22
23
24
'••••"IЕРЕСАЖЕ• :•• :"••Ахиллесова пята отечественной автомобильной промышленности - узкий выбор современных силовых агрегатов. Например, ГАЗ хотя и осваивает все новые модификации "Газели" и "Волги", но основным двигателем для них остается устаревший ЗМЗ-402. Объемы выпуска нового 16-клапаиного мотора в Заволжье пока слишком малы. Сложившаяся ситуация открывает широкое поле деятельности серьезным тюнинговым фирмам, которые предлагают покупателям автомобили в нестандартной комплектации. О таких машинах и пойдет речь.езных переделок. Но основной аргумент в пользу "Пежо" - неприхотлиВизитная карточка. "Газель" ГАЗвость и долговечность двигателя, спо3302 - долгожданная российская полуторсобного выдержать все сюрпризы эксплука, заполнившая пустовавшую нишу в типаатации в тяжелых российских условиях. же грузовиков. Выпускается с 1994 года. Внешне дизельную "Газель" отличаИмеет несколько модификаций: бортовая ют от бензиновых лишь по двум признаплатформа, самосвал, цельнометалличекам - характерному звуку мотора и спеский фургон, микроавтобус и др. Возможна циальному топливному фильтру возле баустановка 16-клапанного двигателя ЗМЗ- ка. Но это только на первый взгляд, в 406 и полноприводной трансмиссии. Нижедействительности конструктивных измегородское АО "Техносервис" комплектует нений больше. Чтобы состыковать дизель автомобиль дизелем "Пежо-Хй-ЗТР". с "газовской" коробкой передач, изготовлен оригинальный картер сцепления. Да К сожалению, в нашей стране дизельи само оно отличается от стандартного ного мотора такого класса пока не делают ряд деталей позаимствован от нового - пришлось выбирать среди иностранных. сцепления ЗМЗ-406. Для лучшего охлажФранцузский 2,5-литровый дизель с турбодения установлен алюминиевый радианаддувом сверхсовременным не назотор ГАЗ-3102. Сразу отметим, что данный вешь. Однако его конструкция хорошо отвариант комплектации - не окончательработана, проверена временем и допусканый. В дальнейшем АО "Техносервис" ет установку под капот "Газели" без серь"ПЕЖО" ДЛЯ "ГАЗЕЛИ""Волга" от "Техносервиса" на первый взгляд обычная машина. Но под капотом у нее силовой агрегат "Ровер". планирует ставить на "Газель" сцепление фирмы LUK и коробку передач ZF. Оснастить дизелем "Пежо" можно любую модификацию "Газели". Нам довелось посидеть за рулем обычного бортового грузовика. Первое впечатление - в машине тихо. Работающий на холостых оборотах дизель немногим "громче" бензинового мотора. Пытаемся тронуться (в кузове полторы тонны балласта) - двигатель легко справляется со своей задачей и тут же требует второй передачи. Проводим эксперимент груженый автомобиль почти так же уверенно трогается и со второй. Приятное наблю-22ЗА РУЛЕМ 3/96 Тюнинг"Волга" с английским сердцем - агрегат серьезный и обращения требует соответствующего. Особенно на льду. дение - почти нет характерных "газовских" рывков сцепления. Стандартная "Газель" с полной загрузкой при попытке тронуться "внатяг" дергалась куда сильнее. На шоссе дизель настойчиво "просит" включить высшую передачу. Стандартная трансмиссия, рассчитанная на менее тяговитый мотор, слишком "легкая" для дизеля. Если бензиновый двигатель базовой модели на низших передачах тянет достаточно уверенно, а на высших пытается "скиснуть", особенно на затяжном подъеме, то дизель сначала буквально рвет с места, и лишь включив четвертую передачу, удается смирить его норов. Зато езда по городу на дизельном - приятное времяпрепровождение. Потерял скорость - не беда, много работать рычагом коробки не придется, прибавил газу - и поехал. На ровном участке дороги дизельная "Газель" уверенно разгоняется на пятой передаче с 50 км/ч, на третьей - с 25-30 км/ч. У "Пежо" с турбокомпрессором "Газель", потребляющая в городском цикле 11,7 л/100 км, а при 60 км/ч чуть больше 10 литров на сотню, сильно повышает аппетит с ростом скорости. При 100 км/ч расход "солярки" увеличивается почти в полтора раза и составляет 15,7 л/100 км. Уменьшение передаточных чисел трансмиссии понизит обороты двигателя и позволит ему работать в экономичном режиме, особенно на шоссе, с высокими скоростями. Теперь об ощущениях водителя. На рычаг коробки передач передается