110
стоВ камерах сгорания совсем немного нагара. Обратите внимание на блестящие седла впускных клапанов и тусклые, с отложениями выпускных.КОНКУРС ЗНАТОКОВОстап не бросал слов на ветер его обещание превратить станцию-сарай Козлевича в "курицу, несущую золотые яйца", похоже, стало выполняться. Об этом говорили визиты разных лиц, которым великий комбинатор показывал владения и вел с ними беседы, угощая кого водочкой с огурцом, кого французским коньяком с икоркой. Вот и сейчас он вышел встречать въезжавшую в ворота фуру с иностранными номерами. Из кабины выскочил Паниковский, а за ним два пышноусых водителя. - Бендер, - обратился к своему начальнику возбужденный заместитель генерального директора по снабжению, - если вы еще раз пошлете меня к этим янычарам, я подам заявление о переводе на другую должность. Конечно, высокую, - добавил он, опасливо поглядывая на гостей, ведь я остался жив и груз доставил. - Паниковский, - осадил его Бендер, - во-первых, вы забыли, что я сын турецко-подданного, а во-вторых, кто сегодня строит у нас престижные офисы и коттеджи? То-то! А где Балаганов? - Мы его встретили только на въезде в город. Стоит, бедолага, а двигатель кипит! Просил, чтобы Козлевич подъехал. - Ладно, распоряжусь! - пообещал Остап. Через полчаса Адам Казимирович остановился возле красных "Жигулей". Озябший Шура открыл капот, и оба стали осматривать двигатель. - Так, соскочил шланг с радиатора, и жидкость вытекла, - быстро обнаружил непорядок Козлевич. - Понятно теперь, почему пара было много, - отозвался Балаганов. - А двигатель сам остановился или вы его выключили? - спросил Козлевич. - Выключил, когда стал плохо тянуть и пар из-под капота показался. - А температуру на указателе не заметили? - Обижаете, Адам, я же не совсем Чайник. Стрелка только вошла в красную зону. - Хорошо, значит, двигатель не запороли. Сейчас наденем шланг, запьем "Тосол" - я привез банку, и... порядок! Закончив работу, Козлевич включил стартер. После нескольких попыток двигатель заработал, но как-то неуверенно, лениво и только при открытой воздушной заслонке. При нажатии на педаль газа сбавлял обороты, едва не останавливаясь. Заметив темный дым из глушителя, К озлевич поставил диагноз очень богатая смесь. Балаганов, подтверждая данную самому себе оценку квалификации, изрек: - Значит, стало слишком много бензина (1) или слишком мало воздуха (2). - А может, зажигание виновато (3)? - спросил Козлевич. А как думаете вы, уважаемые знатоки? Для участия в конкурсе напишите на открытке (или на обороте конверта) номер журнала (3) и номер правильного ответа (1, 2 или 3) и вышлите ее в редакцию до выхода следующего номера. Ответ на задачу в предыдущем номере В том, что отсутствовал заряд батареи, было виновато электронное реле (регулятор) напряжения, стоявшее на брызговике в моторном отсеке (причина 4). Как заметил Козлевич, все там было покрыто снегом. Когда Бендер ходил в киоск, снег от тепла двигателя подтаял, и вода, проникнув в негерметичное реле, нарушила его работу. За время получасовой стоянки в помещении вода испарилась и работа реле восстановилась. Ни ремень, ни генератор , ни предохранитель в описанных условиях виноваты быть не могли.Нагар на впускных клапанах - из-за задубевших резиновых уплотнений. деталей оказались близки к монтажным, а не к эксплуатационным. Половину деталей нашего разобранного двигателя можно было отправлять на конвейер. Воспользуемся случаем и развеем один из слухов о перегреве двигателя УЗАМ-3317. По словам уфимцев, по наследству от полуторалитрового мотора досталась проблема с охлаждением четвертого цилиндра - мы на своем двигателе с ней не сталкивались, а сейчас недостаток вообще устранен. Дело было вот в чем. Поток охлаждающей жидкости, попадая в рубашку двигателя, эффективно омывал второй и третий цилиндры, быстро "проскакивая" мимо первого и почти не доходя до четвертого, и через отверстия в прокладке уходил в головку блока. По этой причине, а также от детонации - беды двигателя УЗАМ331.10 - страдали перегретые первый и особенно четвертый цилиндры. От этих недостатков удалось избавиться, изменив прокладку - отверстий для прохода жидкости стало меньше у второго и третьего цилиндров и больше у двух остальных. Разница температур по цилиндрам ныне не превышает 3°С. Вернемся к нашему мотору. Неупомянутые здесь детали и узлы охарактеризованы в заводском отчете краткой записью: "Замечаний нет". Единственная серьезная операция, которой пришлось бы заняться, случись двигателю работать дольше, притирка клапанов. Надеемся, что отличное состояние двигателя обусловлено не какой-то особой подготовкой для журнала. Ведь это в порядке вещей: для хорошего мотора 50 тысяч - не возраст. Фото Вячеслава СУББОТИНА 62 ЗА РУЛЕМ 3/96