нервы у всех натянуты и подобного испытания часто не выдерживают. Еще раз вернемся к перекрестку. При повороте направо (налево) сразу нескольких рядов машин будьте особенно внимательны к своим соседям справа и слева - "коридор" может неожиданно сузиться. Одна из самых трудных ситуаций для вас - поворот направо из первой полосы, вплотную к высокому бордюру, а то и бетонному ограждению какой-нибудь стройплощадки, когда слева наваливается "доброжелательный" сосед. Например на грузовике. Тут может подстерегать неприятный сюрприз: опасаясь, что щель захлопнется, вы резко тормозите, а водитель грузовика этого не замечает - проезжает по своей "траектории" еще два-три метра, затем наезжает задним правым колесом на ваш автомобиль. Именно так однажды помяли редакционную "девятку". В этом одна из особенностей движения по криволинейной траектории на прямой грузовик вас вряд ли зацепил бы... ОШИБКИ ПРИ ОБГОНЕ Опять начну с перекрестка. Вы, вероятно, неплохо усвоили свои права - с этим у обучающихся проблем не бывает. Хуже с обязанностями... Итак, пункт 11.5 ПДД дает вам право обгонять кого угодно на нерегулируемом перекрестке, когда вы на главной дороге. Все ясно и просто. Но вряд ли стоит злоупотреблять здесь своим правом на обгон. Более того, с учетом наших мрачных реалий я бы советовал вам запретить себе подобные обгоны! Спросите, почему? Вообразите ситуацию: у самого перекрестка вы завершаете обгон грузовика - он непрозрачный, за ним ничего не видно. В этом и загвоздка: справа, наперерез грузовику и вам, вылетает кто-то третий... Виновным в трагедии, конечно, окажется этот третий, но вам-то не легче. Не тот у нас "моральный климат" дороги, чтобы слепо полагаться на дисциплину кого бы то ни было. Помните прежние беседы? Очень часто нам не хватает умения ездить экономно, разумно. Вот вы едете с вполне достаточной скоростью на вашей "девятке", а сзади ктото наседает на такой же - и так ему хочется обогнать вас, будто от этого зависят судьбы всей планеты. Наконец, рискуя разбросать последние болты, "гонщик" с этой задачей справляется, после чего, лихо вас "подрезав", тормозит и сворачивает в родной двор... Зачем обгонял? Что, кроме дури, продемонстрировал? 68 ЗРЛМ 59 АУЕ /6(Иногда и от "крутых" бывает польза. Однажды мой сосед вот так же обогнал компанию Измайловских "братков". Те рассердились и... провели с ним "беседу", которую он вряд ли забудет!) Если вы завзятый любитель больших скоростей, которого запреты не волнуют, помните об одной важной закономерности: обгон тем опасней, чем меньше разница скоростей обгоняющего и обгоняемого и чем больше сами эти скорости. Если вы едете со скоростью 120 км/ч и обгоняете едущего со скоростью 90 км/ч, время, затраченное на обгон, вполне приемлемое. И опасность маневра умеренная. Но вообразите, что вы, развив скорость 160 км/ч, едва-едва настигаете "соперника", с разницей километров в пять... Что получится? Опережая обгоняемого такими "пешеходными" темпами, представьте, сколько времени вам понадобилось бы, чтобы одолеть метров 50-60 пешком... Секунд сорок? Теперь прикиньте, какой путь пройдет ваш автомобиль за 40 секунд при скорости 160 км/ч... Оказывается, почти 1800 метров! Если дорога узкая, с одной полосой в каждом направлении, финал может оказаться печальным, если навстречу едут другие "мастера-гонщики"... Максимальные скорости двух однотипных машин, если они исправны, отличаются несущественно. (Почему, мы не раз объясняли. Это определяется формой кривых "потребной" и "располагаемой" мощностей - вспомните разговор в журнале (1996, № 8). Вот отчего опасно ввязываться в лихие обгоны при скоростях, близких к максимальным. ЛОЖНУЮ РОМАНТИКУ - ДОЛОЙ! Привыкните к мысли, что в ваших руках вовсе не автомобиль, а белоснежный красавец корабль, на борту которого тысяча человек экипажа и пассажиров... И ваша задача как капитана - вести корабль расчетливо, разумно, чтобы вовремя прибыть в порт назначения. Это поможет вам, въехав в полосу тумана, сбавить скорость до безопасной величины, не искушать судьбу гонкой и обгонами на "закрытых" поворотах, не реагировать на провокации других "гонщиков". Лето - пора отпусков. Кто-то наверняка посоветует ехать к местам отдыха по ночам: мол, дороги "свободней", а воздух прохладней. Отбросьте эту бредовую идею - нет ничего опасней ночной езды. Именно ночью, на "пустых" дорогах происходят самые страшные катастрофы - каждый надеется, что он на трассе один... Словом будьте благоразумны за рулем!... но, к счастью не трагическое. Хотя оставался, кажется, всего один шаг и.. Уф! Пронесло! Только страху натерпелся. Сколько раз в жизни каждого водителя бывало такое. О сложных ситуаци ях на дороге, из которых удалось (пусть по счастливой случайности) выйти без потерь, не считая невосполнимых нервных клеток, поведает новая рубрика.ПО ЛЯГУШКАМЕХАЛ ДОМВологодская область, север, бурелом, дремучие леса, болота. По сей "курортной*' местности идет неширокое асфальтированное шоссе. Населенные пункты встречаются редко; покрытие дороги, по меркам российской глубинки, неплохое, машин мало - катись в свое удовольствие, наслаждайся природой. Эта самая природа и преподнесла первый сюрприз: с наступлением сумерек на шоссе выбрались лягушки. Сначала по асфальту прыгали единичные экземпляры земноводных, которых я пытался старательно объезжать (живые все-таки существа), но через некоторое время буквально вся дорога прыгала в свете фар. Про любовь к животным пришлось забыть. Непонятно, какая сила подвинула квакающую братию на столь массовую миграцию, но на нервы водителю езда по трупикам действует достаточно сильно. Да еще небесная канцелярия, разгневавшись за массовое убийство божьих тварей, "открыла крантик", и на грешную землю посыпал серый нудный дождь. Тут-то и возникли подозрения, что субстанция из мокрых, спрессованных колесами лягушек может оказаться достаточно скользкой. Через несколько часов случилось то самое "страшное", которое помогло проверить это предположение. За пеленой дождя показались фары встречной машины. Различив четыре глаза, сделал вывод: скорее всего, тоже "шестерка", причем идет, паразит, на "дальнем" и в ус не дует. Ан нет: скорее, не идет, а стоит. Решив преподать нахалу урок вежливости, выключаю на своей "шестьдесят первой" дальний свет. Оппонент делает то же самое, причем одновременно, как в зеркале... Зеркало! В следующий момент между мной и встречной машиной в свете фар заиграла рябь на воде, а "автомобиль" оказался одиноким строением, стоящим на противоположном берегу небольшого пруда. В его единственном окне и отражались фары моей машины. Тормозим! Причем "в пол" и на лягушках. А где же дорога, если прямо - водоем? Ага, вот она, уходит налево, причем поворот градусов этак на девяносто. Погасив экстренным торможением скорость и "подоткнув" низшую передачу, ухитряюсь, не улетев в водоем и не зацепив кислую, скользкую обочину. "впихнуть" "Жигули" в поворот. Лягушки оказались не такими уж скользкими. с гололедом не сравнить, а вот дом может ездить, причем с дальним светом. Это точно. Игорь ТВЕРДУНОВ