ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ -ПО ВСЕЙ РОССИИ!С11 августа вступило в силу Постановление Правительства "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств".ольшинству из нас свойственно надеяться на авось, откладывать до последнего, не придавать значения иногда сугубо важным вещам. Тянем изо всех сил ис ежегодным техосмотром, ищем способы обойти его, забывая, что из-за нашего легкомыслия автомобиль в одночасье может превратиться из незаменимого помощника в безжалостного убийцу. Но даже если и не вспоминать серьезные аварии, а только подумать, как каждый из нас травится в пробках выхлопными газами, то и тогда уже станет | ясно: следить за техническим состоянием автомобиля жизненно необходимо. Сделать это серьезно, основательно и беспристрастно может лишь инструментальный контроль, и многолетний опыт автомобильных стран мира - лучшее тому свидетельство. Теперь и мы присоединились к цивилизованным странам: с 11 августа вступило в силу Постановление Правительства РФ "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации". Теперь, как постановило правительство, до 1 июля 2005 года инструментальный контроль будет поэтапно вводиться по всей территории нашей страны. первую очередь, что логично, его будут проходить автобусы и микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей и принадлежащие юридическим лицам, автомобили, транспортирующие крупногабаритные и опасные грузы. После них на очереди - грузовики, прицепы к ним и специальные транспортные средства, изготовленные на их базе. И последними перейдут на техническое диагностирование при техосмотре легковые автомобили "частников" (в Москве это уже свершилось). Чаще всего - два раза в год - на техосмотр должны быть поставлены те автомобили, которые попали в первый этап введения инструментального контроля (автобусы, автомобили, оборудованные для перевозки людей и пр.). Реже - 1 раз в два года - транспортные средства в возрасте до 5 лет, включая год выпуска (кроме тех, что относятся к "первой очереди"). Остальные - раз в год. И это тоже правильно и не вызывает возражений. Вернее, не вызывало бы, если бы и оставалось таким правильным, как на бумаге. Инструментальный контроль при техосмотре, в теории такой своевременный и нужный, на практике может оказаться совсем иным. Инструментальный контроль способен превратиться в средство изощренного издевательства над автомобилистами. Оттого, что из-за состояния диагностического обоБВБрудования его показания могут быть необъективными, оттого, что недобросовестные хозяева диагностических линий могут использовать их ради собственной выгоды, оттого, что все опять зависит от чьей-то воли, когда до произвола всего лишь шаг... то проводит техосмотр? ГИБДД. Кто выбирает фирмы, которые будут проводить проверку "технического состояния транспорта с использованием средств технического диагностирования"? ГИБДД. Кто контролирует работу этих фирм? Тоже ГИБДД! При такой широте полномочий столько соблазнов! Тем более, что здесь действует такой убедительный рычаг, как деньги. По постановлению, цену за инструментальный техосмотр назначают местные органы власти вместе с МВД, Минфином и Минтрансом (понятно, что они заинтересованы в пополнении бюджетов и будут к этому стремиться всеми способами). В Москве, например, водителю дается лишь два шанса за одну плату пройти техосмотр на посту инструментального контроля. Если второй раз опять найдут неполадки, то за третью попытку пройти техосмотр придется платить снова. При том, что цена - полторы сотни рублей - ощутима для кармана большинства автомобилистов. Этим обстоятельством уже ловко пользуется кое-кто из сотрудников ГИБДД и постов инструментального контроля. А как быть с теми, кто ездит на старых отечественных машинах, у которых СО-СН вообще не укладывается в норму (это немалое число людей, живущих, в основном, в провинции, и автомобиль для них - кормилец)? Как быть с владельцами новых, но безобразно собранных "шедевров" родного автопрома, неспособных, едва сойдя с конвейера, пройти инструментальный контроль? Было бы логично, если бы ответственность за свои "произведения" несли и производители. Так же, как те, кто снабжает нас отвратительным бензином, кто вынуждает нас пользоваться жуткими дорогами. езусловно, нужно, чтобы по стране ездили безопасные, а значит, технически исправные автомобили. Бесспорно, инструментальный контроль при государственном техосмотре по идее необходим и полезен. Только чтобы он работал на благо всем, важны некие условия: беспристрастность и объективность, невысокая цена, "удобство пользования". Пока же само постановление вызывает больше вопросов и сомнений, чем положительных эмоций. А значит, реализация его вместо ожидаемого эффекта может дать прямо противоположный.КЕлена Варшавская, заведующая отделом автомобильной жизни ЗР 10/98