122
123
124
МДМД ЮЙМВ АВТОМОБИЛЕВ течение многих лет продолжались производство и эксплуатация чисто "дюймовых" моделей на базе автомобилей "Форд-А" и "Форд-АА". Переведенные размеры легко угадываются после деления их миллиметровых значений на 25,4. Наиболее знаменитый в этом плане - диаметр окружности шпилек крепления колес 5 1/2", начиная от "Форда-А" и кончая современными "волгами" и УАЗами. Патриарх отечественного автомобилестроения ГАЗ-52, снятый с конвейера всего несколько лет назад, тысячи экземпляров которого еще долго будут ходить по нашим дорогам, - "живое" пособие для любителей автомобильной истории. Один лишь взгляд на современные рабочие чертежи его коробки передач (например, в альбоме 1977 года издания) вызывает у знатоков возглас восхищения. В миллиметрах указаны лишь некоторые длины и расстояния, а все ос ­ тальное - диаметры, закругления, фаски и пр. -дюймы, дюймы, дюймы... Завершаем начатый в предыдущем номере Антона УТКИНА о дюймовой системе мер. марки ЗАЗ и ЛуАЗ. Имеющие далекие "фиатовские" корни, эти машины развивались самобытно, в полной изоляции от внешнего мира, поэтому дюймы там - редкое исключение. Автомобили ВАЗ "итальянского" ряда были поставлены у нас на конвейер в почти первозданном виде. Несмотря на то, что Италия уже полтора века меряет миллиметрами, здесь полно дюймовых размеров. Это объясняется тем, что в условиях развитой рыночной экономики такие условности, как система мер, гораздо менее приоритетны, чем реальная экономическая выгода. И если в Европе ужеGOHMHG оимишламирассказздесь в миллиметры нет необходимости, поскольку автолюбителям редко приходится иметь дело с шариками. Полностью "дюймовые" подшипники на отечественных автомобилях уже стали редкостью. Большинство их применялось в коробках передач грузовиков ГАЗ прежних моделей. А для "жигулей" на ГПЗ-15 до сих пор выпускают некоторые "дюймовые" подшипники, например для карданных шарниров (крестовин). Они имеют наружный диаметр 15/16", а внутренний - 37/64". Также дюймовые на "жигулях" подшипники ступиц передних колес и задней опоры хвостовика главной пары.Таблица 1ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙНоминал Длина фактич.. мм Марки, модели автомобилей "Нива", 'Ока", ВАЗ-2104 (задний). УАЗ-31512; СЗД ЛуАЗ М-412; УАЗ-3741, -3303; ГАЗ-52, -53, -66; ЗИЛ-130, -131; "Урал-4320" ВАЗ-2101...-2107.-2121; ВАЗ-2108 (задний); М-2140; ЗАЗ-968 'Волга" Таврия" (задний) "Волга": РАФ-2203; КамАЗ; МАЗ-504; БелАЗ; ГАЗ-3307; КрАЗ; ПАЗ; КАвЗ тракторы, комбайны М-2141 ВАЗ-2108; "Ока"; "Газель"; РАФ-22038; ЗИЛ-4331; МАЗ-5337; ЛАЗ; ЛиАЗ "Таврия"11"11 1/2"280 295 300 330 360 380 410 460 500 53012" 13" 14" 15"Шарики для подшипников.16" 18"Автомобили "Москвич", напротив, всегда базировались только на метрических конструкциях таких фирм, как "Опель", европейский "Форд", БМВ, "Рено". Поэтому дюймовых размеров там практически нет. Кроме, конечно, конической резьбы, о которой мы еще будем говорить подробно. То же самое можно сказать и про20" 21"давным-давно освоены и производятся, скажем, двухдюймовые вкладыши, то зачем же итальянцам придумывать аналогичные, но метрические для ко ­ ренных шеек "жигулевского" коленвала?.. А вот на переднеприводных "самарах" дюймов уже поменьше. Здесь это только наследие некоторых "жигулевских" комплектующих. Разберем конкретные виды деталей и комплектующих изделий автомобилей, в которых встречаются размеры в дюймах. ПОДШИПНИКИ. Прежде всего шарики, большинство их распространенных типоразмеров традиционно "дюймовые". Это диаметры 5/32", 3/16", 1/4", 5/16" и др. Переводить ихЦепь.