Для вас и вашей машиныЗАЖИГАНИЕ... ПРОТИВ УГОНЩИКОВСистема зажигания не дает покоя изобретателям-профессионалам и любителям. Действительно, в ней есть что усовершенствовать. Наш журнал постоянно знакомит читателей с новыми разработками в этой области. Сегодня речь пойдет о системах зажигания для отечественных машин, которые наделены еще и противоугонной функцией. тичный вариант" - бесконтактные системы зажигания (БСЗ). Очевидно, что частичное решение предполагает и частичный результат. Но все-таки бесконтактные системы позволяют получить большую энергию разряда, а значит, лучшие пусковые качества. БСЗ хороши для двигателей последнего поколения, с высокой степенью сжатия и смесеобразованиеммашины тоже просто, даже если они снабжены блокировкой зажигания или, как говорят в народе, "секретками". Ведь основа поточного производства взаимозаменяемость. Это значит, что заблаговременно припасенный пучок проводов позволит обойти козни блокировки. Вот и укатывают престижные машины из-под носа у владельцев... А можно ли добиться от системы зажигания большего на противоугонной ниве? Ответом на этот вопрос стала БСЗ "Геракл" для ВАЗ-2108, -2109, выпускаемая ТОО "Озон". В ней коммутатор разделен на две части - собственно коммутатор и низковольтный блок управления дешифровкой (рис. 2). Последний устанавливают в легкодосНапомним читателям достоинства и недостатки стандартных систем зажигания, которые монтируют на отечественные автомобили. Старая добрая контактная система по-прежнему имеет немало поклонников, и тому есть причины: простая схема, минимум проводов; давно освоена и хорошо знакома большинству автомобилистов. Благодаря простым методам диагностики и ремонта она позволяет справиться с поломкой в пути ив девяти случаях из десяти добраться до дома своим ходом. Впрочем, такая система не лишена и больших недостатков. Ведь контакты не позволяют увеличить энергию искры, из-за чего неизбежны пропуски воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, особенно при холодном пуске. Кроме того, она обладает врожденной неточностью, обусловленной зазорами между деталями прерывателя-распределителя, которая увеличивается по мере износа контактов, кулачка и других деталей. А ведь некоторые двигатели (ВАЗ, УЗАМ-331) весьма чувствительны к точности момента зажигания. Что же до третьего недостатка, то он прямое продолжение главного достоинства контактного зажигания - простоты. Для пуска двигателя угонщику достаточно пяти минут: взял два куска провода, да ткнул в нужное место на стартере гаечным ключом - и пожалуйста, мотор уже работает! Кардинальное решение проблемы - микропроцессорные системы управления двигателем, контролирующие не только зажигание, но и смесеобразование. Они всем хороши, но... Помните, за что получил срок небезызвестный Василий Алибабаевич из фильма "Джентльмены удачи"? Не любят микропроцессорные системы такое топливо, ох не любят... Здесь, по-видимому, кроется одна из причин, почему отечественные заводы предпочитают "час28 ЗРЛМ 59 АУЕ /6Рис. 1. Так выглядит бесконтактная система зажигания: 1 - электронный коммутатор; 2 - катушка зажигания; 3 - пучок проводов; 4 датчик-распределитель; 5 - свечи зажигания.Рис. 2. БСЗ "Геракл" снабжена своего рода "секреткой" и к тому же октан-корректором. В этой конструкции все элементы специально разунифицированы с серийными. Коммутатор "Геракла" состоит из двух блоков, один из которых обеспечивает секретность: 1 - коммутатор; 2 - провод "массы"; 3 - провод к катушке; 4 - к датчику-распределителю; 5 - "секретный" блок; 6 - тумблер октан-корректора; 7 съемная "фишка"-ключ.при большем, чем у предшественников, избытке воздуха. Иными словами, обедненную смесь приходится поджигать более мощной искрой. Точность работы достигается простой заменой узла "кулачок-контакты" на датчик Холла (схема БСЗ на рис. 1). Но и этого вполне достаточно, чтобы процесс соответствовал современным нормам. Однако автозаводы монтируют БСЗ далеко не на все машины, в основном на последние модели. Угнать этитупном для водителя месте, но обычно не на виду. Он снабжен съемной "фишкой" - активным ключом, внутри которого находится часть схемы, строго индивидуальная для каждого экземпляра системы. Корпус коммутатора тот же самый, что на бесконтактных системах "восьмерок" и "девяток". А потому отличить установленный на автомобиль "Геракл" от штатной системы по внешнему виду почти невозможно. Да и датчик-распределитель "Геракла" выгля-