101
Опыт эксплуатации//ОКА /УНа четвертом году жизни самый маленький редакционный автомобиль отпраздновал юбилей - его пробег достиг 50000 км. Поздравим "Оку" и заодно вспомним славный жизненный путь "дорогого" юбиляра. О том, почему машина столь дорога владельцу, мы и поведем рассказ. Жизнь у нашей "Оки" была совсем не легкая - ведь ездили на ней круглогодично, почти каждый день! Пробег редакционного ВАЗ-1111 включил в себя как печально знаменитые московские пробки, так и испытания разбитыми дорогами ближнего Подмосковья. Дальний рейд на счету "Оки" один в Астрахань и обратно. Так что же представляет собой "пятидесятитысячная" "Ока" и чем был отмечен ее путь к этой дате? Кузов- испытание временем, дорогами, камнями и солью выдержал неплохо. Очаги коррозии появились лишь на капоте и по низу дверей. Здесь процесс идет наиболее активно. Несмотря на вентиляционные отдушины, в дверном коробе скапливается влага. "Шприц" из-под ведущих колес снял краску с передней части порогов. А вот днище достаточно чистое, сохранилась большая часть заводского покрытия. Одно из достоинств "Оки" в том, что "карманы" в верхней части передних крыльев, на других автомобилях вечно забитые грязью или снегом из-под колес, у нее закрыты пластиковыми щитками. Один из основных очагов коррозии таким образом ликвидирован. Лишь трех лет от роду (при пробеге более 45000 км) автомобиль впервые подвергся антикоррозионной обработке препаратом "Тектил". Это обошлось в $150, но такая трата ненапрасна. Однажды автомобилю довелось побывать участником небольшого ДТП. Последствия - замена решетки радиатора ($15) и передней фары ($30). Больше никаких работ по кузову не проводили. Сумма затрат-$195. Двигатель. Состояние нормальное, никаких признаков приближающейся старости не наблюдается. Мотор отлично пускался в сильные (до -25°С) морозы, хорошо тянет, расход масла минимальный. К 30-й тысяче расход масла возрос - пришлось заменить задний сальник коленвала($2 - деталь, $50 - работа). Тогда же поменяли катушку зажигания ($25), из-за внутреннего замыкания в которой автомобиль не желал заводиться. На 32-й тысяче отказал термостат. Новый обошелся в $15. Один раз регулировали зазоры клапанов на сервисе - $8. Под капотом вроде все. Итого-$100. Между 30000 и 40000 км заменили всю систему выпуска, кроме приемной трубы. Три детали (резонатор, глушитель и собственно выхлопная труба) обошлись в $90. Общие затраты по группе "двигатель"-$190. Трансмиссия. При пробеге 30000 км пришлось заменить диск сцепления ($22) и поставить новые чехлы наружных ШРУСов ($5 за пару). Спустя год, при пробеге 50000 км, вынуждены были менять растрескавшиеся чехлы на внутренних шарнирах ($6 за пару) и один порванный - на наружном ($3). К этому времени шарниры издавали при поворотах громкий хруст. Ревизия выявила повышенный износ сепараторов внешних ШРУСов. Новые шарниры в сборе обошлись в $110 за пару. Общие трансмиссионные затраты составили $146. Ходовая часть- наиболее слабое место "Оки". Здесь на 32-й тысяче меняли подшипник задней ступицы ($5) и дважды, на 30-й и 50-й тысяче километров, - передней, причем сначала левый, потом правый. Первый - по причине износа беговой дорожки, второй - из-за трещины внутренней обоймы. Передние подшипники обошлись в $20. На 35-й тысяче застучала шаровая опора. Заменили обе, поставив ради эксперимента детали турецкого производства ($12 за пару). До сих пор работают нормально. На сегодняшний день требуют замены задние амортизаторы. Это будет сделано в ближайшее время, поэтому расходы внесу в список. Цена пары амортизаторов - $60. Дважды регулировали "сходразвал" - $25. Итого - $122. Тормоза. Задние колодки заменили лишь единожды при пробеге 30000 км. Обошлись они в $15. Зато передним тормозам досталось. Ведь ездила машина по большей части в городе, в режиме "разгонторможение". Колодки меняли трижды: на 18-й, 30-й и 48-й тысяче километров. Три комплекта стоили около $30. Дважды заклинивал поршень в переднем суппорте. Первый раз меняли узел в сборе ($30),второй раз отделались переборкой, купив ремкомплект ($5). От жизни такой преждевременно скончались тормозные диски. Их толщина не превышала 5,6 мм при допустимом минимуме 7,8 мм. Замена обошлась в $35. Всего тормоза "съели" $115. Рулевое управление. Замена одна, зато какая. К 35000 км появился заметный люфт в рулевом управлении. Наконечники рулевых тяг оказались исправными. Виновницей была рейка. Новая стоила около $90. Колеса, шины - настоящая головная боль. За 50000 км пришлось купить шесть колесных дисков взамен деформированных, затратив около $80. Родная "резина" вышла из строя традиционно быстро из-за разрушения корда. Второй комплект Би308 вообще почти не ходил: на боковинах покрышек сразу появились глубокие окружные трещины и, опасаясь за автомобиль и собственные головы, сей товар мы немедленно сняли с пробега. $120 вылетели в трубу. Сегодня "Ока" обута в универсальные шины "Росита" Нижнекамского завода. Считаем, что $150 (комплект) приемлемая цена за отличное поведение машины на снегу и "каше", малую шумность на асфальте, улучшенную проходимость. На колесные дела ушло $350. Электрооборудование- это дешево. Не считая фары, указанной в разделе "кузов", меняли звуковой сигнал ($7) и насос омывателя ($20). Несколько копеечных лампочек не в счет. Итого - каких-то $27. Подведем итог. Общие затраты на запасные части и ремонт за три с лишним года и 50000 км пробега составили $1235. Если добавить стоимость масла, фильтров, свечей и других расходных материалов, не учтенных в данном обзоре, выйдет без малого полторы тысячи долларов. Много это или мало, учитывая, что новая "Ока" сегодня стоит $3600? В "паркетных" условиях маленькая машина наверняка окажется дешевле своих больших собратьев, особенно учитывая расход топлива. Наш ВАЗ1111 потреблял в среднем в городе не более 7 л/100 км, на трассе с полной нагрузкой - около 5,5 л/100 км. В реальных же условиях, когда дороги порой лишь с натяжкой можно назвать дорогами, "малышу", конечно, достается - и затраты растут. Игорь ТВЕРДУНОВЗА РУЛЕМ 5/96101