ПРИВОДНЫЕ ЦЕПИ в автомобилях, мотоциклах и прочей технике, за редким исключением, дюймовые. Это международный стандарт. Главный параметр приводной цепи - шаг всегда выражен в дюймах (кроме номинала 8 мм). Вот этот ряд: 3/8", 1/2", 5/8", 3/4", 1", 1 1/4", 1 1/2", 1 3/4", 2", 2 1/2", 3". Остальные размеры цепи (например, расстояние между внутренними пластинами или диаметр ролика) у самых старинных типоразмеров выражены в долях дюйма, кратных 2, у более поздних - в сотых до ­ лях дюйма, а вот у последних разработок - в миллиметрах. Соответственно, и звездочки для цепных передач нарезают дюймовыми фрезами. Для привода распредвала двигателей122 ЗРЛМ 59 АУЕ /6 _^13"-Щетка стеклоочистителя.применяется цепь с наименьшим дюймовым шагом - 3/8" (9,525 мм). Кстати, на зубчатых ремнях привода распредвалов также применяется только шаг 3/8". ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ. Длину этих изделий, выпускаемых специализированными фирмами, во всем мире принято обозначать в дюймах. В отличие от подшипников и цепей размеры здесь, разумеется, уже свободные, не строгие и разница в 5-7 мм от номинала несущественна. Длины "дворников" отечественных автомобилей приведены в табл. 1.ствующие им дюймовые номиналы. ДЮЙМОВЫЕ РЕЗЬБЫ. Еще лет 70 назад метрическая резьба была так же непривычна на автомобиле, как сейчас дюймовая. История резьбы вообще началась в начале про ­ шлого века с появлением английских то карных станков с ходовым винтом (до этого резьбу или отливали, или выпиливали вручную). Первую в мире стандартизованную взаимозаменяемую резьбу разработал английский инженер Джозеф Витворт (J. Whitword) в 1841 году. Ее наружный диаметр выражался в дюймах с долями до 1/16, а шаг - числом ниток на длине резьбы 1 дюйм. Например, 5/8"-11. Шаги резьбы Витворта за ­ метно крупнее, чем нормальной метрической резьбы. Например, вместо привычной у нас М8х1,25 там 5/16"—18 (то есть как бы М7,938x1,411). Не совсем удобный угол профиля этой резьбы -55°, вы-Таблица 2 ДИСКИ СЦЕПЛЕНИЯМодель автомобиля ВАЗ-1111 "Ока" ЗАЗ-965 ЗАЗ-1102 Таврия" "Москвич-408" ВАЗ-2108,-2109, ЗАЗ-968 ВАЗ-2101...-2107, -2121; М-412, -2140 ГАЗ-24, -31029; РАФ, "Газель" УАЗ, ГАЗ-21, ГАЗ-51 ГАЗ-52 ГАЗ-53, -66, -3707 ЗИЛ-130,-43366 МАЗ, КамАЗ Диаметр диска сцепления, мм Условный номинал 61/4" 6 1/2"160 170 180 184 190 200 225 254 280 300 342 3527"71/4" 7 1/2"8" 9"10" 11" 12"131/2"14"ДИСКИ СЦЕПЛЕНИЯ (фрикционные, ведомые) лишь условно можно назвать дюймовыми деталями. Конструкторы американских машин, естественно, всегда старались сделать наружный диаметр диска с целым числом дюймов или, в крайнем случае, с половинкой. В Европе, да иу нас в стране, этого уже давно перестали придерживаться. Из ныне выпускаемых российских моделей, пожалуй, только УАЗ, наследник "Форда", имеет "чисто дюймовый" диск сцепления. На "жигулях" первых выпусков диаметр диска был "фиатовский" - ровно 8" (203 мм). Впоследствии его округлили до 200 мм. В табл. 2 приведены диаметры дисков сцепления отечественных автомобилей и условно соответ-бранный Витвортом, тем не менее прижился впоследствии и на резьбах некоторых других стандартов, например трубной. На основе резьбы Витворта в последующие десятилетия ив Англии, и в других странах разработали десятки различных стандартов резьб. Например, в Америке в 1868 году была принята так называемая резьба Селерса, отличающаяся от английской нормальным углом профиля - 60° с притуплённой вершиной и более широким перечнем типоразмеров. Стандарты резьб обозначались аббревиатурами: например, в Англии - BSW, BSF; в Америке USSt, AMSE; в Германии - DIN—11, DIN-13 и т. д. Буква Fв конце аббревиатуры, как правило, означает мелкую резьбу (fine - по-английски мелкий). Примеры тому - мелкие дюймовые