24
25
rf-rfcJL13418"Опель-Фронтера""КИА-КарнавалВ первых числах октября в Париже дебютируют • • • автомобильные звезды Апексондр МЕЛЬНИК Живая как ртуть, пестрая толпа празднично одетых парижан растекалась по террасам сада ТюXXI столетия.Шуильри. Изысканные платья, невероятные шляпки, кружевные перчатки, строгие сюртуки, лоснящиеся цилиндры, изящные тросточки и пышные усы. Вряд ли кто-нибудь из 140 тысяч посетителей первой международной выставки самодвижущихся экипажей, открывшейся в самом центре столицы Франции ровно сто лет назад, предполагал, что у них на глазах рождается новый век - автомобильный. Тогда еще казалось, что пар и электричество - могучие силы, воспетые Жюлем Верном, - легко расправятся с этим шумным, дурно пахнущим уродцем - двигателем внутреннего сгорания. Обходя стенды 232 экспонентов, парижанки в светлых платьях морщили очаровательные носики при взгляде на то и дело окутывавшиеся клубами сизого дыма бензиновые экипажи. А внутри просторных кабинок электромобилей их ждали благоухание букетов фиалок в изящных вазочках, скрип дорогой кожи. Увы, ни пар с электричеством, ни высокие цилиндры, ни даже вычурные шляпки (хотя последние сопротивлялись много дольше) состязания не выдержали. И теперь без тени сожаления мы можем назвать XX век автомобильным. Сменяются правительства, проносятся над планетой мировые войны и кровавые революции, одно остается неизменным в нынешнем столетии - зависимость человека от автомобиля. Он давно перестал быть лишь средством транспорта, подарив жителям Земли невиданную доселе свободу передвижения. Автомобиль стал объектом искусства для модельеров и художников, заменил лошадь ив качестве спортивного снаряда, и в качестве верного друга. Автомобиль - это безотказный слуга, капризный ребенок, сокровище и тиран, солдат и любимая игрушка. В нем обедают и флиртуют, смотрят кино и зарабатывают деньги, зачинают детей и провожают в последний путь И ровно сто лет, с двумя перерывами на мировые войны и одним (в 1900 году) - на Всемирную выставку. в Париже человечество каждый год решает, какой автомобиль ему нравится. Если подобные мероприятия в Детройте и Женеве, Лос-Анджелесе и Токио, Лондоне и Бирмингеме так и остались"Ягуар S-тип ' Краислер-ЗООМ "Хонда-Аккорд'выставками, где можно увидеть товар, продающийся на том или ином рынке, то Парижский еще в 1919 году стал Салоном, а десять лет назад за ним утвердился новый титул Mondial - Мировой. Любимое занятие автомобильной прессы на протяжении ста лет - определять, какие из звезд очередного Парижского салона станут долгожителями, в каких именно автомобилях заложены главные черты машин будущего. Так, в 1904 году парижане скептически осматривали первый "РоллсРойс": их убеждали в том, что главное в автомобиле - надежность, за нее, мол, можно платить любую цену. В 1934-м недоумение непосвященных вызывал обычный с виду "Ситроен", серебристо-серая приземистая машина, вокруг которой знатоки млели от восхищения. Несущий кузов и передний привод - обычному покупателю это немногое говорило. Но на конвейере машина продержалась почти четверть века. А через пару лет парижане улыбались при виде итальянского "Мышонка" - совсем скоро сами же французы начнут по лицензии выпускать это великое детище Данте Джакозы - "ФИАТ-500-Тополино". В 1963-м в Париже дебютировал "Порше-901" - ничем не примечательный, по сравнению с великолепными "Биццарини" и "Астон-Мартином", "Шевроле-Корвет" и "Изо-Грифо", "Мазерати" и "Альфа-Ромео", автомобиль устаревшей, по мнению знатоков, заднемоторной схемы. Но машина эта очень скоро стала символом спортивного автомобилестроения, а чуть обновленное имя - "911" - с придыханием произносится во всем мире. Кому из нынешних парижских дебютантов суждено долгая жизнь? Слегка вычурной "Хонде-SSM", несущей на себе печать итальянских мастеров, или безликому ширпотребу "КИА-Карнавал"? Не спешите отвечать! В автомобильном мире (а точнее - в мире человеческих привязанностей) все не так просто. Поэтому, вполне возможно, нарочитый уродец "Тойота-Ярис" окажется на автомобильном рынке бомбой, а элегантный, обладающий настоящей животной красотой "Альфа-Ромео-166" забудется уже через несколько лет. Впрочем, не будем зацикливаться на форме. Кто знает, может быть уже через несколько месяцев человечество откроет новый способ передвижения в пространстве? И спустя двадцать лет наши дети будут любить и торговать, сражаться и ездить за покупками, баюкать детей и перевозить грузы в Интернете. А изящные и грубоватые, простецкие и экстравагантные экспонаты Мирового парижского салона 1998 года станут обитателями конюшен немногих сверхбогатых ценителей ушедшего века, коНа снимках из журнала "Ауто-штрасенферкер" представлены экспонаты юбиторый наши потомки все-таки непременно назовут автомобильным.лейного Парижского салона. Подробнее о них - в следующем номере журнала."Альфа-Ромео-166AM» I'Jщ