82
83
УШЕДШИЕМАРКИмХОРЬХ" -Между двумя мировыми войнами эта немецкая фирма достигла наивысшего расцвета и рухнула вместе с третьим рейхомПосле Потсдамской конференции город Цвиккау, известный заводами концерна "Ауто-Унион", оказался в советской зоне оккупации. Тогда-то офицеры нашей военной администрации нашли в одном из пустующих цехов совсем необычный "Хорьх". Покрытый слоем пыли автомобиль поразил победителей, уже повидавших к тому времени разного рода трофейные машины. В самом деле, было чему удивляться. Обтекаемый кузов с распашными дверямипрыском великого саксонского рода. На нем закончилась эпоха "Хорьха". Август Хорьх был вынужден покинуть основанное им предприятие в 1909-м (ЗР. 1997, № 8), когда завод был уже одним из лидеров немецкого автомобилестроения. После первой мировой фирма, однако, недолго делала ставку на довоенные конструкции. Полностью отказавшись от бесклапанников "Найт" (ими прежде оснащалась часть моделей), завод стал тесноцов автомобиля. Он модернизировал выпускавшиеся моторы, ввел на "хорьхах" тормоза на всех колесах, а затем взялся за разработку совершенно нового двигателя. Поздней осенью 1926 года публике представили "Хорьх-303". "Восьмерка" рабочим объемом 2132 см 3и мощностью 60 л.с. имела два распредвала. Но самым удивительным в силовом агрегате было даже не это, а полное отсутствие ремней или цепей. Четырнадцать зубчатых колец вращали и распредвалы, ибез средних стоек, двухчастное V-образное ветровое стекло. Чтобы открыть дверь, надо было не повернуть ручку как обычно, а потянуть ее на себя. Под непонятной крышкой на правом переднем крыле обнаружили рукомойник, способный подавать горячую и холодную воду! Диковинный прототип, блиставший на Берлинском автосалоне 1939 года, стал последним от-сотрудничать с фирмой "Аргус", основным акционером которой, так же как и "Хорьха", был доктор Мориц Штраусе. Сначала на "Хорьх-10Н200" монтировали 34-сильный "аргусовскии" мотор, а с 1921 -го у обеих компаний и вовсе появилось общее КБ. В 1925-м техническим директором "Хорьха" был назначен работавший ранее в "Аргусе" Пауль Даймлер - сын одного из от-все вспомогательные агрегаты! Мотор Даймлера действительно, как утверждала реклама, "говорил шепотом", но был слишком сложным и потому плохо подходил для крупносерийного производства. Тем не менее, в конце 1926-го с только что пущенного конвейера. о котором очень радел тогдашний директор "Хорьха" Вильям Вернер (он перед этим жил в США, где изучал опыт американ-82ЗР 8/99 ского автомобилестроения), начали сходить машины с двухвальными двигателями. Мощность мотора для тяжелых автомобилей все же была маловата, и уже в 1927-м пришлось немного "раздуть" его рабочий объем, чтобы получить пять дополнительных сил. Не очень выразительной оказалась стилистика, оживить ее должен был профессор Берлинской академии искусств Хаданк, которому фирма заказала новый проект. Тот не придумал ничего лучшего, как фактически "срисовать" новый "Хорьх" с американского "Ля Салль". Тем не менее, американизированные немцы моделей "350" и "375" неплохо продавались. Двухвальные моторы делали до 1931 года, но еще раньше, в 1929-м, когда Даймлер покинул фирму, открылась возможность всерьез заняться новыми двигателями. Трудами Фрица Фидлера, пришедшего из "Штевера", и Рудольфа Шлейхера, бывшего сотрудника БМВ, были созданы четыре рядные "восьмерки", базирующиеся на одном блоке (объем цилиндров от 3 до 5 литров, мощность 65-100 л.