52
53
тя все торговцы имеют соответствующие патенты и хоть какой-то частью дохода с государством делятся. Я вовсе не идеализирую ситуацию - проблем хватает ив торговле, и в сервисе. К тому же у всякого города свои характерные особенности. В Казани, например, развито машиностроение, а значит, есть квалифицированные кадры. В то же время она куда меньше Москвы. До всех российских автозаводов, как уже говорилось, близко. А еще - широко "разрекламированный" прессой бандитский "казанский феномен". Провозглашенное пре-ВАЗа не было списано в утиль ни одного автомобиля. Утверждение хоть и лукавое, но от истины не сильно далекое. Ведь в тогдашней распределительной системе купить новый автомобиль было практически невозможно - оттого владелец всеми правдами и неправдами старался продлить жизнь своему старичку. Самым дефицитным, несмотря на дороговизну, был кузов. Нигде в мире не станут заменять сгнивший кузов - слишком дорого. А вот на днях увидел объявление в газете: "Продаем кузова". Позвонил - действительно, продают. Но больше привозить не будут: товар оказался неликвидным... Конечно, толкучки с запасными частями - это плохо. На Западе подобные рынки называют блошиными. Нормальный покупатель не позарится в таком месте, скажем, на подшипник, пусть даже и задешево. Резонные сомнения вызовет и предложение купить шину, исходящее от... завода железобетонных изделий. Все так. И у нас тоже будет так. Потому что организованный базар - это крупный шаг к норме. Ведь Наглядная реклама средства от проколов делает свое дело.ЧЕРЕЗ ГОД ЗА ПОЛЦЕНЫКогда мы выбираем автомобиль, то больше всего интересуемся двумя факторами - его техническими характеристиками и ценой. В общем-то, в нашей стране, особенно до недавнего времени, очень ломать голову не приходилось. О десятке выпускаемых у нас моделей мы и так все знали, цены тоже неожиданностей не преподносили - вот и брали, "что дают". Иностранный покупатель в этом отношении гораздо искушеннее нашего. И автомобилей - толстенные каталоги, и тонкостей в их выборе много больше. Одна из важных характеристик продающихся авто - тенденция их обесценивания на рынке. В Великобритании, например, каждый год составляется список обесценивающихся моделей массового производства. Делается это для того, чтобы покупатели точно могли знать, какой будет цена автомобиля через год, и, опираясь на эту информацию, принимали решение. Очевидно, что больше всего цена уменьшается за первый год эксплуатации машины. Мало кто может удержать 75% первоначальной цены. К тому же перенасыщенность рынка является "убийцей" остаточной стоимости. Впрочем, это вовсе не значит, что стремительнее всего дешевеют самые плохие модели. Непопулярные автомобили, теряющие полцены, как только покидают автосалон, в наши дни встречаются все реже. Поэтому сильно обесценивающимися можно считать те, что за первый год теряют не менее 40% цены. Среди них (мы поместили их в графу, условно названную "худшие") есть и устаревшие, ненадежные и плохо сконструированные модели. Но есть и привлекательные, настоящие "лакомые куски" для охотников за подержанными машинами. Такие прекрасные автомобили, как "Пежо-605", "Ситроен-ХМ" и "Мицубиси-Сигма", - отличная возможность сделать дешевую и добротную покупку. Как ни странно, довольно быстро обесцениваются и дорогостоящие автомобили с большим объемом двигателя. А вот престижные автомобили, имеющие высокое качество и малое предложение, теряют в цене медленнее. Среди наименее обесценивающихся (они - в графе, условно названной "лучшие") - и высококачественные машины малого объема двигателя. Модные новые модели массового производства часто появляются в этой графе, но исчезают из нее с ростом рыночного предложения.