После выступления журналалегко выбираемся из песчаной ловушки. Да что там говорить - больший запас тягового усилия оказался "Ниве" очень кстати. В общем, порезвившись на автомобиле вволю, считаем на сегодня этот двигатель наиболее соответствующим особенностям "Нивы", прежде всего длиннобазной. Надо сказать, и вазовцы, познакомившиеся с машиной, остались довольны - прежде всего тяговитостью мотора "внизу" и быстрой его "раскруткой". Но... трансмиссия "Нивы" слаба для двухлитрового мотора! Обидно, да? И руководство ВАЗа, зная уфимские проблемы с качеством, и собственные - с длинной "Нивой", недоверчиво отнеслось к проекту... Все же несколько замечаний. ВАЗ-2121 в свое время неспроста получился столь коротким. База была предельной для такого полноприводного автомобиля с двигателем ВАЗ-2106 и агрегатами трансмиссии ВАЗ-2101. Осмелимся предположить, что заложенный в свое время запас прочности довольно велик. Пока единственный экземпляр двухлитровой "Нивы" проехал по Уфе и окрестностям 12 тысяч километров без малейших поломок в трансмиссии - посмотрим, что будет дальше. В конечном итоге, решать должен потребитель. И если вдруг на ВАЗ-2129, -21213, -2131 с двигателем УЗАМ-3320 будет спрос - Бог с ней, с трансмиссией! Если человек ради лучших ездовых свойств готов мириться с тем, что сцепление станет менее долговечным - почему бы не дать ему такую машину? Тем более что силами дочерних фирм или организаций ВАЗа и УЗАМа наладить производство подобной "Нивы", уверены, легче, чем убедить АЗЛК выпускать "Москвич" с двигателем УЗАМ объемом 2ли усиленным сцеплением. Будет очень жаль, если двигатель УЗАМ-3320 не найдет себе потребителя в России, а где-нибудь в Китае появятся двухлитровые "нивы"... Антон ЧУЙКИН, Вячеслав СУББОТИНаКОЛЬЦО - ДЕТАЛЬ НЕПРОСТАЯ"В четвертом номере журнала за прошлый год под таким заголовком был опубликован материал С. Гераськина, посвященный пригодности поршневых колец различных предприятий и компаний. Он вызвал живой отклик у отечественных производителей поршневых колец, в частности в Мичуринске и Ставрополе. Говорят, что их незаслуженно задели. По утверждениям самих предприятий, они делают кольца по качеству и конструкции не хуже тольяттинских, более того - на уровне упомянутых в статье зарубежных - "Гетце", "Мале" и т. д. Так ли это на самом деле - покажут мотор, время и кошелек автолюбителя, который купит такие поршневые кольца. Тем не менее, отрадно, что заводы стали радеть за качество своей продукции и за нас с вами, господа автолюбители. Поэтому приводим с сокращениями ответы заводчан на нашу статью и мнение одного из потребителей этих колец- станции технического обслуживания "Автосервис" в Муроме. СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЗАВОД ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ (АО "СТАПРИ") Крайне удивило работников нашего завода утверждение С. Гераськина о том, что "кольца из Ставрополя, Мичуринска, Костромы, Одессы, Перми, как показывает опыт автолюбителей, нарезаны чуть ли не из водопроводных труб". Автор, видимо, поставил перед собой цель сделать рекламу продукции ВАЗа, а заодно решил положить на лопатки конкурентов. Ставропольский завод уже 40 лет производит кольца для тракторов, автомобилей и мотоциклов. С 1978 года мы сотрудничаем с фирмой "Гетце" (Германия). Используем ее новейшие технологии механической обработки, хромирования и т. д. Есть у нас и хорошее оборудование фирм "Шердель", "Гетце", "Блайзберг". Волжский автозавод все сам делать не может, а потому привлекает для производства запасных частей иные предприятия. Мы среди таких заводов. Кольца АО "СТАПРИ" регулярно тестируют на ВАЗе - они соответствуют всем требованиям. А потому у нас есть разрешение на поставку колец для запчастей моторов ВАЗа. Все это позволило нам приблизиться к мировым стандартам качества. Подтверждение тому - снижение угара картерного масла, увеличение моторесурса двигателя, равно как и пробега автомобиля после установки колец "СТАПРИ" до 120 тысяч километров и более. МИЧУРИНСКИЙ ЗАВОД ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ В 1994 году наш завод пережил тяжелое время - он долго стоял. Неплатежи, разрыв связей с поставщиками сырья только ухудшали положение. Но в следующем, 1995-м, дела пошли на поправку. На предприятии сменилось руководство, укрепили состав специалистов и восстановили договорные отношения со смежниками. Результатом стал рост производства. Наши работники, поддерживая сложившиеся традиции, честь и марку завода, с высокой ответственностью относятся к качеству выпускаемой продукции. С ВАЗом заключили договор на "выдачу разрешения о постановке на производство комплектов поршневых колец двигателей ВАЗ-2106, ВАЗ-2108, ВАЗ-21083 с хромированным маслосъемным кольцом". Для этого тщательно подготовили оборудование, разработали оригинальную технологию и закупаем передовой иностранный инструмент. Как видите, у нас не все так плохо, как пишет автор статьи "Кольцо - деталь непростая". Похоже, он просто хотел принизить авторитет завода и тем сократить спрос на наши кольца. КООПЕРАТИВ "АВТОСЕРВИС", МУРОМ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Еще в 1985 году, когда мы только начинали работать, возникли проблемы с отремонтированными моторами, в которые мы ставили поршневые кольца Мичуринского завода. Для примера приведем только один характерный случай. Как-то раз мы перебирали мотор ВАЗ-2103. В его поршнях разрушились перемычки между кольцами - следствие детонации от применения '76-го" бензина. Поставили новые поршни, мичуринские кольца, собрали мотор и установили на стенд для проверки согласно "вазовской" инструкции. Ровно через 10 минут мотор заклинил. Пришлось его вновь разбирать, чтобы выяснить причину. Дело было в кольцах, состояние которых изумило. Они почему-то посинели, а зазор в замке исчез напрочь - концы колец захлестывали друг друга на миллиметр. Вскоре мы решили вовсе отказаться от мичуринских колец. Правда, не каждому нашему клиенту были по карману изделия других предприятий (особенно иностранных). Мы сделали оправку и перед установкой обрабатывали в ней мичуринские кольца, доводя их до кондиции - размеры новых колец сильно различались. Но и после этого в нашей практике моторы не "ходили" больше 20 тысяч километров. От редакции. Приведенное выше письмо одного из потребителей свидетельствует, что наш автор С. Гераськин. к сожалению, не одинок в своей оценке. Однако мы вовсе не ставили и не ставим целью "вымазать дегтем" отечественных изготовителей и будем только рады, если все, о чем они сообщили, принесет пользу автомобилистам. ЗА РУЛЕМ 3/96 27