с). Четыре двигателя, два шасси, две коробки передач (трех- и четырехступенчатая) и несколько кузовов давали возможность фирме предлагать широкую гамму моделей и модификаций - от кабриолетов в спортивном стиле до величественных лимузинов-пульманов. Правда, настоящей спортивности в "хорьхах" было маловато - на высоких скоростях машины плохо держали дорогу. Появление 12-цилиндрового "Майбаха" толкнуло руководство компании на ответный шаг. Осенью 1931-го посетители Парижско-робку передач, где были синхронизированы строили семь спортивных "специаль-родтри передачи из четырех, шасси с четырьмя стеров" 855, стоивших дороже роскошного гидродомкратами: с места водителя можно пульман-лимузина 951, и три спорт-купе, одбыло вывесить любое колесо или все четыно из которых подарили Бернду Роземейеру ре одновременно. Вот только начало 30-х - гоночной звезде "Ауто-Униона". оказалось не лучшим временем для сбыта В предвоенные годы даже "Хорьху" сверхдорогих автомобилей. В 1932-1934 гг. пришлось "затянуть пояс" - кузов "маленьпостроили только 81 машину (моделей 760 и кого" "930-го" (наследника удачной модели 600). В 1932-м завод в Цвиккау вошел в со830) в целях экономии унифицировали с став концерна "Ауто-Унион". "Вандерером" и "Ауди". Но руководство фирРуководитель новорожденного автогимы строило грандиозные планы. В содружеганта Йорген Расмуссен санкционировал стве с Паулем Яраем, известным специалиразработку для "хорьхов" нового двигателя стом по аэродинамике, делали обтекаемые V8 и независимой передней подвески. С кузова, проектировали новые моторы V8 и таким мотором (сделанным, между прочим, V12, в 1939-м представили прототип из того самого V12) относительно недоро"Хорьх-ЭЗОБ" с несущим кузовом. Тот сагой "Хорьх-830" расходился на ура. Уже в мый, что наши офицеры увидели в 1945-м. 1933-м было продано 1000 машин. Военное время потребовало других В 1934-м появилась на свет серия 850, а машин. Появилась модель 901 - большой 11 февраля 1935-го из ворот завода вышел штабной автомобиль с мотором "930-го", первый автомобиль модели 853 - самый знадругая армейская техника. На саксонского менитый ив то же время скандальный рыцаря натягивали серую форму вермах"Хорьх". Двухдверный кабриолет работы атета и кирзовые сапоги... лье "Глезер" со смелой линией крыльев и фаПосле войны на заводе наладили вырами размером с человеческую голову выпуск небольших грузовиков и тракторов. глядел величественно, а его пятилитровый Позднее там делали легковой шестицилинмотор развивал 100 л.с. Богатые покупатели дровый "Заксенринг" - представительский брали "853-е" нарасхват и довольно быстро автомобиль по-гэдээровски. А потом из воразочаровывались. На высоких скоростях корот бывшего "Хорьха" покатились двухцилеса вибрировали, в поворотах автомобили линдровые "цвиккау-Р50" - прародители опасно "плыли", резина безбожно изнашива"трабантов". К тому времени мода на тролась. Производство пришлось приостановить фейные "хорьхи", собиравшие в конце 40-х и отозвать более 350 уже проданных машин толпы пацанов, у нас в стране прошла. для усиления подвески и рамы. Офицеры дарили их своим шоферам, проТолько в январе 1937-го "853-е" вновь давали за бесценок. Мало кто предполастали сходить с конвейера. В конце года погал, что за красавцами из Цвиккау со вреявилась и модернизированная модель 853А менем станут гоняться коллекционеры.го автосалона с восхищением рассматривали кабриолет, привлекавший всех трехчастным панорамным ветровым стеклом и роскошным сафьяновым интерьером. Мотор V12 с гидротолкателями клапанов рабочим объемом 6021 см 3 развивал при 3200 об/мин 120 л.с. Автомобиль нес в себе много неау обычного: карбюратор со специальной системой подавления шума всасывания (!), косо 120-сильным мотором, повышающей передачей (как писали в рекламе - "для езды по автобанам") и уменьшенной базой. Плотный тент, мощная "печка", плафон освещения салона - комфорт почти современный. Несмотря на первый блин, покупатели не отвернулись от модели. А сегодня коллекционеры особенно высоко ценят первые длинные "853-е". На базе "Хорьха-853 А" по-Сегодня права на марку "Хорьх" - в руках "Фольксвагена". После появления прототипа "Мерседес-Майбах" поговаривают о возрождении еще одного легендарного имени. Отцом нового сверхпрестижного "Хорьха" может стать концерн, разбогатевший на народных "жуках". Впрочем, это вполне закономерно... ЗР 8/9983