БАЗАРСЕРЫЙ ДИЛЕРОфициальных дилеров в России не больше десяти процентов.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ САЛОНЫ-ДИКАРИ Отправляясь в салон за автомобилем, будьте готовы к тому, что цена, указанная в рекламе, окажется липовой. На деле за машину попросят процентов на 20-30 больше. Недобросовестная реклама - привыч-3 ный трюк наших автобизнесменов. Вашей будущей покупке скорее всего не уготована предпродажная подготовка, она не будет укомплектована запаской, домкратом, насосом, инструментом. Наверняка вам наврут что-нибудь о гарантии (типа "заводской нет, лучше заплати нам - дадим свою, фирменную"). Приготовьтесь к многочисленным доплатам: за 'улучшенную" резину, за цвет, импортный аккумулятор, транзитные номера... И не обольщайтесь при этом, что выбранный вами экземпляр хранили в "тепличных условиях". Чаще всего автомобиль коротал время под открытым небом. Хорошо, если на асфальтированной площадке, а то и на голой земле. Не удивляйтесь, если узнаете, что его пригнали своим ходом из Тольятти, заливая, например, '76-й" бензин вместо "92-го". Кто объездил с десяток таких, с позволения сказать, автосалонов, подтвердит - это вовсе не "ужастик". Обычное дело... И все потому, что торговать автомобилями у нас донельзя просто. Собрались дватри человека, имеющие первоначальный капитал, и решили продавать "жигули", "волги" и т.д. В этом деле главное - желание. Где достать автомобили? Да где угодно: у оптовиков, на региональном заводском складе, на самом заводе, у заводских поставщиков по бартеру и т.д. Нет проблем! Официальный ты дилер или просто торгаш с улицы - производителей не интересует. Вот и плодятся по всей стране "серые". Небольшой клочок земли, засыпанный гравием, сетка рабица, будка охранника и десяток машин таков их портрет. Кто-то возразит: а что жв этом плохого? Люди зарабатывают, а заодно и снабжают нас автомобилями. В самом деле, у "серой" торговли свои плюсы. Больше торговцев, меньше "накрутка" - таков закон рынка. А кто из нас, покупателей, не хочет сэкономить? Но выиграв что-то при покупке, можно куда больше потерять потом. Где, к примеру, у той же гравийной площадки свой сервис? Правильно, его нет. Значит, нет и предпродажной подготовки, а без нее заводская СТО машину на гарантийное обслуживание не возьмет - не имеет права. Нет у "серых" и типового вазовского договора купли-продажи, а это опять же проблемы с гарантией. Автомобиль посткризисной "выпечки" без гарантийных обязательств, прямо скажем, не лучший подарок. А "серый" дилер, в отличие от официального, не несет перед клиентом никакой ответственности. Его не интересует состояние автомобиля - к такому продавцу не вернешься и не пожалуешься на неполадки, возникшие сразу по выезде за ворота "салона". Официальный же обязан по соглашению с заводом все подобные претензии принимать. "Официал" вообще обременен многими обязательствами. Он должен иметь склады с запчастями, обучать квалифицированный персонал (менеджеров и механиков), предоставлять заводу аудиторский финансовый отчет и бухгалтерский баланс (!). Ну кому, скажите на милость, нужна вся эта канитель? Легче быть "серым" - ни за что не отвечать, никому ничего не предос тавлять и, в то же время, получать ту же, что и "официалы", прибыль. Хотя почему "ту же"? Уходя от налогов, они ее еще и удваивают! Поэтому не стоит удивляться, что всего 10 процентов российских автоторговцев - официальные дилеры. И только половина из них отвечает этому статусу. Кому выгодна такая ситуация? Может, самим заводам? Или какой-нибудь мифической автомафии? Похоже, всех устраивает нынешнее положение дел, затрагивающее не только рынок отечественных машин, но также иномарок - "серые" торговцы продают в России и большую часть зарубежных автомобилей, ловко используя пресловутые таможенные льготы. НЕУДАЧИ "ЦИВИЛИЗАТОРОВ" Впрочем, не совсем так, не все готовы мириться с засилием "серых". Попытки навести хоть какой-то порядок на рынке российских автомобилей предпринимались, и не раз. Инициатива исходила прежде всего от самих продавцов (разумеется, официальных). Сначала несколько тольяттинских предпринимателей создали Ассоциацию дилеров АвтоВАЗа. Позже их столичные коллеги оформили ассоциацию "Автодилер". Эти организации стремились объединить официальных торговцев отечественными машинами, в основном "жигулями" и "самарами". Но их усилий не хватило, чтобы всерьез повернуть к себе лицом заводы, сделать их союзниками в противостоянии серому нашествию. Куда больших успехов добилась еще одна ассоциация российских автомобильных дилеров - РОАД, созданная дилерами ведущих мировых производителей "Мицубиси", "Пежо", "Рено", "Дженерал моторе", БМВ и других. В частности, ее стремление свести к минимуму таможенные льготы, благодаря которым и расцветают "серые", дало первые плоды. Недавняя отмена чернобыльских льгот - прямая заслуга ассоциации. Организовать культурный сбыт автомобилей вместе с АвтоВАЗом готовы были и московские власти. Не так давно в столице объявили, что в каждом районе будет открыта площадка по продаже ВАЗов (в розницу), а контролировать эту продажу будет некое закрытое АО. Именно оно, по идее, и должно было ограничить многочисленных "диких" автоторговцев. Но только с начала года ни одной такой площадки не появилось. Выходит, затея провалилась? Скорее всего, да. Для такой гигантской системы сбыта нужны и соответствующие вложения: в помещения, рекламу, персонал и т.д. Да и сможет ли она выдержать конкуренцию с мелкими, более мобильными фирмами? Полностью победить "серых" нельзя. Этого не смогли сделать еще ни в одной развитой стране. Однако совместными усилиями заводов и цивилизованных торговцев да еще с помощью государства их количество можно свести к минимуму. В этом процессе и мы сами - рядовые покупатели - тоже можем сказать свое веское слово, отказавшись приобретать автомобили в первой попавшейся лавке, как бы нас туда ни заманивали. Так что - может, начнем различать дилеров "по цвету"? И проголосуем за цивилизованный рынок рублем?р~*ЗР 8/9957