СервисНА РЕМОНТ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ?Сравнить цены и качество ремонта автомобилей в Москве. Смоленске и Могилеве попытался нашкорреспондентАркадий АЛЕКСЕЕВ.Разговоры о потрясающей дешевизне ремонта в некоторых государствах ближнего зарубежья время от времени возникают в среде московских автомобилистов. Эти толки носят обычно отвлеченно-академический характер, поскольку очень немногие решаются проверить слухи на своем опыте. Тем более что подлежащая ремонту машина должна еще доехать до тех желанных мест, а значит, обладать некоторым запасом надежности. Этому условию удовлетворяют в первую очередь автомобили, требующие кузовного ремонта (замены крыльев, порогов и т. д.), а также окраски. Подходящая для эксперимента машина у нас была (ее следовало окрасить), а основными пунктами исследования избрали места, где живут родственники или знакомые. Перед отъездом из Москвы посетили несколько мастерских, где выяснили уровень цен на такие услуги. Меньше чем за полтора миллиона рублей машину предлагали "облить" - покрасить фактически без подготовки, только заклеив окна. Такой вариант не устраивал: кузов надо было кое-где подшпаклевать и загрунтовать; за это требовали уже более двух миллионов. Ну что же, собираемся в дорогу. Сначала - Могилев. Почему-то казалось, что чем дальше от Москвы, тем должно быть дешевле. Сразу по приезде направились на бывшую государственную станцию, что на Гомельском шоссе. Мастера с некоторым удивлением отнеслись к нашей затее: ехать доб58 ЗРЛМ 59 АУЕ /6рых 700 километров - стоило ли? Могилев лежит в стороне от Минского шоссе, а вот на станциях техобслуживания в более близких к границе Кричеве, Костюковичах, Хотимске до 30-40 процентов заказов - от россиян. Раньше все эти станции входили в единую сеть. Теперь они приватизированы и держатся вроде в одиночку, но остатки прежних связей очень помогают им при закупке запчастей и оборудования. Кстати, к белорусскому автосервису проявил интерес концерн "Фольксваген" - на могилевской СТО открывается цех по ремонту очень популярных здесь "ауди" и "фольксвагенов", причем немецкая сторона вкладывает немалые деньги. Вернемся, однако, к нашей машине. Предварительное обсуждение цен шло вокруг прейскуранта Б-50 семидесятых годов, но с четырехзначными поправочными коэффициентами. Скажем, капитальный ремонт двигателя ВАЗ обойдется в пересчете на всем понятную валюту около $80 без деталей и $220-240 со всеми запчастями. Довольно привлекательно. С окраской сложнее. По прейскуранту она стоит, как ив столице, 2 миллиона рублей но уже белорусских, при курсе в ту пору 1:2,5, то есть в два с половиной раза дешевле. Но это по прейскуранту. Приемщик счел наш случай достаточно сложным и увеличил сумму в полтора раза - при том, что все расходные материалы мы купим сами. Экономическая выгода поездки, таким образом, сходила на нет, и мы слегким разочарованием собрались уезжать, когда друзья посоветовали частную фирму. Это было открытием казалось очевидным, что ее услуги должны обойтись еще дороже, чем СТО (по крайней мере, если там работают хорошие мастера). Удивительно, но факт: именно такие исполнители, работающие на современном оборудовании, берут вдвое дешевле "станционных" расценок. Правда, и здесь попросили купить расходные материалы - растворитель, грунтовку, шпатлевку и клейкую ленту, зато предложили подходящую краску. Как в любом популярном месте, была и очередь - машину следовало привезти через неделю. А пока поехали в Смоленск. Дорогу от Могилева до Смоленска я проезжал неоднократно. Ко всему вроде привык: и к резкому изменению качества покрытия на границе, и к коварным работникам ДА1 - белорусским гаишникам. До сих пор удивляет только энтузиазм велосипедистов в этих краях. Вот ив этот раз - ночь, метель, а несколько отважных людей, налегая на педали, продолжают свой опасный путь по дорогам общего пользования. В Смоленске мы тоже начали со станции. Поток машин здесь велик, приезжают и из Москвы, а цена - в точности такая, как на могилевской СТО. Мастеров мало, время ожидания соответственно больше. А вот частные фирмы не в пример белорусским - цены в них выше, чем в "государственном" сервисе. Поэтому частникам приходится крутиться и предлагать допол-