Первые лицаПРИНАДЛЕЖИТ^ 2 * ^i"~'•,Для россиян (да, наверное, не только для них) слова "Мерседес" и "автомобиль", что называется, полные синонимы. Хотя есть машины, во многих отношениях не уступающие "Мерседесу" (к тому же более дешевые), именно эта марка воплощает для большинства людей техническое совершенство, высший уровень комфорта и престижности. Такая репутация складывалась десятилетиями. Сегодня задача - не только удержать позиции, отстоять их под усиливающимся напором конкурентов, но расширить и укрепить. Чтобы трехлучевая звезда "Мерседеса" (первый на суше, на воде ив воздухе) засияла еще ярче. В этом видит свою цель Хельмут ВЕРНЕР, председатель правления концерна "Мерседес-Бенц". ВНЕСИ СВОИ ВКЛАД Ответственность - именно она, в конечном итоге, пронизывает каждое намерение, каждое решение руководителя столь крупной и знаменитой фирмы. И потому первый вопрос г-ну Вернеру ваш корреспондент задал, что называется, в лоб: какой смысл лично он вкладывает в это слово, за что считает ответственным себя? Вернеру не пришлось раздумывать над ответом. "Каждый человек, - сказал он, - должен внести то, что в нем заложено, в предприятие, общество, страну. Сло4 ЗА РУЛЕМ 5/96 вом, он ответствен за использование потенциала, которым располагает. О себе и коллегах-управляющих скажу: мы получили огромное наследство - нашу звезду. (Замечу, что не раз еще Вернер с видимым удовольствием использовал этот символ В. А.) Наш долг - передать ее следующей смене в лучшем, более современном виде, а для этого раскрыть талант, творческий потенциал каждого сотрудника фирмы". - Как это сделать? Иными словами, на какие принципы вы опираетесь в руководстве фирмой?- Дисциплина, последовательность в достижении цели, открытость. На последнем факторе я попросил остановиться несколько подробнее. - Человек все больше становится индивидуалистом, а потому трудно рассчитывать, что решения руководства, "спущенные" в виде приказов сверху, будут немедленно ис усердием выполняться. Особенно если они не укладываются в привычные рамки. Значит, нужно суметь так донести задачу, чтобы сотрудники прониклись ею - как говорят, пропустили через себя. Тогда они станут действовать вполне осознанно, эффективно. Итак, открытость - ради понимания цели. "МЕРСЕДЕСЫ - ОТ "А" ДО "V" Цель ближайших лет Вернер сформулировал сжато, как девиз: "Мерседес" предлагает лучший автомобиль любой категории". Да, да - любой, а не только среднего и представительского класса. Совсем скоро к трем основным "легковым" классам Хельмут Вернер, "Мерсе дес-Бенц".президентконцернаВ Зиндельфингене, близ Штутгарта, расположен крупнейший из заводов "Мерседеса": 35 000 человек делают здесь ежегодно около 400 тысяч легковых машин С-, Е- и S-класса.(С, Е, S) прибавятся новые: М-класс (вседорожник, он же AAV), V-класс (мини-вэн, он же "Виано" - на обложке номера), Акласс (городской автомобиль длиной менее 4 м) и, что совсем диковинно, городской двухместный "Смарт". Но сможет ли "дорогая" марка конкурировать в классах, где господствуют массовые производители - "Опель", "Форд" и другие? Вернер убежден - сможет, ведь все больше людей хотят, по его словам, пользоваться "мерседесовскими" качеством, безопасностью и новшеством в машинах поменьше, чем фирма делает ныне. "Мерседес", однако, не намерен превратиться в изготовителя массовых автомобилей: "Мы останемся, - по Вернеру, - маркой, пользующейся большим спросом". Онто и подскажет разумные рамки цен. Премьеры принципиально новых для "Мерседеса" моделей последуют одна за другой на протяжении трех лет - перед нами впечатляющая программа реформ такого масштаба, каких концерн еще не переживал. Отцом этих реформ по праву считают президента (по-немецки - председателя совета директоров) акционерного общества "Мерседес-Бенц" Хельмута Вернера. Осенью ему исполнится 60. "Номером один" в иерархии "Мерседеса" он стал в мае 1993-го, когда наблюдательный совет концерна назначил Вернера президентом. Разумеется, в совет директоров он был включен раньше, в 1987-м, и отвечал за направление "грузовые автомобили". Непосредственно перед тем, как вступить в должность президента, прошел своего рода годичную стажировку, когда ответственность за стратегические решения совета несли двое - Вернер и профессор Нифер, его предшественник на президентском посту. Итак, более восьми лет - на высших руководящих должностях "под трехлучевой звездой". А перед тем - пять лет президентства в шинном концерне "Континенталь гумми-верке", одном из крупнейших смежников "Мерседес-Бенца". Любопытно, в чем видит топ-менеджер специфику управления автомобильной компанией? - На мой взгляд, три фактора выделяют автомобилестроение среди других отраслей. Во-первых, у нас очень "эмоциональный" продукт, если говорить об отношении к нему потребителя. Решение купить "вот этот" автомобиль он принимает, бесспорно, под влиянием эмоций, а дальше автомобиль становится частью его натуры, его продолжением. Д аже сложные технические изделия похвастать этим не могут. Затем мы сопровождаем продукт - автомобиль - многие годы, от заводских ворот до того момента, пока он не обратится в лом. Кроме того, важную роль играет взаимодействие с "интеллигентными" отраслями, откуда пришли, в частности, электронные системы управления: их присутствие в автомобиле оказывает сильное воздействие на конструкцию и технологию. ЗВЕЗДА И ГЛОБУС С особым подъемом президент толковал о глобализации. Его гордость законна: машины с трехлучевой звездой поставляют более чем в 190 стран мира (а в немногих "неохваченных" они тоже, наверняка, есть). Что касается производства, за пределами Германии строят в основном грузовики и автобусы — в Бразилии и США, Канаде, Мексике, ЮАР, Турции... Но и легковые автомобили становятся интернациональными. Как говорят здесь, знак "Сделано в Германии" сменяется более актуальным "Сделано на "МерседесБенце". Решительный шаг к этому — завод в Таскалусе (США), где станут делать вседорожники М-класса. Не отрицают и того, что могущество "Мерседеса" станет прирастать Азией: надо приближать производство к самому перспективному рынку. Новые адреса "мерседесовских" заводов - Индия и Индонезия, Таиланд и Вьетнам, Гонконг и Южная Корея. "А как же в России?" - непременно спросит читатель. Разумеется, спросил об этом и я. Вернер не преминул подчеркнуть, что "Мерседес-Бенц" - единственная зарубежная фирма, чьи автомобили выпускаются ныне в России (на Голицынском автобусном). Подтвердил заинтересованность в российском рынке, надежды на то, что со временем доля компании на рынке (в первую очередь, грузовиков) станет такой же, как в Германии; что легковые автомобили также обладают большим потенциалом сбыта. Что касается новых производственных проектов - в ответе прозвучал до боли знакомый мотив "нестабильности исходной позиции". "Нужны добрые знаки с обеих сторон, - подчеркнул Вернер. - Мы говорили об этом ив наших правительственных кругах, и у вас, в России в первую очередь г-ну Черномырдину... Мы считаем Россию частью Европы и хотим иметь с ней нормальные, европейские деловые отношения". Не берусь судить, насколько серьезны препоны на пути зарубежных инвесторов. Но даже если заподозрить их в избытке осторожности, стремлении перестраховаться (вполне объяснимом, кстат и : завод построить - не магазин открыть!), то уж нам самим стоит быть изобретательнее в создании благоприятного делового климата. Иначе останется завидовать тем странам, названия которых вчера не связывали не только с "Мерседесом" - с автомобилем вообще...ТРАТИТЬ МЕНЬШЕ ПРОДАВАТЬ БОЛЬШЕ Вернемся к стратегии Вернера: "Компании должны расти, если они не хотят в соревновании оказаться в хвосте". Подразумевается прежде всего качественный рост — увеличение выпуска автомобилей при одновременном резком снижении издержек производства: последние намечено сократить наполовину! Пути к этому различны: создавать предприятия за рубежом, где ниже стоимость рабочей силы и есть другие благоприятные факторы, шире унифицировать конструкции, сокращать долю стоимости автомобиля, создаваемой самим "Мерседесом", а для этого закупать больше комплектующих у специализированных фирм. В ближайшие годы, по убеждению Вернера, "Мерседес-Бенц" станет одной из трех ведущих автомобильных фирм мира по таким показателям, как удельные затраты на производство автомобиля (финансовые и трудовые), качество продукции, прибыльность. Надеюсь, слова "станет одной из ведущих" не поколебали вашу, читатель, веру в абсолютное превосходство "звезды"? И правильно - трезвая самооценка так же нужна ей для успеха, как вера в свои силы. Наступательная стратегия базируется на колоссальных инвестициях: за три ближайших года - 1 3 , 5 млрд. марок! Это более 40 трлн. рублей. Значительная часть капиталовложений пойдет на увеличение выпуска легковых автомобилей - с 600 тысяч до 1 миллиона, причем около 40% составят модели, прежде не выпускавшиеся. Вырастет и выпуск грузовиков, особенно малотоннажных - более чем до 400 тысяч. Годовой оборот увеличится на четверть и достигнет 100 млрд. марок. Держа перед глазами эти цифры, я не удивился, что рабочий день г-на Вернера, начинаясь в8 утра, нередко "зашкаливает" за 10 вечера... Ценя время президента, я выяснял эти детали у г-на Готтвика, одного из руководителей отдела прессы. Поинтересовался насчет отпуска. "О, тут г-н Вернер весьма последователен - он отдыхает по крайней мере три недели. Прошлым летом сам за рулем кабриолета "Мерседес-Е420" колесил по дорогам испанской "глубинки" - и вернулся в приподнятом настроении", - ответствовал г-н Готтвик. Понимая, что альтернативы "Мерседесу" здесь быть не может, я поинтересовался-таки у Вернера, на чем он ездил бы, не будь на свете этого автомобиля? "Я бы его изобрел!" - расхохотался президент. Энергия и уверенность, исходившие от него, не оставляли сомнений: так бы все и произошло... Владимир АРКУША P. S. Что касается заголовка, это не цитата из Вернера, а девиз, тут и там встречающийся на заводе фирмы в Зиндельфингене. Мне показалось, он полностью отражает философию и кипучую натуру президента "Мерседес-Бенца". ЗА РУЛЕМ 5/96 5