68
70
71
НА КОНКУРС "ЖУРНАЛИСТ"У КОГО ЧТО БОЛИТКак чувствуют себя иномарки на просторах нашей страны? Опыт работника автосервиса.%%%щие хозяина экономить на всем: бензине, масле, запчастях. Вот и получите анамнез. Здесь мне не удастся обобщить "болезни" иномарок 90-х годов выпуска - их у нас мизерное количество, обслуживаются они в одной-двух мастерских. Также не получится Павел Л-1АРТЫНЕНКО, Воронеж обзор дефектов машин 70-х - начала 80-х Число продаваемых у нас иномарок ваюсь всякий раз. приезжая в Москву. В годов: владельцы их. делая покупку, как под стать количеству производимых в Рос­Воронеже едешь осторожно, уворачиваясь правило, знают, на что идут, и свои проблесии легковых автомобилей. И многие сегоот ям и притормаживая перед совсем уж мы решают самостоятельно. Основная же дня раздумывают над тем, какой же автонепроходимыми препятствиями, а в Москнаша клиентура ездит на автомобилях, вымобиль все-таки приобрести? Надо полаве мчишь по великолепному (по моим мерпущенных с начала 80-х до начала 90-х гогать. им будет интересно узнать, с какими кам) асфальту в многорядном потоке мадов. стоимостью от 3500 до 10000 долларов, неисправностями обращаются в провинци­шин. если, конечно, не стоишь в пробке. то есть самых ходовых на нашем авторынке. альную автомастерскую владельцы подерПонятно, что и причины многих автомоБудем считать, что сюда машины попадают жанных иностранных машин. Я хочу особо бильных болезней у нас другие. Прежде в исправном состоянии, хотя ис немалым (по подчеркнуть слово "провинциальную", повсего, это упомянутое уже отвратительное нашим представлениям) пробегом. тому что условия жизни машин в столице и дорожное покрытие. Добавьте к этому заПервенство по объемам продаж, ков одном из областных центров Черноземья частую непрофессиональное обслуживанечно же, за немецкими марками. С них и принципиально различны. С этим я сталкиние, условия жизни в городе, побуждаюначнем.Будь Генри Форд-старший жителем Воронежа, горько ему было бы наблюдать, во что превращаются автомобили его имени на наших улицах. К сожалению, "эскорты", "скорпио" и "сьерры", так же как и их предшественники - "таунусы" и "гранады". одинаково тяжело переносят "эмиграцию" в Россию. Сверкающий небесным "металликом" ухоженный автомобиль, при первых поездках вызывающий ассоциации с полетом в аэробусе, зачастую через 8-12 тысяч воронежских километров требует серьезного ремонта подвески с заменой амортизаторов. пружин, рычагов, шаровых опор и сайлент-блоков. Через 15-20 тысяч приходит черед подшипников ступиц и приводных валов (причем как у передне-, так иу заднеприводных моделей), дает о себе знать износ рулевой рейки. Примерно тогда же на кузове появляются очаги коррозии, зачастую они затрагивают и силовые элементы ("стаканы" стоек, лонжероны, пороги). Наконец. вскоре возникает необходимость в том или ином ремонте двигателя." ФордСьерра" - популярный автомобиль, но для провинции слабоват. Ходовая часть не выдерживает жестких условий эксплуатации. Наиболее удачливые владельцы "фордов" отделываются заменой уплотнений клапанов да пары-тройки прокладок. Менее везучие меняют еще и кольца с вкладышами. Если хозяин "Форда", оснащенного гидротолкателями клапанов, долго проездил на "жигулевской" всесезонке. то нарастающий клапанный стук вынудит его приобрести новые распредвал и толкатели ($250 - за вал и по $10 - за каждый толкатель). Утешением может быть только относительная дешевизна многих запчастей. Так, рычаг передней подвески в сборе с шаровой опорой и сайлент-блоком для "ФордаЭскорт" в типичном воронежском автомагазине стоит вдвое дешевле, чем для "Ауди100", и втрое, чем для БМВ 7-й серии. Показательно. что многие владельцы "фордов", чтобы подольше сохранить ходовую часть машины, совсем не пользуются некоторыми городскими улицами, разрабатывая свои. "фордовские" маршруты движения."ОПЕЛЬ"В отличие от "фордовских" болезней, общих для всего модельного ряда фирмы, у разных представителей "Опеля" свои специфические проблемы. Наиболее выигрышно выглядит "Опель-Кадет" - добротный автомобиль без ярко выраженных "родимых пятен . Конечно, его владельцы тоже меняют детали ходовой части, равно как и распредвал с гидрокомпенсаторами, но неприятности эти случаются куда позже, чем. скажем, у одноклассника "Кадета" - "Форда-Эскорт". Коррозионная стойкость "Кадета" весьма высока. К сожалению, всем этим никак не могут похвастаться большие модели фирмы "Рекорд", Сенатор" и "Омега". Завалившиеся внутрь68ЗР 10/98 моторного отсека стаканы передних стоек у "рекордов" даже последних лет выпуска (1984-1986 гг.) - обычное дело после непродолжительной беззаботной езды по воронежским улицам. Эксплуатация больших "опелей" на некачественном масле и экономия на масляных фильтрах чрезвычайно быстро приводят к износу вкладышей и шеек коленвала.