28
29
Д ля вас и вашей• • м нн ^ ^ н няншанашиамашиныцов, п рактическик любому разъему можно подобрать ответную часть с перемычками. Если уж вам достался подобный иммобилайзер, постарайтесь упрятать корпус с реле и процессором особенно тщательно. Все иммобилайзеры переходят в режим защиты от угона автоматически - через несколько секунд после того, как будет выключено зажигание . А вот конструкцию систем управления для снятия комплексов с охраны фирмы-изготовители реализуют разными способами. Кнопочный пульт обычно располагают в салоне на видном месте. Пользоваться им просто - водитель садится в машину и набирает пальцем нужную комбинацию цифр. Достоинства метода таковы. Сущест-тируют в укромном месте. Обычно корпус неразборный, из ударопрочного пластика. В лучших моделях электронику упаковывают в герметичную стальную капсулу, да еще заливают специальной резиной. Такое исполнение оболочки иммобилаизера называют бронированным. Если злоумышленнику повезет и он все же отыщет блок управления, то добраться до начинки ему будет очень трудно. Еще сложнее определить, что же в автомобиле заблокировано. Все силовые провода, подведенные к прерывающим Нередко современные технологии дают вторую жизнь старым, реле, одного цвета. Маркируют как мир, идеям. Яркий пример - противоугонные системы типа только хвостики их оплеток, ко"иммобилайзер", получившие широкое распространение ив наторые при установке сторожа шей стране, и за рубежом. Ведь за труднопроизносимым названа машину зачищает монтажнием скрывается, по сути, набор "секретных тумблеров" с элекник. Восстановить разомкнутую тронным управлением для прерывания нескольких электроцецепь вор не сможет, да и обрепей автомобиля.ШМОВНЛАКЗЕРЗЛЕКТРОННАЯ "СЕКРЕТКА"схеме иммобилаизера есть от двух до шести электромагнитЩ спомним принных реле. Каждое обслуживает цип работы при- отдельный канал прерывания. Ш Ш митивной "сек- Реле-то и выполняют функцию \—^^^Ш ретки". С помо"секретных" тумблеров, то есть щью спрятанной размыкают те или иные электв укромном месте кнопки можно роцепи. Обычно в автомобиле разомкнуть любой провод: отблокируют стартер, аппаратуру ключить "массу", блокировать управления впрыском топлива, катушку зажигания, обесточить электромеханические бензонакоммутатор или стартер. А чтососы, катушки в контактных сибы окончательно запутать угонстемах зажигания, коммутатощика, неплохо бы прерывать ры в электронных, бортовые все эти цепи одновременно. Но компьютеры и т. д. вряд ли кто-нибудь согласится Процессор - мозг всего охперед каждым запуском двигаранного комплекса - представтеля включать четыре или пять ляет собой печатную плату с тумблеров, запрятанных по всеэлектронными микросхемами. му салону. Иное дело - некий Он включает - выключает реле, общий "рубильник", удобный в формирует команды сигнальэксплуатации для владельца маным устройством и принимает шины и недоступный для злокоды от систем управления. умышленника. Подобный принРеле и процессор тщательцип и заложен в основу протино прячут от любопытных глаз воугонных иммобилайзеров. О они находятся в общем корпутом, как он реализован техничесе, который, как правило, монски, расскажем подробнее. зависимости 28В ЗА РУЛЕМ 3/96 от модели вгчИммобилайзер "Лазерлайн-995" с электронным ключом управления."Сирио-42" - иммобилайзер с двумя каналами прерывания.Так выглядит начинка сигнализации "Лазерлайн-996" с встроенным иммобилайзером. зать провода иммобилаизера бессмысленно - двигатель все равно не заработает. Отметим, что следует отдавать предпочтение тем системам, в которых силовые провода уходят непосредственно внутрь корпуса. Модели, где они соединяются с реле через разъем на входе в блок управления, преступнику преодолеть легче. В конце конвуют два кода - "пользователь и "мастер". Если на автомобиле ездят несколько человек, то хозяин сообщает им последовательность "пользователь", способную только разблокировать двигатель. Код "мастер" известен лишь самому владельцу. С его помощью можно совсем отключить иммобилайзер или, войдя в режим программирова- ния, сменить комбинацию "пользователь". Недостаток пультов: набор цифр порой отнимает слишком много времени, что может вызвать недовольство окружающих. Например, при отъезде от бензоколонки. Радиобрелок, такой же , как в обычных сигнализациях, значительно удобнее кнопочного пульта. Он позволяет легко управлять охранным комплексом даже на значительном удалении от машины. Однако радиокод можно перехватить, записать и воспроизвести. Системы с дистанционным управлением дороже. Кроме того, периодически требуется заменять батарейку в брелоке, а это дополнительные траты. Если на автомобиле помимо иммобилаизера смонтирована сигнализация, тоКакой иммобилайзер лучше? Нам удалось испытать несколько наиболее распространенных моделей на редакционных автомобилях. Результат следующий: изделия известных фирм, установленные грамотным монтажником, работают на2 Блок управления дежно все без исключения. Пожалуй, основные критерии выбора - это количество каналов ! прерывания и стоимость устрой^-"ВДТак что же установить на ства. По соотношению "цена автомобиль - сигнализацию или качество" безусловным лидером иммобилайзер? Автомобилисты стал итальянский трехканальЕвропы все более отдают предный иммобилайзер "Лазерлайнпочтение последним. Они деше995" в бронированном корпусе вле, надежнее, не нарушают по(75 долларов США без стоимо5g»C кой граждан в ночное время, не сти монтажа). Высокое качество •_,».