ПутешествияВеликий Устюг был голубой мечтой в наших планах автопутешествий на протяжении многих лет. За это время мы посещали и более отдаленные края, но старинный город на красавице реке Сухоне все откладывался. Наконец, родился план путешествия. знак ограничения скорости - 60 км/ч. Едем вперед в никуда. Сумерки, по краям обгоревшие стволы деревьев, черная грязь, болото, брошенная ржавая техника. Впечатление очень напоминающее "Зону" из известного фильма А. Тарковского "Сталкер". Но вот "лежневка" внезапно кончилась. На финише 60-километрового пробега - небольшая грязная площадка с будкой, на которой ничего, кроме пустых бутылок, нет, да еще рядом экскаватор с поднятым ковшом. Людей - никого. Дальше шло нечто, чему трудно подобрать слова. Глина, изрытая в разных направлениях бороздами по метру глубиной, переходящая местами в болотистые ямы. Стало ясно, что любой ко-КАК МЫ НЕ ДОЕХАЛИ ДО ВЕЛИКОГО УСТЮГА"Дороги трудны, но хуже без дорог"... Ю. Визбор Из центра России в В. Устюг можно приехать с разных сторон. Но все маршруты сводятся к двум вариантам подъезда к городу Никольску - общей исходной точке : с запада через Тотьму ис юга - через Шарью. Внимательно изучив довольно свежий Атлас автомобильных дорог (1993 г.), пришли к выводу, что эти два подъезда равнозначны. И в том, и в другом случае дороги республиканского значения, и тут, и там на границе областей имеется небольшой участок, изображенный на карте двойной линией (фунтовая дорога). Хотя из опыта предыдущих путешествий мы представляли, что можно ожидать от "двойной линии", но сухая погода, да и разговоры о начавшемся прогрессе в дорожном строительстве вселяли определенную уверенность. Поскольку маршрут Москва-Вологда был нами неоднократно пройден, выбрали второй вариант и отправились через Ивановскую область, чтобы подъехать к Никольску с юга. Последний крупный населенный пункт перед ним - город Пыщуг на севере Костромской области. Въехав в него еще засветло (хотя во время белых ночей это понятие неопределенное) и предвкушая встречу с "голубой мечтой" (до В.Устюга оставалось 233 км), все же для верности спросили у прохожего, правильно ли мы едем в Никольск. Ответ привел в смятение: "Едетето вы правильно, но время выбрали неудачное - дорога до Никольска есть только зимой". Как-то не укладывалось в голове, что тщательно спланированный маршрут, не вызывавший сомнений, оборвался и 1300 км мы проехали лишь для того, чтобы в этом убедиться.Дабы немного успокоиться, покружили вокруг Пыщуга. Так не хотелось сдаваться! Ведь все-таки мы не на "Мерседесе", а на "Запорожце", да еще вдобавок с лебедкой. Стали расспрашивать жителей деревень, можно ли как-то проехать. Одни говорили, что это гиблая затея, другие - что видели машины, приехавшие "оттуда". Подсказали исходную позицию старта. Оказалось, что прямой, как в Атласе, дороги, идущей на север к Никольску, вообще нет, а нужно повернуть на северо-восток по шоссе в направлении Павино - Вохма. Так мы и сделали. Через 30 км от Пыщуга съехали с шоссе на "лежневку", которая проложена в лесной просеке для заготовки леса. Она представляет собой колею из двух ниток бетонных плит, разбитых, с торчащими высокими стальными прутьями арматуры. Широкая колея рассчитана на КрАЗы, и проехать по ней на легковушке можно только в "полколеса". Не удержишь колею, рухнешь в яму между плитами. Как насмешка выглядит одинокий&л4£амир Моск€<>Схема маршрута автора. Стрелками показан путь "до упора" и обратно. лесной машине здесь делать нечего. И мы отступили. Вернувшись в Пыщуг, обратились в ГАИ за разъяснением. Капитан, вышедший нам навстречу, увидев у нас в руках Атлас автомобильных дорог, стал слегка подергиваться. Причину этого мы поняли, когда он с негодованием стал рассказывать, как ему приходится на дню по нескольку раз объяснять незадачливым водителям, что Атлас врет и что дороги на Никольск нет. В этой ситуации оказываются не только вольные путешественники, вроде нас, но и люди, едущие на север через Никольск целевым назначением, в62ЗА РУЛЕМ 5/96