тебе чем? Вот ведь как выдрессировали за три года!.. Я, понимаешь, личным шофером у одного банкира работаю. Иностранного причем. Американец он.. Устроила меня к нему знакомая сестры - по блату, в общем. У них там эти дела похлеще, чем у нас, поставлены: не по конкурсу принимают на работу, а по протекции. Один тащит другого внаглую. Ну да ладно, это их касается. А вот когда меня лично за человека не держат... Представь: я машину должен подать боссу на квартиру к девяти утра. Приезжаю. Час жду, два, три. К часу дня не выдерживаю, поднимаюсь. Мистер, говорю, я четыре часа жду, вот уж и обед, может я быстренько перекушу, заодно ив туалет... Так он волком смотрит, обрывает на полуслове и только одно бросает: "Ждать". И выходит еще часа через полтора. Я как-то не выдержал и говорю: вот вы, Билл, шесть часов меня в машине продержали, в туалет выйти не разрешаете, я теперь машину с трудом веду! Не вокруг да на дорогу смотрю, а жду - обмочусь или пронесет? Так ведь и до аварии недалеко. Он глянул, приказал остановиться ив такси пересел. А у меня потом из зарплаты десять баксов вычел. "Я, - говорит, - эти деньги на такси потратил. А если вы не умеете терпеть и это неумение отражается на моей безопасности - увольняйтесь. Но чтобы из машины, пока меня ожидаете, ни на полминуты не отлучались".Запретил хмуриться за рулем, надевать цветные рубашки. Меня могут посылать за сигаретами, сандвичами, в прачечную. Причем если раньше командовал босс, то теперь он разрешил использовать меня (если ему я пока не нужен) и другим сотрудникам. Шеф считает, что таким образом экономит время и силы подчиненных, которые они должны отдавать исключительно работе. - В итоге мой рабочий день начинается в семь тридцать, а заканчивается в лучшем случае в три утра: отвезу домой шефа, а потом еще человек пять. Представь, за год - без малого сто тысяч километров! Обычно я накручиваю за день по Москве километров двести-двести пятьдесят. Рекорд дня - 526! То и дело езжу в аэропорты, бывают и дальние поездки - Петербург, Липецк, Волог- <• да - туда-обратно без ночевки! .- Все это само по себе тяжело, но работа есть работа. А когда с медовой улыбкой надо завезти любовнице одного начальника цветы, жену другого доставить в косметический салон, детей третьего забрать из школы! А эти дети - барчуки! Сыночек Билла, десяти лет, потребовал как-то дать ему руль - в центре, в час пик! Я отказал. Так на следующий день меня чуть не уволили - оказалось, пацан "видел", как я левачил, потом ходил по магазинам, а он, бедняжка, томился в машине и даже якобы получил оплеуху, когда попытался меня урезонить! Ну, уволить не уволили, а половину зарплаты срезали. Теперь этот - щенок водит "мерс", когда захочет. А я плачу гаишникам и седею на глазах. А попробуй высказать какие-то замечания. Ответ один: "Не нравится - увольняйся". Они считают, что дикие и бедные русские должны за их деньги терпеть любые хозяйские прихоти. Да, деньги платят, по нашим меркам, действительно немалые. Я, например, получаю 650 доллаI _^*-»" *