РынокЗАБЫВАЕМ ПРОПонадобилось совсем немного времени, чтобы понятие "дефицит" исчезло из нашего лексикона. Известно, что рынок силен саморегулируемостью. За последние годы он кое-чего достиг и уже в состоянии показать результаты своих "регулировок". В Казани их наблюдал наш корреспондент Алексей СОЛОПОВ. Многие ли знают номера магазинов, даже расположенных по соседству? А вот магазин № 16 Татспорткультторга в Казани знали все автомобилисты. Когда-то он был единственным на всю столицу Татарии, где продавали автомобили и запчасти к ним. Постепенно он терял монополию. Во времена "заката застоя" появились свои торговые точки у "Татавтотехобслуживания", "АвтоВАЗтехобслуживания" и других. Но вот "толчок" оставался один. Переезжал "16-й" - вслед за ним подтягивался шумный базар - с кидалами, рэкетом, подделками и другими "прелестями". Сегодня в автомагазинах тишина. И не то чтобы прилавки пустуют, да вот ничего, пользующегося повышенным спросом на них нет. Торговля самими автомобилями также демонополизирована фирм, предлагающих авто, по пять на каждый квартал. А в газетах - предложения и от вовсе экзотических организаций. В нашу эпоху неплатежей автомобили достаются многим по бартеру. Но ведь не распилишь же "Волгу" на 50 равных частей, чтобы выплатить зарплату рабочим вот и продают. А что же "толчок"? Процветает! НеГлядя на этот импорт, не скажешь, что всего в 250 километрах отсюда - Нижнекамский шинный.так давно ему определили место на одном из городских пустырей. Быстро появилась огражденная асфальтированная площадка с крытыми прилавками, окруженная платными (а как же иначе!) автостоянками. Теперь сюда никто не приезжает до рассвета: торгуют цивилизованно, с 9 до 14. Широту предложения описывать не буду. Есть запасные части, есть аксессуары, навороты для пижонов, приспособления для серьезных людей, литература... Учтем расположение Казани - до всех российских автозаводов отсюда не так далеко. А из местного аэропорта летают в Турцию и Эмираты, откуда везут импорт. Принято считать, что стихийный базар опасен подделками, браком или некондицией. Но это - стихийный. Выше отмечалось, что никто не спешит занять место спозаранку. А зачем - оно ведь куплено! Этот же торговец будет сидеть здесь и завтра, и послезавтра, и через неделю. А товар ему будут доставлять другие. Так что если вы обнаружите в банке вместо краски "Садолин" отработавшее масло, вам будет кому предъявить претензию. Конечно, стоящая за прилавком красотка отнюдь не хозяйка здесь. Изредка за сбором средств является некто "крутой". Но, с другой стороны, а вдруг за обманутым покупателем стоят не менее "крутые"? Вот и придется разбираться, чья "крыша" выше - себе дороже может выйти. Некоторая "интимизация" отношений в паре продавец - покупатель закладывается ив предварительные заказы. В случае отсутствия той или иной детали вам сообщат, что за новой партией поедут тогда-то. А если вам требуется нечто уникальное, чего обычно не привозят, то привезут специально для вас. По этой схеме пытались работать мелкие магазинчики запчастей, порожденные еще первой волной кооперации. Но число их сокращается: в конкурентной борьбе базар выигрывает ценами: между упомянутым "16-м" и городским авторынком они разнятся в 2-7 раз! Владельцу киоска, а тем более магазина, приходится платить за аренду и нести еще массу расходов, что неизбежно отражается на цене. А тут еще налоги, поскольку прибыль становится известна благодаря применению обязательных кассовых аппаратов. На базаре всех этих факторов нет, условия ценообразования заметно мягче. ХоЗ РУЛЕМ 5/96 А51