резьбы международного стандарта: 3/4"-16 UNF для масляных фильтров "жигулевского" типа и 7/16"-20 UNF - для болтов крепления ремней безопасности. Все эти стандарты могут отличаться один от другого и профилем резьбы (60° или 55°), и диапазоном охватываемых диаметров и шагов, но в принципе все виды резьбы Витворта можно назвать взаимозаменяемыми. В нашей стране резьба Витворта предусмотрена старинным стандартом НКТП-1260. Она имеет угол профиля 55°, диаметры от 3/16" до 4" и шаги от 24 до 3 ниток на дюйм. В современных отечественных автомобилях резьба Витворта практически не применяется, и приведенные выше два типоразмера международной резьбы, скорее всего, ограничивают этот перечень. Как ни грустно, эта за ­ мечательная резьба ушла в прошлое вместе с ГАЗ-ММ и ГАЗ-67 еще в начале 50-х годов. Но если порыться в старой жестяной банке с крепежом, доставшейся вам от отца или деда, то можно найти два-три болта (характерного темно-коричневого цвета с непривычно крупной резьбой) от "Виллиса", "Студебеккера" или "Эмки". Между тем, где-нибудь в Детройте и сейчас полным ходом работают автоматические станки, изготовляющие миллионы болтов и шпилек со старой доброй резьбой Витворта. Другой вид дюймовой резьбы, напротив, широко распространен на наших машинах. Начнем снова с исторической справки. В начале XX века в Англии и США появились стандарты так называемых трубных резьб, созданных для разъемных герметичных соединений топливных, масляных, водяных и воздушных трубопроводов. В обозначении подобных резьб в дюймах указывается не наружный диаметр, а диаметр условного прохода того трубопровода, снаружи которого нарезана резьба (диаметр "в свету"). Шаги трубных резьб более мелкие, чем в нормальной резьбе Витворта, и всегда одни для своего диаметра, поэтому в обозначении они не указываются.<1 " 55°г;S;\ШiДюймовая резьба 1112"-5.ЗА РУЛЕМ 5/96123 Цилиндрическую трубную резьбу рассматривать не будем, в автомобилях это исключительная редкость. КОНИЧЕСКАЯ ДЮЙМОВАЯ РЕЗЬБА появилась впервые в США под названием резьбы Бригса и была принята в 1919 году стандартом ASTP. Она имела конусность 1:16 и общепринятый в Америке угол профиля 60°. В нашу страну американская коническая резьба пришла без каких-либо изменений с началом выпуска автомобилей американского образца на заводах АМО и ГАЗ. С тех пор эта резьба стала самой массовой и практически единственной конической резьбой в промышленности СССР. Лишь с появлением автомоби-применяемый на автомобилях, СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЕНТИЛЬНАЯ, также по международному стандарту. Ее диаметр обозначается в миллиметрах, а шаг - в нитках на дюйм. На практике приходится иметь дело лишь с резьбой под золотник вентилей ка ­ мер. Пытаясь прогнать замятые нитки метчиком М5, многие автолюбители безнадежно портят камеру, так как диаметр резьбы СпВ5 на золотнике вентиля - 5 мм, а шаг - 36 ниток на дюйм (0,706 мм). Здесь нужен специальный вентильный метчик. Подобный инструмент (чаще всего английского производства) иногда бывает в продаже ив Москве. Стоит он раз в пять дешевле 13-дюймовой камеры, так что выводы делайте сами. Теперь еще одно интереснейшее проявление дюймовой системы мер в автомобилях. Это так называемый ДИАМЕТРАЛЬНЫЙ ПИТЧ - термин, который для многих станет откровением. Речь идет о зубчатых передачах, то есть о шестернях. Как известно, в метрической системе основным параметром зубчатого зацепления является модуль зубьев - отношение шага зубьев к числу ТС: m = ^ , где m - модуль, мм; р шаг зубьев, мм. В дюймовой системе несколько иначе. Там основной параметр - шаг зубьев, аналогично шагу резьбы. Английское слово "pitch" о з ­ начает "шаг", применительно к числу ниток резьбы на 1" или числу зубьев или шлицев на 1" диаметра делительной окружности.