Ф _зидентом Шаймиевым "мягкое вхождение в рынок", несколько замедлившее предпринимательскую активность. В горняцком городке или аграрном райцентре, равно как в портовом городе или мегаполисе вроде Москвы условия могут различаться весьма значительно. Но в том-то и дело, что рынок, включая свои регуляторы, сделает обстановку везде НОРМАЛЬНОЙ. Разной, но нормальной. Приведу еще пример. Одно время говорили, что за 20 лет существования 52 ЗА РУЛЕМ 5/96позади уже остались и жесткая распределительная система с сопутствующим ей подпольным, а соответственно, дорогим и криминогенным рынком. Да и беспредельную вольницу неорганизованного базара миновали. Если дальше двигаться так же и туда же, то, глядишь, через пару лет будем покупать и обслуживать машины у квалифицированных дилеров. А дефицита запасных частей у нас и правда нет. И не будет. Забудьте это слово. РынокТемпы обесценивания некоторых популярных моделей (цены в долларах США) Марка и модель "Альфа-Ромео-331,51Е" "Альфа-Ромео-33 IE (универсал) "Альфа-Ромео-155 1,8i L Твин Спарк" "Альфа-Ромео-164 2.5 td Супер" "Ауди-80 1,6i Аван" "Ауди-80 2.0 Е Аван" "Ауди-купе 2.0 Е" BMB-320i 24V BMB-325td BMB-520i 24V BMB-540i/286 л.с. БМВ-7401/286Л.С. BMB-750i/300 Л.С. "CmpoeH-AX1.4iGTI" "Ситроен-ZX 1,41 Авантаж" "Ситроен-Ксантия 1,6i X" "Ситроен-ХМ 2,0 turbo Эксклюзив" "ФИАТ-Чинквеченто 700 ED" ФИАТ-Панда 1100 i.e. Кантри Клуб" -ФИАТ-Пунто 55 SX" "ФИАТ-Пунто 75 ELX" •ФИАТ-Пунто турбодизель ELX" "ФИАТ-ТипоШ.е. S" "Форд-Фиеста 1,3" "Форд-Фиеста 1.3" "Форд-Фиеста 1,8 D EGR" "Форд-Эскорт 1,8i 16V Гиа" "Форд-Мондео 2.0i 16V Гиа" (универсал) "Форд-Мондео 1,8 TD EGR GLX (универсал) "Мазда-121 1,3i 16V LX Кабрио Топ" "Ma3fla-MX-31,8iV6 24V" "Мерседес-С180 Классик" "Мерседес-С200 Элеганс' "Мерседес-С250 Элеганс" дизель "Мерседес-С250 Элеганс" дизель "Мерседес-S 500" "Мерседес-SL 320" "Мерседес-SL 320" "Мицубиси-Спейс Раннер 1,8i 16V GLX" "Мицубиси-Спейс Вагон 2.0i 16V 4WD GLX" "Ниссан-Микра 1.3i 16V SLX" "Ниссан-Блюберд 1,6 LX" "Ниссан-Серена 1,6i 16V SLX" 'Onenb-Kopca1,6i16VGSi" "Опель-Астра 1.41 QL" "Опель-Калибра 2.Qi 16V" "Пежо-loeXN" "Пежо-IOeXN" "Пежо-1061.3i Rallye" "Пежо-405 1.9 турбодизель GRD" "Пежо-405 1,9 турбодизель GRD" (универсал) "Рено-Твинго" "Рено-Клио 1,2i" "Рено-Клио 1,41" "Рено-Шафран 2,0Si 12V RXE" 'Рено-Эспас 2,0i RT CAAB-900 2,0i16VSE СААБ-9000 i турбо 16V CS "Фольксваген-Поло 45 Фокс" "Фольксваген-Гольф GTI" "Фольксваген-Венто CL 1.8" "Фольксваген-Пассат CL 2,0" "Фольксваген-Гольф кабриолет 1,8 "Вольво-440 i турбо" "Вольво-460 i турбо" ' Вольво-940 2.4 TD"(универсал) Год выпуска и процент потери цены % п. цены 1993 1992 % п.цены 7860 8240 13080 19500 13836 16100 15030 22260 20380 21820 32070 34570 40460 7740 8240 11640 18180 4720 8180 8430 9310 9180 7420 6540 8750 6730 9250 15410 14090 7920 15470 20500 23960 22750 84280 85540 16920 20130 9060 9430 15600 12330 11070 22330 7610 9430 14400 16230 8110 8930 9811 25100 21950 23960 27360 18,8 11,7 25.3 26.8 23.9 26,2 21,5 22,2 23.8 20.8 27.4 27.2 32,5 29,5 16,5 26,4 23.2 26.5 24,7 22.7 24.7 78620 81760 84890 15850 18870 8550 8870 14530 11320 10200 20690 6980 8320 8680 12830 14470 7740 8180 9060 21890 20630 22390 25470 8500 16821 14890 21260 16790 17490 22330 3,4 29,4 26,5 