шжтмкПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ГРИФОМ "СЕКРЕТНО*совершил наш корреспондент, чтобы испытать российскую навигационную систему.В номере 3 за этот года мы уже писали о российском датчике НАВИОР-14, принимающем сигналы от всех существующих навигационных спутников, будь они наши или американские. Но датчик - это еще не "навигатор". К нему надо добавить программное обеспечение, компьютер и дисплей, В СКВ "НАВИС" сделали все необходимое и предложили испытать новинку в "боевых" условиях - пробеге пй достаточно протяженному маршруту с заездом в "незнакомый" для нас, москвичей, город. Итак, рано утром на машину (это была "Ока-Престиж" - ее-то ГИБДД тормозить не будет} за какие-нибудь полчаса была установлена неприметная антенна, а на коленях у представителя СКВ разместился спутниковый навигатор. Мы выбрали вариант с большим дисплеем, хотя для легковой машины он неудобен. Зато на экране легче разглядеть детали маршрута. названия их не подписаны. А значит, функция автоматической прокладки маршрута невозможна. И пока это, увы, действительно так. Дело в том, что для наложения транспортной карты (подобной той, что напечатана в "Полезных страницах" "За рулем") с обозначениями дорожных объектов, улиц с односторонним движением и прочей необходимой водителю и компьютеру информацией эта карта должна совпадать с реальной, видимой со спутника. В странах Европы такие карты-есть, причем в крупных городах на них указана даже дорожная разметка с точностью до нескольких дециметров! У нас же в силу пресловутой секретности все издаваемые для населения "топографические" планы усердно снабжены линейными и угловыми искажениями, так что реальную картину напоминают весьма отдаленно. Можно, конечно, поездить с НАВИОРом по Москве и записать в память все улицы, проезды, дорожные зна-чАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВля, вплоть до резких перестроений. Да ис радаром ГИБДД (если он "поймал" вас не по делу) можно объективно поспорить. Кстати, о "черном ящике": он прочен и устойчив к ударам и вибрациям. Память нашего навигатора организована на специальных флэш-картах размером с новые водительские удостоверения, причем объем записываемой информации достигает 100 Мб! А поскольку нет никаких вращающихся дисков, головок, то и удары ей не страшны.Включено питание - и в центре появился силуэт автомобильчика, а вокруг него - целый сонм спутников, красных и сигабайт информации, и работа займет негод продается около 2 млн. автомобильных них. Как вы понимаете, красные - это насколько лет, а кроме того, она не начнется навигационных систем) по-прежнему стоит пресловутое "держать и не пущать". Может ши, системы ГЛОНАСС, синие - "ихние", без соответствующих разрешений. забугорные, системы GPS. Увы, синих Так что же, навигатор - вещь бесполезбыть, ситуация со временем все-таки измепочти все время было больше. И здесь наная? Отнюдь. Уже сегодня он предоставлянится, и отечественная система, снабжендо сделать маленькое отступление. ет массу интересных возможностей, и о них ная точными картами, окажется способна Чтобы однозначно решить навигаци- речь ниже. Во-первых, за виртуальным авне только служить сверхточным компасом. Ценную задачу, датчику необходимо иметь томобильчиком на экране (и в памяти компьно и реально указывать дорогу по еще не езинформацию минимум от четырех спутниютера) остается след. Так что, проехав по женным улицам... ков одновременно. Поэтому и мы, и америнезнакомому маршруту канцы вывели на орбиты по 24 спутника, один раз, обратную дороюней обеспечив необходимое перекрытие погу искать уже не придет59*»'51вИ вэомгзмее верхности практически всего земного шася. Еще одна интересная и 38 Экя^Ь ра. Успех системы, как говорят, превзошелособенность, системы: в шп .»• (ЛС=«:Ю:17 все ожидания. Правда, для улучшения точправом углу экрана кажIU3.?tai CeO.lZh ности работы в условиях помех от городдые полсекунды обновляской застройки США разорились еще на ется информация о геовосемь дополнительных спутников. Нам же графических координане до того. Скажем больше: постепенно и тах машины, ее курсе, часть запущенных нами вышла из строя и скорости (с точностью. до..,, 0,03 км/ч), высоте сегодня в работе осталось лишь 15. Итак, благодаря всеядности НАВИОРа над условным уровнем компьютер имеет избыточную информацию моря и пройденном раси использует ее для повышения точности стоянии. Но главное определения координат. Это мы увидели на все это остается в памяL экране, уже когда поехали по Садовому T>, так что вы имеете на кольцу: силуэт виртуальной машинки шел борту как бы "черный по правому краю проезжей части, а при пеящик" и в случае какой- На улицах Санкт-Петербурга: отчетливо видно, что Правила мы не нарушаем - едем по правой стороне (наша траектория - тонкая линия рестроении послушно перемещался к центлибо нештатной ситуации от Площади Победы в сторону станции метро "Московская"; положеру! Но тут обнаружилось, что карта Москвы легко восстановить все ние машины показывает двойной кружок). Скорость на круге тоже невелика - всего 38,3 км/ч Птгастииииып,роа«ши з,7 км, направле-слепая. То есть знакомые улицы видны, да перемещения автомоби- ние движения в данный момент: запад - северо-запад (70,2°).Наш маршрут общей протяженностью 1744 километра навигатор выдержал с честью. Все это время он не выключался, разве только на ночь. Хотя и это было не обязательно: потребляемый ток составляет всего лишь 1,8 А. Просто не хотелось оставлять в машине прибор стоимостью около $5000 более чем в два с половиной раза дороже нашей "Оки". Дороговато? Что поделать. Сегодня приборы собирают поштучно, в основном по заказам военных. А на пути массового внедрения полезной отечественной ки... Но для столицы это примерно 600 ме^.: вазработки в нашу жизнь (кстати, в мире за46ЗР 8/99>