Если регулярно пользоваться "жигулевским" маслом и увлекаться ездой на больших оборотах, в один отнюдь не прекрасный день можно увидеть "руку друга" - оборвавшийся и пробивший блок шатун. Что касается "Вектры", то, судя по клиентуре нашей мастерской, типичный дефект - вышедший из строя гидроусилитель руля. В остальном машина неплохо переносит центрально-черноземные условия эксплуатации. Общее для "Форда" и "Опеля" преимущество - простота обслуживания и ремонта многих узлов и агрегатов. Средний пробег моторов этих марок до капремонта 150-200 тыс. км.МЕРСЕДЕСКак выяснилось, мифы о долговечности машин этой марки имеют вполне реальные основания. До сих пор на улицах Воронежа встречаются модели со 114-м, 115-м и 116-м кузовами 70-х, а то и 60-х годов. Состояние этих машин в большой мере зависит от их прошлой жизни (многие попадают в Россию, например, после тамошней службы в такси) и от отношения к ним хозяина в настоящей. Экономия на масле и фильтрах, естественно, приводит к таким же проблемам с двигателями, как иу "Опеля". Вот только случается это при существенно большем пробеге. "Мерседесы"-"трехсоттысячники" уже никого не удивляют. Правда, ремонт газораспределительного механизма или замена поршней и шатунов, скажем, на восьмицилиндровом двигателе "Мерседес-350 SE" обхо-"Мерседес" - он ив Воронеже "Мерседес". Только у "190-х" (на рис.) в старости возможны болезни подвески.дится куда дороже, чем на "Опеле-Рекорд". Что же касается проблем с ходовойчастью, то они возникают в основном у самых маленьких "мерседесов" - "190-х", да и то в возрасте десяти лет и более.Хотя в целом БМВ любой серии, даже в пожилом возрасте, способны доставить, как принято говорить, "радость от езды", своих проблем при эксплуатации в условиях российской глубинки хватает и них. Одна из главных неприятностей, подстерегающих автолюбителя на наших ухабах, - удар незащищенным поддоном картера двигателя (он принимает на себя все огрехи российских дорог). В на шей мастерской был клиент, сме нивший за три месяца четыре npi тых поддона у переходного БМВ-528. Другая беда - обрыв ремня газораспределительного механизма (на тех моделях, естественно, где он есть). Это связано как с низкой технической грамотностью автовладельцев и многих "мастеров", так ис нашей бедностью. Замена ремня, например, у переходного БМВ-320! куда более сложное дело, чем у ВАЗ-2105. Поэтому и стоимость такой работы соответствующая. Экономия же для владельца заканчивается загубленным мотором. В нашем городе по гаражам и мастерским можно найти немало двухлитровых шестицилиндровых моторов с погнутыми клапанами иБМВ серии 3: великолепные возможности мотора надо использовать аккуратно. Скорость плюс средних размеров выбоина и - прощай, поддон картера! Хотя сам двигатель поразительно живуч.расколотыми поршнями. От езды на "жигулевском" масле у БМВ в первую очередь страдают распредвал и коромысла, а вот поршневые кольца, вкладыши, шейки коленвала "переваривают" его вполне благополучно. Вообще говоря, мотор БМВ, заклинивший по причине "прихвата" вкладышей к шейкам коленвала - большая редкость. Эти двигатели могут довольно долго работать с отчетливо стучащим шатуном или с неправильно установленными (развернутыми на 180°) вкладышами! Одна из вероятных причин такой живучести, помимо высокого исходного качества деталей, - применение на многих моделях БМВ роторных масляных насосов, более производительных и надежных по сравнению с привычными шестереночными. Рано или поздно у всех БМВ в возрасте более 10 лет отказывает гидромуфта вентилятора системы охлаждения. Как следствие - перегрев двигателя ив лучшем случае - прогар прокладки головки блока, в худшем - растрескивание самой головки. Но пусть все это не сильно пугает владельцев баварских машин - при аккуратной эксплуатации движок, как иу "мерседесов", может пройти до капремонта 300 тысяч км и более, а подвеска прекрасно выдерживает наши дороги. Вот только у насыщенных электроникой впрысковых (инжекторных) автомобилей в возрасте 12-15 лет и старше могут быть совершенно необъяснимые дефекты электрооборудования, виновником которых тоже, к сожалению, зачастую оказывается сам владелец.70ЗР 10/98 "ФОЛЬКСВАГЕН", " А УДИ 'Как показывает опыт (по крайней мере, постоянных