-лс блокируют двигатель на ходу и исполнения и соответствие ев-*faixaufa \l. при этом предотвращают угон ропейским нормам безопаснонадежнее традиционных сигнасти подтверждает сертификат, -^щ^НЁ^ *$$?** лизаций. В продаже появился присвоенный системе Ассоциаg>" **• ~ даже отдельный класс устцией страховых компаний Итаi ' 6 ройств с рабочим напряжением лии и Франции. Хорошие комплексы двухканальный СН-42 (70 24 вольта для грузовиков. долларов) и СН-43 (80 доллаВ нашей стране, правда, усров) выпускает популярная в ловия специфические: важно не нашей стране фирма "Сирио". В только защитить от хищения заключение несколько слов о Щяэ машину в целом, но и предотцене монтажа. Считаем, что вратить кражу колес, аккумулядвести долларов, включая стоитора, наружных зеркал, радиомость самой системы, - это аппаратуры и т. д. Поэтому исверхний предел. Конечно, на охпользуйте и сигнализацию, и ране любимого автомобиля экоиммобилайзер. Пусть элекномить не стоит, но и переплатронный автосторож с богатым чивать тоже ни к чему. ВспомФункциональная блок-схема иммосмонтированный на панели принабором чувствительных датчините: любой, даже самый сложков и сиреной оповещает влабилаизера: 1 - корпус; 2 - блок упраборов, процессор считывает ный иммобилайзер по сути вления; 3 - прерывающие реле; 4 - код, "зашитый" в электронных дельца о попытке угона или лишь доведенная до совершенразъем; 5 - прерывание для катушки схемах ключа, и формирует ковзлома. У иммобилаизера друства "секретка-прерыватель". зажигания; 6 - прерывание для старманду управления. Контактный гая задача - разорвать как тера; 7 - прерывание для коммутатометод хорош тем, что исключаможно больше цепей и тем саВадим КРЮЧКОВ ра; 8 - управляющий выход на элекет возможность перехвата мым предотвратить пуск двигаФото Владимира Князева тронную сигнализацию; 9 - дополнишифра. Подделать электронный теля. Одно из основных преимутельная сирена; 10 - сигнальный свеключ практически невозможно: ществ устройств этого типа пеРедакция благодарит фирму тодиод; 11 - кодовый пульт; 12 - расовременные микросхемы позред сигнализациями - множест"Триал Л. Т. Д." за помощь в диобрелок; 13 - электронный ключ. воляют закодировать миллионы во каналов блокировки и мощподготовке материала.на связке ключей появятся сразу два брелока, что осложнит процедуру снятия с охраны. В некоторых иммобилайзерах предусмотрен специальный выход для подключения к традиционному автосторожу в случае совместной работы. Тогда оба комплекса принимают команды с пульта дистанционного управления сигнализацией. Такое решение, конечно, упрощает жизнь владельцу машины, но для надежной защиты от угона все же лучше, чтобы основная охранная система и иммобилайзер отключались независимо друг от друга. Оптимальный и наиболее распространенный способ управления иммобилайзером электронный ключ. Его вставляют в специальный разъем,вариантов комбинаций. Еще одно положительное качество ключей в том, что они не содержат батареек, почти не изнашиваются, стойки к воздействиям влаги, их трудно разрушить механически при падениях, случайных ударах и т. д. Непременный атрибут любого иммобилаизера - сигнальный светодиод. Владелец с его помощью узнает, в каком состоянии находится система в данный момент времени, а злоумышленник, увидев мигание светодиода, поймет, что автомобиль под охраной. В дополнение к световой индикации некоторые фирмы комплектуют свои изделия автономными сиренами. В отличие от подобных устройств в сигнализациях, они молчат при порывах ветра, ударах по кузову, проникновении в салон. Но стоит вору включить зажигание, как сирена иммобилаизера нарушит тишину громким завыванием. Полезная штука: ведь угонщик, разрушивший основной охранный комплекс, обычно считает, что автомобиль уже не способен "подать голос", но тут, неожиданно для него, сработает второй рубеж защиты.ная силовая часть. Проще говоря, встроенные реле иммобилаизера выдерживают токи до 30 ампер, а значит, можно размыкать высоконагруженные цепи, например провод подачи питания к стартеру. Не секрет, отечественные автомобили хуже иномарок противостоят злоумышленникам. Дверные замки, запоры капота и багажника, замки систем зажигания наших "жигулей", "волг", "москвичей" - не преграда даже для новичка. Вот почему все сказанное о пользе совместной работы сигнализации и иммобилаизера справедливо для продукции российских заводов - не скупитесь, поставьте два независимых рубежа охраны.mJ"1^ЗА РУЛЕМ 3/9629