Проблемы и сужденияДИРЕКТОР, НЕ ЖМИ НА ТОРМОЗА!..Пессимисты говорят, что наш автопром летит в пропасть. Оптимисты - что он зашел в тупик. Отвечая на вопрос "почему?", руководители заводов называют уйму причин. Кроме одной. По воле случая она открылась мне в Запорожье, на совещании украинских автопромовских директоров. Из семидесяти директоров почти все были настроены стенать и сетовать. Ругали энергетиков и металлургов за беспредельные цены. А правительство — за нежелание кормить заводы из бюджета. Положение украинской автомобильной промышленности действительно крайне тяжелое. Выпуск легковых автомобилей в прошлом году сократился по сравнению с 1994-м на 47 % , грузовиков - на 36%. У заводов нет оборотных средств. Средняя зарплата эквивалентна 35 долларам США, да и ту выдают с задержкой на пару месяцев. Где же выход? Коллективный разум семидесяти директоров возмущенно кипел, но не родил ничего. Конкретных предложений оказалось два: напечатав деньги, раздать их заводам и установить твердые, государственные цены на энергоносители. Один из участников совещания в Запорожье был откровеннее всех: предложил устанавливать твердую цену на автомобиль и из нее исходить, "устанавливая" стоимость всего остального - комплектующих изделий, материалов, сырья. И значит, взять под госконтроль практически все цены, восстановив командно-распределительную систему бюрократического социализма. Кто-кто, а многие директора испытывают по нему жуткую ностальгию. Увы, нормальные экономические методы управления большинству директоров автопрома, как правило, недоступны. Приведу несколько характерных высказываний, прозву6 ЗА РУЛЕМ 5/96цчавших на совещании: "Это самое "Дэу", как Чингизхан, идет на Европу. Д умаете , они берут технологией? Вранье! Они берут продолжительностью рабочего дня, 10часовой рабочей сменой!" "По опыту Польши и Чехии видно, что такое зарубежные инвесторы: большинство предприятий были куплены ими и закрыты". "Мы установили в Германии контакты с БМВ. Но они выставляют свои условия - без прибыли работать не хотят". Выступивший на совещании профсоюзный лидер призвал собирать подписи за отставку премьер-министра и президента. Я безуспешно пробовал выяснить, где он был со своей боевитостью во время переговоров "АвтоЗАЗа" и "Дэу". Украинский профсоюз даже не пытался добиваться для автозаводцев социальных гарантий при создании СП... Степан Кравчун, недавний генеральный Запорожского автозавода, сидел в президиуме совещания, но все уже знали фамилию его преемника: Александр Сотников, в прошлом финансовый директор "АвтоЗАЗа". Возраст - сорок с небольшим. На смену волевым командирам время призывает трезвых аналитиков?.. Леонид САПОЖНИКОВКонечно, от директора зависит многое. И очень хотелось бы, чтобы руководители предприятий (опять-таки, поддерживая линию уже новых партий и нового правительства) стали поголовно ярыми рыночниками. Только для этого нужно, чтобы рыночниками не на словах, а на деле были, в первую очередь, члены этого правительства. Ведь только для полных невежд рынок - стихия, в которой беспорядочно бултыхаются предприятия . На самом деле рыночная экономика - отлаженная, четко действующая система, управляет которой государство. Только методы управления не командно-административные, а экономические и законодательные. Но на просторах бывшего Союза все никак не перевернется с головы на ноги.Что было раньше? Налоги, в которые уходило по 90-96 копеек скаждого заработанного предприятием рубля. Централизованные фонды, из которых некий чиновник кого-то щедро наделял средствами, а кому-то показывал кукиш. Совмин, который решал, что где и как строить, и обосновывал целесообразность возведения предприятия-сборщика в Прибалтике, а его смежников - во Владивостоке и Тадж икистане . Зачастую состоятельность директора определялась умением "выбить" у начальства фонды, оборудование и приемлемый план. Министерские же чиновники принимали поклоны и взятки только за то, что сидели на дележке госсредств. Результат "социалистического хозяйствования": какие-то предприятия и отрасли, подпитываемые "сверху", жили болееменее благополучно, но многие заводы, а то и отрасли ветшали, работая на пределе возможностей устаревшего оборудования и технологий. Что стало сейчас? Государство, почувствовав несостоятельность созданной им экономики и близость краха промышленности, вместо того, чтобы творить новую экономическую модель, попросту умыло руки. Кстати, многие чиновники не остались внакладе и нынче, получив акции предприятий, в свое время принадлежавших их ведомствам. И в этом-то двусмысленность ситуации: государство, министерства, сменившие вывески на всякие "АО" и "концерны", нередко являясь совладельцами, не делают ничего для спасения "кровного" имущества. Делать же необходимо. Нет, не "кормить бюджетной грудью" предприятия, а создавать благоприятную почву для инвестиций. Изменять налоговую систему так, чтобы максимум заработанных заводом средств шел на его развитие. Формировать фондовый рынок, где господствовали бы не "пирамиды", а акции нормальных предприятий, и покупали бы их не спекулянты, а инвесторы... Можно сколько угодно клеить ярлыки (тоже, кстати, большевистская традиция). Но лучше все-таки задуматься: если не работает сцепление, газ и рулевое управление, что остается делать директорам? Увы - жать на тормоза.