клиентов нашей мастерской) эти машины оказались луч ше многих других приспособлены к российским условиям Прежде всего благодаря оцинкованному кузову, который и через 10-12 лет может быть в идеальном состоянии. Не доставляют особых хлопот и двигатели, которые на хороших маслах могут пройти столько же, сколько моторы "Мерседеса" и БМВ. При этом по простоте конструкции моторы "Фольксваген"-"Ауди" вполне сравнимы с ВАЗ-2108. Но и на солнце бывают пятна. Досадные дефекты электрооборудования преследуют машины как 70-80-х, так и 90-х годов. Отключающиеся "дворники", неработающий индикатор - один-два, а то и вся приборная доска в целом, отказавший вентилятор "печки" - перечень можно продолжить. передней части автомобиля (ох уж эти дороги!). Аналогичная деталь на таких же двигателях "ФольксвагенаГольф", как правило, служит много дольше. Особый вопрос - машины с автоматической коробкой передач. Как известно, заводские инструкции накладывают на такие машины жесткие ограничения по режимам эксплуатации: нельзя буксовать, таскать тяжелый прицеп и т. д. Воронежская жизнь сплошное нарушение этих инструкций. Сначала надо по раскисшему чернозему доехать до каких-нибудь Синих Липягов, а потом увезти оттуда годовой запас картошки. И, как показывает опыт, "автоматы" "Ауди" переносят эти приключения куда хуже других. В городе даже появились "узкие специалисты" по переделке этих машин под механическую коробку. Что касается стойкости деталей подвески, то она, конечно, намного выше "фордовской", но уступает "мерседесам" и БМВ."Ауди-100" - "нержавеющий" автомобиль. Но берегите автоматическую трансмиссию (либо сразу выбирайте авто с "механикой").Владельцев "фольксвагенов-пассат" с поперечно расположенным двигателем (модель 1988 года, как в редакции "За рулем") в славном городе Воронеже преследуют поломки печально известного в кругу автослесарей пластмассового тройника, соединяющего шланги системы охлаждения с двигателем. Большинство "пассатов" рано или поздно нуждаются в замене этой детали. Обычно тройник разрушается после сильного вертикального удара'ТОЙОТА", " М АЗДА " И ДРУГИЕ "ЯПОНКИ"Пусть меня простят уважаемые японские автопроизводители, но все эти такие разные машины в воронежских условиях объединяет одно: они хороши до первой неисправности. Поломки, считающиеся у хозяина "Опеля" мелкой неприятностью, могут поставить владельца какого-нибудь экзотического автомобиля из Страны восходящего солнца в совершенно безвыходную ситуацию. Если поршневые кольца на шестицилиндровый двигатель БМВ объемом 2,8 л можно в любой момент купить за 600 рублей, то для четырехцилиндрового мотора "Исудзу-миди" кольца обошлись в 230 долларов, а ждать их пришлось четыре месяца. Но зато перед этим пригнанная из Прибалтики машина прошла за 8 месяцев 35 000 км без поломок. Владелец трехлитрового "Мицубиси-Сигма" только за замену свечей и свечных проводов отдал 400 (четыреста!) долларов. Особняком, благодаря распростра-mazoaненности, стоят переднеприводные "мазды-626" разных поколений. Детали для них купить попроще, чем на какой-нибудь "Ниссан-Пульсар", но это не очень радует владельцев: ходовая часть этих машин в условиях Воронежа редко живет больше, чем 12-15, а то и5 тысяч км. Для попавших в аварию на "Мазде" бывает откровением то, например, что передние указатели поворота на двухдверном купе и хэтчбеке разного размера.W'РЕНО", "СИТРОЕН", ФИАТ, "ПЕЖО"..."Ситроен", пожалуй, иллюстрирует беды всех "французов". Гидропневматическая подвеска отлично работает на наших ухабах, но отремонтировать ее здесь практически невозможно.F IATУ/ >*ФКак уже стало ясно, преимущество того или иного автомобиля во многом определяет не только совершенство конструкции, но и наличие квалифицированного и недорогого сервиса. С этой позиции в наиболее трудном положении в российской глубинке оказываются французские и итальянские автомобили. Изначально "субтильные", страдающие от проблем с запчастями, они более или менее благополучно эксплуатируются, лишь когда бывают новые и служат у очень "рукастого" хозяина или человека, имеющего надежный выход на недорогой рынок запчастей на исторической родине машины. Провести нормальный ремонт, например, "сит-Щтроеновской" гидропневматической подвески в наших условиях практически невозможно. Правда, и стоят все эти машины существенно дешевле японских и немецких одноклассников. Так что же - вдали от столицы надопересаживаться на "москвичи" и "жигули"? Конечно, нет, ведь главное, чтобы каждый автолюбитель мог приобрести то, что ему по душе.ЗР 10/9871