106
107
"ЖИГУЛЕВСКОЕ", л ч НО НЕ ПИВОНынче на рынке - огромное разнообразие сортов моторных и трансмиссионных масел, да что там масел - тормозных жидкостей, смазок, а н ­ тифризов, причем и отечественных, и импортных. Что ж, пусть это изобилие не кончается никогда. В выигрыше все, и, главное, владельцы машин разных марок. Наша задача - помочь им сориентироваться, выбрать такие материалы, которые благотворно по ­ влияют на здоровье мотора, трансмиссии, подвески. Для этого ВАЗ проводит всевозможные испытания в лаборатории, на стендах в боксах, в автомобиле на дорогах полигона. Совершенствуем методики, разрабатываем новые, конечно, с учетом специфических условий производства, эксплуатации и климата. И знаете, получаем иногда любопытные, даже курьезные результаты, в полной мере отвечающие поговорке: "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Порой бывает нелегко добиться высоких результатов, приходится повоевать со своим производством и смежниками. Но работа, в конечном счете, приносит удовлетворение, к о ­ гда появляются новые материалы, расширяющие ассортимент. Все данные таблиц, которые мы приводим здесь, являются официальным дополнением к Приложению № 3 "Руководства по эксплуатации автомобилей ВАЗ" и обязательны к выполнению в гарантийный период. Для дальнейшей эксплуатации они носят, естественно, рекомендательный характер, но пренебрегать ими все же не следует. МОТОРНЫЕ МАСЛА. Рекомендованные заводом марки приведены в табл. 1. Они пригодны для всех моделей ВАЗа, эксплуатируемых в различных климатических зонах. При постоянных поездках зимой, да еще в городе, где много пыли и грязи, рекомендуем менять масло в полтора-два раза чаще, чем это предписано заводской инструкцией. И еще, уровень требований к маслам по нашим спецификациям (ТТМ ВАЗ 1.97.715-95) несколько выше, чем уровень SF/CC API. Иными словами, не все масла этой группы (SF/CC) хорошо работают в двига106 ЗА РУЛЕМ 5/96GOHMHG оимадламиВ одиннадцатом номере журнала за 1994 год мы привели данные об эксплуатационных материалах, испытанных на ВАЗе и допущенных к применению на автомобилях Волжского автозавода. Этот список пополнился. Его представляет и комментирует начальник лаборатории горюче-смазочных материалов ВАЗа Владимир ДОРФМАН.Таблица 1 МОТОРНЫЕ МАСЛАМарки масел и группы по SAE Класс качества no API SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC SF/CC АО "Ангарская нефтехимическая компания", Ангарск АО "НОРСИ", Кстово АО "Ярославльнефтеоргсинтез", Ярославль АО "Новокуйбышевский НПЗ", Новокуйбышевск АО "ЛУКойл-Пермьнефтеоргсинтез", Пермь АО "Новоуфимский НПЗ", Уфа НПФ "Спектр-Авто", Москва АО "Уфанефтехим", Уфа Производитель•РЕКСОЛ УНИВЕРСАЛ" 10W-30,10W-40,15W-40,20W-30,20W-40,30 •РЕКСОЛ СУПЕР" •УФАЛЮБ" "УФОЙЛ" о.X XАО "Рязанский НПЗ", Рязань5W-30,10W-30.15W-40 15W-40 10W-30,15W-40 10W-30 10W-30,10W-40,15W-40,20W-30,20W-40 10W-30,15W-40 15W-30,15W-40, 20W-30, 20W-40 10W-30 15W-30 10W-30,15W-40,10W-40,15W-30"АНГРОЛ" "НОРСИ" "ЯР-МАРКА" "САМОЙЛ" "ВЕЛС-2" "НОВОЙЛ-МОТОР" "СПЕКТРОЛ"J2 ?онетSF/CCнетSF/CCCASTROL GTX Ш * & " ELF SPORTY SHELL SUPER PLUS ESSO ULTRA OIL X ESSO SUPER OIL X15W-40 10W-30,15W-40 10W-40,15W-40 10W-40 15W-40SF/CC SF/CC SF/CC SH/CD SH/CD SF/CC"Кастрол" (Castrol) "Эльф" (ELF) "Шелл" (Shell) "Эссо"(Esso) "Эссо"(Esso) "Эджип" (Agip)AGIP SUPERMOTOROIL 10W-30,15W-40Таблица 2 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ДИАПАЗОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Таблица 3 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛАМарки масел и группы по SAE Класс качества no API GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 GL-5 Производитель "Роса" АО "Новоуфимский НПЗ", Уфа АО "Омский НПЗ", Омск АО "Рязанский НПЗ", Рязань АО "ЛУКойл-Пермьнефтеоргсинтез", Пермь АО "ЛУКойл-Пермьнефтеоргсинтез", Пермь