Питч, разумеется, старше модуля, и еще 50-60 лет назад все шестерни нарезали дюймовыми фрезами. Сам термин "питч" исчез из вузовских программ курса "Детали машин" в середине 50-х годов, поэтому даже многим квалифицированным инженерам это слово незнакомо. На производстве все питчи давно переведены в метрическую систему и воспринимаются просто как нестандартные модули. Стандартный перечень модулей в диапазоне, употребительных в автомобилях, выглядит так (в скобках - модули 2-го ряда): 1,5; (1,75); 2; (2,25); 2,5; (2,75); 3; (3,5); 4; (4,5); 5; (5,5); 6. Поэтому питч угадывается во всех случаях, когда модульКоническая резьба.Ключ для шестигранника.лей ВАЗ в 1970 году монополия резьбы Бригса на нашей автотехнике была нарушена - Европа к тому времени уже давно приспособилась делать метрическую коническую резьбу. Ныне в нашей стране резьба Бригса предусмотрена двумя стандартами: дюймовая коническая по ГОСТ 6111-52 и коническая герметическая по ОСТ 37.001.311-83 (приме-Таблица 3 КОНИЧЕСКАЯ РЕЗЬБАТипоразмер Шагнит. на Г Наружный диаметр, мм Места применения К1/8" К1/4" К 3/8" К1/2"2710,272 Пресс-масленки; заглушки, пробки систем смазки; сапуны агрегатов1813,572 Датчики указателей давления и аварийного давления масла. Штуцеры бензонасосов Сливные краники. Заглушки, пробки1817,055 Датчики температуры. Штуцеры и угольники шлангов отопителей. Заглушки, пробки1421,233 Сливные и заливные пробки картеров агрегатов ГАЗ и УАЗры обозначений: К 1/4"; КГ 1 1/2"). В отличие от Америки, у нас всего 10 типоразмеров от 1/16" до 2". Стандарты практически одинаковы, резьбовые детали взаимозаменяемы и обеспечивают абсолютную герметичность. Резьба Бригса применяется во всех отечественных автомобилях (кроме ВАЗ), а также в тракторах, самоходных машинах, станках и т. д. Четыре наиболее распространенных типоразмера приведены в табл. 3. Еще один вид дюймовой резьбы, 124 ЗА РЛМ 59 УЕ /6Dn; g , где Dn - питч; Z - число зубьев; d - диаметр делительной окружности в дюймах. Как видим, в отличие от модуля, выраженного в миллиметрах, питч величина неименованная, так как обратна дюйму. Таким образом, чем меньше питч, тем крупнее зубья шестерни. Соотношение между питчем и 25,4 модулем составляет: т = т^н м.выражен числом не "круглым" и не кратным 0,25. Например, указан модуль 2,67. Зачем же делать 2,67, к о ­ гда имеются стандартные 2,5 и 2,75? Все очень просто. Делим 25,4 (дюйм) на 2,67 - получается 9,5131. Значит, эта шестерня - дюймовая с питчем 9 1/2, а более точное значение модуля будет 2,6737... Переход на метрическую систему для зубчатых передач проходил го ­ раздо медленнее, чем для остальных деталей машин. Зубофрезерные станки всегда были наиболее сложным видом промышленного оборудования и поставлялись только из-за границы. В наибольшей степени это относится к станкам для нарезки ко ­ нических шестерен. Многие десятилетия монополистом в производстве таких станков являлась американская фирма "Глиссон" ("Gleasson"). В первой половине нашего века все конические шестерни со спиральным зубом называли "глиссоновскими", как сейчас любой копировальный аппарат называют "ксероксом". Да ив наше время машиностроители не тратят си ­ лы и средства на проведение дорогостоящих исследований и расчетов, а используют рекомендации фирмы "Глиссон". Вот почему почти все конические шестерни со спиральным зу ­ бом главных передач автомобилей и тяжелых мотоциклов у нас "глиссоновские", то есть дюймовые. Например, главная пара ГАЗ-52 имеет питч 3 1/16. На автомобилях УАЗ до начала 90-х годов питч главной пары был