116
117
118
h\AP«Дорога? Что это вы говорите, гражданин? Какая же там дорога? Нет там никакой дороги».А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»Максим САЧКОВ. Фото Александра ПолунинЭкспозиция. Осень. Выезжаешь на природу. Вспоминаются Пушкин, Левитан, Бунин... и «Пособие тракториста». Да, грунтовые дороги уже «поплыли», но ехать-то надо, ведь урожай убран и ждет потребления. Ваш железный конь (отнюдь не вездеход) стоит наготове. "Проскочу", - думаете вы и пускаетесь в путь... Увы. бездонная лужа, разбитая колея или скользкий подъем расстраивают все планы. Что же можно придумать, чтобы победить распутицу сделать из обычного авто «проходимца»? Обратимся к известным средствам повышения проходимости. Но сначала две оговорки. Будем полагаться только на собственные силы - то есть о тракторах и прочих буксирах речь не пойдет - и отложим пока разговор об «обувке» вашего автомобиля. Безусловно, от нее зависит многое. Там, где дорожные шины будут беспомощно буксовать, могут спасти зубастые зимние «грунтозацепы» - потихонечку дотянете до твердого участка дороги. Но ездить круглый год на шинах с хорошими внедорожными качествами (типа «Снежинки» или «НИИШП-Ралли») удовольствие ниже среднего: растет расход топлива, в салоне стоит гул, машина теряет в динамике. К тому же шины дороги за комплект просят не меньше 1000 рублей. Мы задались целью штурмовать бездорожье, не влезая в особые расходы. Наши «помощники» куплены на рынке, цена каждого не превышает 250 рублей. Для проверки «грязевых аксессуаров» выбрали две редакционные машины: ВАЗ-21083 и ВАЗ-2106. Оба автомобиля «обуты» в дорожные шины размерности 175/70Две дополнительные «лошадки» сделают то, что не получилось у основных семидесяти шести.^^jfm^ ^ У«* -*^*^^И вм^ян «•г~"1' v fel\ЯЯьЧШМеханический или гидравлический домкрат в луже не лучший вариант. А подушка - смотрите сами. Да и на асфальте хороша.*Л«за*в%3«< ' «*«~»чЗ --Wb^^^d™ КLv•мл^Ь' \ *Ч^Ё*йГ"i ^8Г ^ОЁГ «Wry? г*>--]*у • ЧЯНЯН^Н116ЗР 10/98 R13; на оба установлены защиты картеров (обязательное условие на бездорожье). В путь. Отбываем за город, в болотистые окрестности Ногинска. Съезжаем с асфальта и сразу же слышим из-под колес грязевое чавканье. Чем дальше в лес - тем хуже дорога. Колеи и ямы глубже, колеса скользят на мокрой смеси торфа, глины и песка... И вот результат: в грязи завязает «шестерка», идущая первой. Выбраться из месива своими силами ей не удается - с каждой попыткой колеса все глубже погружаются в рыхлую почву. В ход идет самый простой способ, благо, машина еще не на «брюхе» (вовремя остановились!) - пассажиров просят пособить. Получилось: потихоньку, враскачку вытолкали.Под песню лебедки. Двигаемся дальше. Следующее, более серьезное препятствие встает на нашем пути. Первая машина пытается с ходу проскочить опасный участок и плотно, всем телом «садится» в самую грязь. Вот случай проверить очередное приспособление из арсенала проходимца - лебедку (180-200 рублей, заявленная грузоподъемность 1000 кг, да и на вид крепкая). Так, за что же зацепиться? В нескольких метрах растет небольшая березка.глядный пример - любой подъемный кран; кстати, к некоторым лебедкам колесикоблок с крюком прилагаются). Теперь качать рукоятку в два раза легче. Раз-дватри - и "шестерка" начинает плавно выплывать из грязевого плена. Здорово! Но часто поблизости нет ни дерева, ни столбика, за которые можно бы было закрепиться. Как быть? Соседом лебедки по багажнику вашего авто должен стать якорь, с помощью которого вы и обретете точку опоры даже на раскисшем поле. К сожалению, такового в магазинах (да и на рынке) не найдешь. Единственный выход - сделать самому (лучшая конструкция - на фото позаимствована из «советов бывалых» ЗР, 1986, №10).Нам нечего терять, кроме... Идущая второй «восьмерка», «Шестерка» на суше - очередь за проехав на этом же участке на «восьмеркой». Ясно, что в таком полтора метра дальше заднеприболоте машина застрянет. Нет, водной родственницы, сползает с хватит возиться в грязи. Достаем намеченной траектории (обычное из багажника цепи (комплект - две поведение автомобиля с привоцепи плюс ключ - стоит от 180 до дом на передние колеса) и мягко 240 рублей в зависимости от разсадится защитой двигателя на мера колес). «Обуть» в них машину гребень глубокой колеи. Тут расможно двумя способами: вывесить качка уже не поможет. Приходити поочередно «заковать» колеса ся доставать из багажника... либо разложить цепи на земле до«Народные средства». А рожкой и наехать на них. Первый именно: лопату, домкрат, доски. способ - более аккуратный (цепь Домкрат желательно не штатТяните, Шура Где «две лошадки» бессильны - поможет лебедка. плотнее