122
сумку и скорее на выход. Даже если вы плохо разбираетесь в предмете покупки, повертите деталь в руках, осмотрев ее хотя бы визуально и показывая всем своим видом, что вы не новичок. Это дает некоторый шанс получить у торговца кондиционное изделие. Ведь не секрет, что в любой большой партии товара содержится какой-то процент брака. Дабы не нести убытков, ушлые продавцы откладывают такие детали в надежде всучить их полным профанам, покупающим запчасти именно как туалетную бумагу... Да, кстати, некрупные детали должны иметь индивидуальную упаковку. Например. четыре передние тормозные колодки в коробочке: при покупке их следует извлечь оттуда и внимательно осмотреть. Стоящий же рядом большой деревянный промасленный ящик, в котором колодки навалены кучей числом под триста штук, обходите стороной - это не для вас! Такие вещи приобретают оптовики, работники автосервисов и даже автобазы. Если в партии обнаружится десять бракованных колодок, их просто выбросят. списав убытки за счет клиентов. При покупке же в розницу из этого ящика все они могут достаться вам... Само собой, это касается не только колодок, а любых деталей, реализуемых подобным способом. Экспресс-анализ конкретных деталей производят следующим образом. Шаровые опоры проверяют на предмет целостности пыльника, неподвижности шарового пальцаи состояния резьбы на нем. Почти то же самое нужно делать при осмотре деталей рулевой трапеции. У бензонасоса, заткнув пальцем входной штуцер, качают штангу ручной подкачки - должно ощущаться некоторое разрежение. Термостат должен быть аккуратно окрашен, чист изнутри, а тарелка клапана - плотно (без перекосов) прилегать к седлу. Резинотехнические изделия (уплотнители, патрубки, в особенности тормозные шланги) резко изгибают под углом 90° - на изгибе не должно быть микроскопических трещин, свидетельствующих о старении резины. "А откуда старая резина на новом изделии?" Не удивляйтесь, может, совсем и не на новом. Дело в том. что времена, когда запчасти расхватывали, "не давая им остыть", давно прошли: сегодня наблюдается явное затоваривание. Поэтому ваши только что купленные шланги вполне могли быть изготовлены... три-пять лет назад и храниться до сего момента не в самых лучших условиях. Но мы отвлеклись. Двинемся вдоль прилавков. Наиболее часто можно нарваться на суррогатные пружины подвесок. Они бывают двух видов: либо навитые из обычного прутка (сжимаются один раз и больше не расправляются - зрелище то еще), либо просто штатные пружины, отходившие свой срок, очищенные от ржавчины и покрашенные из баллончика. При этом выявить подделку не так уж сложно. Для этого нужновыписать из справочной литературы высоту пружин в свободном состоянии, а затем линейкой измерить предлагаемый товар. Пружины ниже штатных более чем на полтора сантиметра - брак. Обратите внимание и на качество окраски. Детали электрооборудования (стартер, генератор, электроприводы), а также карбюратор и радиатор на месте проверить невозможно. Их рекомендуется покупать там, где дают хотя бы трехдневный срок на первичную проверку работоспособности. Что же касается внутренних деталей двигателя. коробки передач, сцепления или редуктора заднего моста, то здесь лучше довериться профессионалу. Если он подрядился перебирать ваш мотор или коробку, то пусть уж и покупает необходимый ремкомплект. Ошибка может дорого обойтись, поскольку стоимость этих деталей в несколько раз ниже стоимости их установки. При покупке кузовных деталей будьте готовы к тому, что они окажутся меньше или, наоборот, больше штатных. К сожалению, это норма. Такие запчасти поступают в торговлю двумя путями: либо деталь не пошла на конвейер из-за некондиционности, либо изготовлена в цехе ширпотреба какого-либо военного завода. В заключение отмечу, что наука покупать запчасти такая же по степени важности, как и наука водить или ремонтировать свой автомобиль.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬно конькобежец на вираже. В результачинает движение по криволинейной трате шина испытывает так называемый ектории влево - и возникающая инерцибоковой увод - плоскость вращения коМне 16 лет - постараюсь скоро онная сила противодействует силе Р. оказаться в рядах автомобилистов. А леса не совпадает с плоскостью его каТак ведет себя машина с большим давсейчас очень хочется больше узнать лением в задних об автомобиле. Например, почему шинах, чем в педля многих машин, даже независимо редних. Если же от их загрузки, рекомендуется более картина давлевысокое давление в задних колесах, ний противопочем в передних? ложная (б), то реакцией машиЭто помогает придать автомобилю ны на порыв Р необходимую устойчивость "по курсу". Рис. 1. Деформация становится отЛюбое случайное отклонение от заданшин и смещение кузова клонение по дуге под действием боковой ного направления, например, из-за посилы Р. вправо. В этом рыва бокового ветра, поперечного наслучае возникаклона полотна дороги, инерционной ющая инерцион("центробежной") силы на повороте дочения по дороге. ная сила складыроги и др.. не должно самопроизвольно и Снижая давление, вается с силой Р, прогрессивно увеличиваться. мы увеличиваем Рис. 2. Реакция устойчивого (а) и неустойчивого из-за чего бокоВзгляните на рис. 1. Шины облада"подмятие" шины и (6) автомобилей на действие боковой силы Р. вой увод увелиют определенной податливостью (споее увод (это хорошо чивается. траексобностью деформироваться под дейстзнакомо каждому, кому случалось натория б становится еще круче, машина вием нагрузки) в боковом направлении чать поворот при проколе хотя бы одной стремится самопроизвольно "ввинтить- и пока действует сила Р, "шашки" прошины). Если от порыва ветра Р передся" в начавшийся поворот - и дело мотектора не только прокатываются впенюю часть машины уведет влево больжет кончиться заносом. ред, но и будто переступают вбок, словше, чем заднюю (рис. 2, а), машина на-122ЗР 10/98