29 20250 15660 16350 20380 24,2 15.6 27 30 31.4 28,2 30,5 26,8 28,5 29.8 26,6 33.4 30,8 33 40 37,1 20,4 32,6 29 35.9 29,2 27,7 29.9 34.2 32,6 30,4 7.9 34.2 31,3 35,2 66040 70440 74540 13770 16350 7420 7670 12580 9870 7610 17740 6040 7500 7480 10310 11570 6920 6670 7360 19430 17990 19060 21760 7750 15290 13070 13680 18050 12520 13080 16040 47,9 43,9 37 30,3 38,7 41,3 45,2 30.3 32.5 42.5 45,4 53 57,7 47,7 43,4 39,3 50,7 38 38,5 34,2 30,8 36.25 45.5 51.9 39 44,8 45,3 32,3 38,1 44,3 39,5 26,5 29,6 37,5 36.4 27.3 36 39.2 40.5 37.6 39,9 36.7 37.7 47.6 37 42,4 37,7 42.3 51.8 49,7 28.8 45.1 42.4 43.1 38,3 38.5 40 1 40 36.7 38.9 44.9 18 47.4 45 49 11260 11760 52.7 50.6 10000 10380 57,9 56.4 8740 9060 64,4 61,9 19690 7070 13640 11250 11820 45,8 45,3 43.5 47,3 52,4 10460 57.9 9250 62.8 17420 6390 12290 52,1 50.5 49 5571 56,9 17480 16230 48.8 44,3 14470 50,4 9180 10320 57 55.2 9120 6860 15540 5470 6460 42,4 52,8 44,9 47.8 46.3 6100 13840 58 50,9 12140 57 12700 15720 6730 6920 43.9 42.8 43,4 45,8 11380 49,8 20700 43,1 17610 51,6 15860 56,4 7110 13960 50 45.4 6290 12390 55,8 51,6 8110 52,1 7860 45.2 7040 50,9 6670 51 5970 56,2 16350 4280 7360 55.7 43,8 44,7 7040 7360 11820 18870 13900 13580 19560 17990 19750 26360 29500 32320 6980 7420 53 3 49,9 43,1 32,5 49,3 50,5 38,8 40,4 47,6 55,1 59.9 66.2 52.9 49 25460 73,4 19710 79,4 11320 17610 16040 17170 58,8 44.9 46,9 54,7 15160 60 16980 39,27 Цена нов, 15090 14690 20780 27960 22590 27410 27450 31950 30190 37930 58720 73570 95710 14810 14560 19180 36920 7610 13301 12075 13460 14400 13620 13600 14350 12200 16920 22780 22770 14220 25590 27890 33740 34025 36400 103770 96850 116480 22660 27500 11900 12770 19870 15840 14530 28200 10480 12030 12960 21380 23020 9720 12140 12770 34150 29150 30980 36350 12921 24140 21380 24850 22000 23800 23800 31450 8990 13080 19180 17920 10310 19690 24720 28930 29250 26.3 22,7 15,8 21.3 27.5 23 11.4 14.3 14 9750 10440 14780 28620 5980 9750 10000 11130 11570 9690 8550 34,2 28,3 22,9 22,4 21,4 26,7 17,2 17,3 19,7 28.9 37,1 1995 10310 10380 15980 22200 17930 20190 19120 25790 25160 28620 % п. цены 31,7 29,30 23,1 20,6 20,6 26.3 30.3 192 16,7 24,5 1994 9430 9690 14210 20760 16860 18930 17930 25031 22770 26100 35390 40070 48290 9120 9750 13270 25850 5470 9180 9430 10380 10570 8870 7740 9930 8490 10880 17800 16730 • 9620 18490 22960 26730 26730 % п. цены 37,5 34 31,6 25,8 25,4 30,9 34,7 21,7 24,6 31.1 39,7 45,5 49,5 38,4 33 30,8 30 28,1 31 22.6 22,9 26,6 34,9 43 30,8 30,4 35,7 21,9 26.5 32.3 27,7 17.7 20.8 21,4 1991 6230 % п. цены 58,7 1990 % п. ценыПОТЕРЯ ЦЕНЫ ЗА ПЕРВЫЙ ГОД Лучшие: "Мерседес" С-класса(180/220) - 18%: "БМВ-316/318-компакт" - 18%; "Мерседес-220ТЕ"(унив.) - 19%; "БМВ-318-купе" - 19%; "Порше-968-клуб спорт" - 20%; "Фольксваген-Поло-1,3L" - 21 %; "ФИАТ-Пунто-553" - 22%; "Ауди-Аб 2,0" - 23%; "ФИАТ-Чинквеченто" - 23%; "Хонда-Сивик-LSi" - 24%; "Ma3fla-323F GLX" - 25%. Худшие: "Пежо-бОб-З.ОБУЕ" - 53%; "Мицубиси-Сиша" - 50%; "ФИАТ-Темпра-2.0 SLX" - 47%: "Пежо-405 GTX" - 45%; "Рено-Шафран-3,0" - 44%; "Лада-Самара-1500" 44%: "Ровер-827 SLi" - 42%; "СЕАТ-Толедо-1.8 GTi" - 42%: "Ниссан-Максима-QX 3,0" - 40%; "Ситроен-ХМ-турбо" - 40%; "Вольво-960" - 40%. Самые популярные: "Фольксваген-Гольф-1,6 CL" - 28%; "Воксхолл-Астра-1,4 LS" - 30%; "Форд-Фиеста-1,1 LX"-31%; "Воксхолл-Корса-1.2 LS" - 32%; "Форд-Мондео1,8 LX" - 33%; "Пежо-306 XR" - 35%: "Форд-Эскорт-1,4 LX" - 37%; "Ниссан-Примера-1.6LX - 38%; "Ровер-414 SLi" - 39%. ЗА РУЛЕМ 5/96 53