значительная вибрация, но это свойственно почти всем дизельным машинам. К счастью, кабина и рулевое колесо почти не дрожат. Баранка начинает противно зудеть в руках не раньше, чем стрелка спидометра перевалит за отметку 100 км/ч. Но для грузовика такой режим движения нехарактерен. Последний вопрос - экономический. За "Газель" с французским дизелем придется заплатить почти вдвое дороже, чем за обычную. Стоит ли? Да, стоит. Коммерческий автомобиль должен работать долго и безотказно, не требуя от хозяина (в том числе и частного владельца) чрезмерных затрат на ленный на "Газели" (ЗМЗ-402 все-таки силовой агрегат легковой "Волги"), сделаем вывод - дизель прослужит значительно дольше. Резюме. Дизель "Газели" необходим. Недаром ГАЗ привлекает зарубежных партнеров для производства двигателей этого типа. Так что в перспективе полуторка должна обзавестись новым мотором. А сейчас наиболее приемлемый ее вариант с двигателем "Пежо" предлагает АО "Техносервис". Конечно, такой автомобиль не лишен недостатков, которые фирма в ближайшем будущем планирует устранить, но главное - уже сегодня потребитель может приобрести вполне работоспособный дизельный грузовик. "РОВЕР" ДЛЯ"ВОЛГИ" Визитная карточка. ГАЗ-3102 "Волга" - прямой потомок знаменитой "двадцатьчетверки", выпускаемой с конца шестидесятых. Автомобиль, недавно доступный лишь немногим, нынче сравнялся в цене с' -А 'Щ)щшшне ощущаешь провала на низких оборотах, что зачастую свойственно таким агрегатам. Очевидно, это явление несколько сглаживается и очень "тяговитой" трансмиссией. Но все-таки другую коробку передач подбирают не зря. Посмотрите внимательно на характеристику мотора. С увеличением оборотов резко повышается удельный расход топлива. Именно поэтому дизельная ремонт и эксплуатацию. Экономия расходов на топливо при больших среднегодовых пробегах будет ощутимой, особенно с учетом разницы в цене "солярки" и высокооктанового бензина. К тому же дизель при правильном обслуживании в процессе эксплуатации отличается большим ресурсом. "Пежо-XDЗТР" - не исключение. Учитывая повышенную нагрузку на бензиновый мотор, установЫв.кВт 70 60 Мщ,,Н-м 210 200 40 190 180 30 170 £^,Г/КВТ'Ч 300 290 280 10 270 260 1000 2000 3000 4000 250 5000 п, об/минВнешние скоростные характеристики двигателя "Пежо-ХО-ЗТР". "Газель" с пересаженным сердцем - внешних отличий от стандартной машины не заметно. некоторыми моделями ВАЗа. Несмотря на, мягко говоря, не первой свежести конструкцию, "Волга" прославилась редкой живучестью. АО 'Техносервис" устанавливает на легковые автомобили ГАЗ силовые агрегаты (двигатель, сцепление, коробку передач) английской фирмы "Ровер". Кто бы мог подумать, что номенклатурная "баржа" станет чуть ли не народным автомобилем! Большая, вместительная, З РУЛЕМ 3/96 А 23 ТюнингАнглийский "Ровер" под капотом российской "Волги". ображений безопасности. Неопытному или самоуверенному водителю "Волга" с английским сердцем ошибок не простит - чуть передавил газ и занос неизбежен. Кроме силового агрегата, клиент может заказать массу дополнительного оборудования - от молдингов и пластиковых подкрылков-локеров до кожаной обивки салона, предпускового подогревателя двигателя и кондиционера. Нам довелось проехаться в богато оборудованной "Волге": обивка из вишневого велюра, вставки под дерево на панели приборов и дверях, тонированные стекла, электростеклоподъемники, аудиосистема, сигнализация, зеркала улучшенной конструкции. За рулем какой машины сидишь, напоминала разве эмблема ГАЗа на "волговской" баранке. Очень хотелось бы получить в комплекте с "роверовским" двигателем тахометр. Установка этого прибора планируется, он заменит на панели приборов часы. Что касается механических узлов, задняя опора силового агрегата от ГАЗ-24-10 вскоре уступит место опоре оригинальной конструкции. В ближайших планах - установка газонаполненных амортизаторов. Основные заказчики "Волги" с "Ровером" (надо сказать, "пересадка сердца" обходится в 46 млн. рублей, а вся машина стоит около 100 млн.) - юридические лица, не желающие изменять привычке к "газовским" машинам. Есть и частные лица, которые дилемму "иномарка или отечественный автомобиль" решили по-своему: "Волга", но с английским сердцем. Так спится чуть спокойней, и ремонт подешевле, в том числе неизбежные в наше время жестяные работы. Резюме. Старушку "Волгу" рано сбрасывать со счетов. Наряду с привычными машинами выпускается вариант с более мощным и современным двигателем ЗМЗ-406. Именно ему составит серьезную конкуренцию (в том числе и по цене) автомобиль с английским силовым агрегатом. Краткая техническая характеристика ГАЗ-3102 с двигателем "Ровер" (в скобках - отличающиеся характеристики с двигателем ЗМЗ-402) Число и расположение цилиндров - 4, рядное; количество клапанов на цилиндр - 4 (2); д иаметри ход поршня - 8 4 , 5 x89 (92x92) мм; рабочий объем - 1994 (2445) см 3 ; степень сжатия - 10 (8,2); мощность 140 л. с/103 кВт при 6000 об/мин (102 л.с/75 кВт при 4500 об/мин); максимальный крутящий момент - 180 Н-м при 4500 об/мин (181 Н-м при 2600 об/мин); максимальная скорость - 1 80 (152) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11 (17) с; расход топлива при 90 км/ч-9,5 (12) л/100 км. Игорь ТВЕРДУНОВ, Вадим КРЮЧКОВ Фото Владимира Князева Редакция благодарит АО "Техносервис" за помощь в подготовке материала.Французский дизель "Пежо-ХР-ЗТР" в моторном отсеке горьковской полуторки.долговечная и все еще престижная машина по относительно умеренной цене прельщает многих. Кроме того, "волги" попрежнему несут служебно-представительские функции и трудятся в такси. Одно плохо - ходовые качества со стандартным мотором оставляют желать лучшего. На часть машин, правда, устанавливают современный двигатель ЗМЗ406. Но агрегат этот пока выпускается малыми сериями и потому дорог. Альтернативный вариант - комплектацию силовым агрегатом зарубежного производства - предлагает фирма "Техносервис" совместно с АО ТАЗАТО". Под капотом автомобиля ГАЗ3102 (или -31029, но с дисковыми передними тормозами) двухлитровый 16-клапанный двигатель с распределенным впрыском топлива "Ровер-Т16 MPI" со сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач R380. О коробке разговор особый: она полностью синхронизирована, в том числе передача заднего хода, а для смазывания под давлением служит масляный насос. Вдобавок заправляют коробку не обычным трансмиссионным маслом, а специальным - "DEXRON" для автоматических коробок передач. Максимальный передаваемый момент - 380 Н-м - цифра внушительная. Учитывая, что максимальный крутящий момент двигателя 180 Н-м, выходит - коробка работает вполсилы и на "Волге" станет практически вечным агрегатом. В моторном отсеке переделанной "Волги" на редкость просторно - "роверовский" двигатель намного короче "родного". В системе охлаждения - вентилятор с электроприводом. В трансмиссии - оригинальный карданный вал с промежуточной опорой и крестовинами от "Газели". В салоне иную "начинку" автомобиля выдает расположение рычага коробки. Он сильно сдвинут назад по сравнению со штатным "волговским".IВ систему выпуска, которая на стандартной машине отличается резким звуком, введен дополнительный резонатор. Теперь - на дорогу. Вспомнив, как ездят на обычной "Волге", быстро переходим на высшую передачу, и... двигатель скисает. Оказывается, у "Ровера" другой характер и стиль езды здесь ближе к "жигулевскому" - "англичанин" любит высокие обороты. Приспособившись к новому силовому агрегату, получаешь массу впечатлений. Степенный, по общему мнению, автомобиль "стреляет" со светофора, как из рогатки, его провожают удивленными взглядами и владельцы "вазовских" "восьмерок", и водители престижных иномарок. Прекрасная динамика, немалый запас мощности при обгоне плюс хорошие тормоза - основные козыри этой машины. Еще один плюс - высокая средняя скорость на трассе. Хотя выжимать из "Волги" с "Ровером" максимально возможные 180 км/ч, вряд ли разумно. Уже после ста сорока на спидометре она начинает "плавать" по дороге, да и слишком замедлена реакция машины на движения рулем. Зато какую крейсерскую скорость ни держи - 90 или 120 км/ч, душу греет сознание, что есть еще хороший запас для быстрого обгона или перестроения. Поскольку знакомство происходило зимой, у нас сложилось мнение, что столь резвому автомобилю шипованные покрышки просто необходимы. Прежде всего из со24ЗА РУЛЕМ 3/96