АО "Уфанефтехим", Уфа АО "НОРСИ", Кстово АО "ЛУКойл"-ВНП", Волгоград АО "Омский НПЗ", Омск АО "Ангарская нефтехимическая компания", Ангарск НПФ "Спектр-Авто", Москва Марка "Литол-24" AGIP ROTRA MP 80W-90 85W-90 GL-5 GL-5 "Эджип" (Agip) "Фиол-1", ШРУС-4, ВТВ-1, ШРБ-4, Spectral Disc Brake Fluid Томь"Таблица 6 ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИМарка Изготовитель АО "Капролактам", Дзержинск АО "Кемеровохимпром", Кемерово НПФ "Спектр-Авто", Москва"НОВОЙЛ Г "ОМСКОИЛ СУПЕР Г "РЕКСОЛ Т ГИПОИД" "ВЕЛС ТРАНС"X ш80W-90 85W-90 80W-90,85W-90 85W-90 80W-90, 85W-90 85W-90 80W-90,85W-90 85W-90 85W-90 85W-90 80W-90,85W-90"ВЕЛСТМ" "УФАЛЮБ УНИТРАНС" "НОРСИ" "ВОЛНЕЗТ-1" "ОМСКОИЛ "Г "АНГРОЛ Т" "СПЕКТРОЛ"в тооSТаблица 7 ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИИзготовитель АО "Омский НПЗ", Омск; Бердянский ОНМЗ, Бердянск; АО "Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева", п. Константиновский (Ярославская обл.) АО "Завод им. Шаумяна", С.-Петербург НПФ "Спектр-Авто", Москва3 *СО а> «оAGIP ROTRA MP DBТаблица 4 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ДИАПАЗОНЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛДТ-1 ШРУС-4М (аналог ШРУС-4) "Спектрол ШРУС MoS2 MolikotVN 2461С-40-30 I-20 l-rclii nri-10010203040°C"Дэй Корнинг" (Day Korning)L ftl , nn Il/Ul HrJil(аналог ШРУС-4)-26• -12I •РЯГЖ^ПИИИШ||WТаблица 8 СТЕКЛООМЫВАЮЩИЕ ЖИДКОСТИМарка Изготовитель АО "Орскнефтеоргсинтез", Орск АО "Капролактам", ДзержинскТаблица 5 АНТИФРИЗЫМарка Изготовитель"Обзор" "Глассол"Тосол-АМ" Тосол А-40М"АО "ЛУКойл-Пермьнефтеоргсинтез", Пермь; АО "Оргсинтез", Дзержинск (Нижегородская обл.); АО "Оргсинтез", Казань; АО "СинтезКаучук", Казань; СП "САГОЭР", Нижнекамск; СП "СИНИОН", Нижнекамск"Лена" "Лена-40" Spectral Ami-FreezeАО "Капролактам", ДзержинскНПФ "Спектр-Авто", Москваее в тормозах с условием замены через два года. У "Росы" срок службы - три года. "Неву" мы исключили из карт смазки автомобилей. Однако и ее можно применять, но при условии ежегодной смены. Все названные жидкости совместимы - их можно смешивать между собой, с о ­ ответственно ухудшая или улучшая качество. ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ, рекомендуемые заводом, сведены в табл. 7. СТЕКЛООМЫВАЮЩИЕ ЖИД ­ КОСТИ, которые мы испытали идо ­ пускаем к применению, указаны в табл. 8. Сейчас составляем новые требования к омывающим жидко ­ стям, по которым будем их аттестовывать. В заключение хочу подчеркнуть, что далеко не все имеющиеся в продаже материалы испытаны на заводе, а стало быть, те, что не вошли в таблицы, возможно, и пригодны для наших машин. Но это каждый автомобилист решает на свой страх и риск.ЗА РУЛЕМ 5/96 107телях ВАЗ. Масла класса SAE 15W40 можно заливать в коробки передач "Самары" и "Оки". Температурные диапазоны применения моторных масел приведены в табл. 2. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА, которые прошли наши испытания, приведены в табл. 3. Они пригодны для смазки агрегатов задне- и полноприводных автомобилей, работающих в разных климатических зо ­ нах. Рекомендуемые диапазоны применения трансмиссионных масел - в табл. 4. АНТИФРИЗЫ представлены в табл. 5. Срок службы антифризов -три года или 60 тысяч километров пробега при условии, что концентрация этиленгликоля составляет 53 ± 2 % , а плотность при 20 ° С 1,078±0,002 кг/л. Допускается применение антифриза с концентрацией до 45% (плотность не ниже 1,068 кг/л) там, где температура не опускается ниже -15°С. ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ, прошедшие наши испытания, приведены в табл. 6. Их используют как в гидросистемах тормозов, так ив приводе сцепления. К сожалению, требованиям ВАЗа отвечает только одна жидкость, выпускаемая в России, - "Роса". "Томь" уступает ей, и все же мы разрешаем использовать