и ровнее опоясывает поный, а более мощный и устойчикрышку, да и работать сподручвый (наш выбор - «ромбик»), Под пятку надо обязательно подложить Увы, штатный трос лебедки коротковат. нее); второй менее трудоемкий, но «халдоску или нечто подобное - иначе он уйНе беда - есть дополнительный, стальной. турный» - на тяжелой дороге ненатянудет в сторону или вглубь! Одним крюком цепляемся за буксирную тые цепи могут слететь. В грязь въезжаем медленно - скоНеохота возиться с досками и крутить проушину или фаркоп, другим - за трос, тяжелую ручку - всего за 230 рублей можопоясывающий дерево. Пробуем... Однарость здесь не нужна. Ощущения поразино заставить автомобиль поднимать самоко! Усилие на ручке слишком велико - дательные: как будто едешь на тракторе, а го себя. Мы опробовали домкрат-«подуш- же стопор-«собачка» выгибается. Ничего, не на легковой машине. Там, где безоружку», надуваемую выхлопными газами. В еще Архимед знал, что делать - через ная «восьмерка» по всем канонам обязана луже это приспособление проявило себя с блок или непосредственно буксирную проосновательно засесть, она уверенно поллучшей стороны. Единственное замечаушину сложить трос лебедки вдвое (на- зет на цепях, оставляя позади себя две аккуратно вспаханные борозды. Вот ние. Используя такой «подъемЯкорь - пустячок, а приятно. только приходится, имитируя пониник», устанавливать его следует женную передачу, изрядно газовать очень аккуратно, чтобы не прои «играть» сцеплением - иначе тяги колоть «пузырь» о какой-нибудь в глубокой грязи не хватает. болт или острую часть кузова (нам «повезло» продырявить поПросто незаменим этот "аксесдушку при первом же трениросуар" при движении в горку, изрядвочном надувании - заклеили, но «умытую» дождем. Если подъем как камеру). непротяженный, то можно приме^ k -чМашина поднята, под колеса подложены доски, насколько возможно, убрана грязь из-под днища и срезан злосчастный гребень. Аккуратно, натяг, пытаемся выбраться на намеченную траекторию... Ну, вот и все - со второй попытки выезжаем на надежный участок.нить лебедку, но сил при этом вы затратите больше, а удовольствия не получите вовсе. Несколько советов по применению цепей. Старайтесь не развивать скорость более 20 км/ч. Помните: цепи - превентивное средство, в отличие от той же лебедки. Надо заставить себя обуть колесаЗР 10/98117 На каждое колесо затрачено около 3 ми-...Здесь приведено только краткое изложение наших баталий с распутицей. Суммарно мы провели в грязи раз в пятьдесят больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать этот материал. Надеемся, не зря... Напомним несколько «золотых» правил. обязательных при езде по плохим дорогам (подробнее - ЗР, 1996. № 11). Старайтесь не попадать в глубокие колеи - пускайте их между колесами. Не торопитесь, двигайтесь аккуратно - даже на ровном, укатанном проселке можно неожиданно встретить гибельное для подвески препятствие. Прежде чем преодолеть тяжелый участок, несколько раз протопайте его ножками, намечая траекторию. Если на пути глубокая лужа, внимательно изучите ее: глубину, рельеф дна, нет ли на дне опасных для картера, глушителя, днища предметов. Остерегайтесь покидать наезженную дорогу - в поле можно влететь на заболоченный участок. И еще один парадокс: чем лучше проходимость автомобиля (полный привод, хорошо цепляющаяся зимняя резина, цепи на колесах), тем меньше шансов у основательно застрявшей машины выбраться своими силами.Если нет сил домкратить, можно просто наехать...шШ«Шестерка» на цепях - ну чем не трактор.до начала сложного участка - в луже это делать весьма сложно, иногда уже бесполезно. Лучше перестраховаться, хотя иной раз так не хочется вылезать из теплой машины в прохладную «сырость». Не используйте цепи на сухом и твердом покрытии - пожалейте шины. Подытожим. Конечно, выбирают конкретное средство повышения проходимости, сообразуясь с конкретными условиями. Протяженность сложного участка, климат, почвы, рельеф, населенность, естественно, цена, и т.д и т.п. Поэтому только общие выводы. Традиционные лопата, домкрат, доски - помогут на горизонтальном участке дороги, когда автомобиль еще не окончательно увяз в грязи. В настоящую распутицу они практически бесполезны. Лебедка - хороша, когда в целом дорога «ничего», но есть страшненькие места. Удобна как страховка - вытянет автомобиль практически из любой грязи, было бы куда. Обязателен якорь. Цепи - незаменимы при штурме многокилометрового бездорожья, длинного «скользкого подъема», на мокром и скользком глиняном проселке. Их минусы - безжалостны к шинам, могут закопать машину намертво.Из такого разнообразия каждый выберет себе что-то по душе.118ЗР 10/98